Фамилия Пежо у людей ассоциируется, как правило, с маркой первоклассного автомобиля. При чем же тут мельница, да ещё и ручная?
Попробуем найти ответ.
Патриархом семьи Пежо считается Жан-Жак I. Его сын Жан-Пьер I перепробовал самые разные занятия: занимался ткацким делом, построил красильный завод, маслобойню и … водяную мельницу.
Итак, мельница. Считалось, что человек, умудрившийся запрячь в работу воду, всегда будет при деньгах, ведь вода – источник энергии. А, если пойти дальше, вода может вращать не только жернова, но и двигать молоты, прокатные валы.
Сыновья Жан-Пьера I братья Жан-Пьер II и Жан-Фредерик переоборудовали мельницу… в инструментальный и металлургический заводы.
Поначалу предприятие было довольно скромным, но братья быстро освоили производство стальных изделий: пружин, полос, полотен для пил и прочей металлической «мелочёвки». А позже стали производить и часовые пружины.
Братья знали, что необходимо людям. «Мужские» товары: гвозди, молотки, столярные и слесарные инструменты и т.д.
Не были обделены и женщины. Завод выпускал корсетные крючки, кольца для кринолинов, зонтики, утюги…
И вот в 1840 году на заводе началось производство ручных мельниц. Кстати, марку «Peugeot» прославили именно домашние мельницы. Мельницы самых различных конструкций выпускались в огромном количестве вплоть до середины ХХ века.
Нужно сказать, что их производят и сейчас, но уже не так массово, а скорее в качестве сувениров. Ну, и для всех, кто не желает пользоваться «бездуховными» электроприборами.
В 1847 году появился знаменитый символ компании- лев. Лев был взят с герба Франш-Конте (Бургундия). Именно здесь братьями Жаном Пьером и Жаном Фредериком Пежо было основано небольшое семейное предприятие по выпуску изделий из стали. Лев ставился на все производимые товары: от пил и швейных машинок до велосипедов, а потом – мотоциклов и автомобилей. Компания «Пежо» стала одним из крупнейших металлообрабатывающих предприятий Франции.
В 1890 году Арман Пежо построил свой первый автомобиль с бензиновым двигателем и основал новую автомобильную компанию. Сейчас «Пежо» – крупный концерн, выпускающий широкую номенклатуру товаров. «Львиный» бренд стал культовым и всемирно признанным. Но, напомню, что всё начиналось с простой мельницы.
Итак, перед нами – ручная мельница. Деревянный корпус, в который насыпаются, например, кофейные зерна. Они попадают в небольшое углубление, где перемалываются специальными ножами, похожими на ротор. Измельченный кофе ссыпается в специальный ящичек, который находится снизу. И – вуаля! Можно варить свежемолотый кофе!
На корпусе мельницы –металлическая овальная пластинка со знаменитым французским фирменным знаком Peugeot freres (братья Пежо) и львом с изогнутым хвостом.
К слову, ручные мельницы были широко распространены в нашей местности. Их покупало в основном немецкое население, так как пить кофе входило в их семейные традиции.
Кофемолок в нашем музее несколько, а вот кофемолка братьев Пежо – единственная. И в настоящее время она экспонируется на выставке «Немцы в истории России».
Приглашаем всех посмотреть на этот редкий экспонат!
Информацию подготовила старший научный сотрудник П.В. Соловьева
История одного экспоната: ручная мельница Пежо
1 апреля1 апр
5
2 мин