Не секрет, что в последние годы, с увеличением притока мигрантов в Россию, наблюдается тревожный рост числа тяжких преступлений, вопреки утверждениям сторонников привлечения дешевой рабочей силы. Особую обеспокоенность вызывает вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних. Согласно статистике, опубликованной Следственным комитетом РФ в конце прошлого года, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними мигрантами в 2024 году, возросло на 10%, а число особо тяжких преступлений, совершенных подростками, увеличилось более чем вдвое. По словам главы СК РФ Александра Бастрыкина, только за восемь месяцев прошлого года было расследовано 13,5 тысяч уголовных дел, возбужденных против подростков. При этом в статистику включены только те иностранные граждане, у которых нет российского гражданства. Общий объем правонарушений остается неустановленным.
По мнению экспертов, причина вовлечения детей мигрантов в преступную деятельность заключается в отсутствии должного контроля и надзора в семьях. Многие из них не посещают школу, в результате чего формируются группы, занимающиеся поиском легкой наживы. Смысл этих действий вполне очевиден.
Депутат Госдумы РФ Михаил Матвеев недавно предложил решение, которое, несмотря на его кажущуюся целесообразность, вызвало негативную реакцию со стороны организаций, лоббирующих замещение коренного населения иностранцами.
Суть предложения заключается в том, что, основываясь на данных МВД, согласно которым лишь около четверти несовершеннолетних иностранцев, находящихся на территории России, посещают образовательные учреждения, депутат предложил депортировать из страны детей мигрантов.
Матвеев отметил, что в настоящее время в стране проживает около 800 тысяч детей мигрантов, и менее 25% из них посещают школы или детские сады.
"Когда мы обсуждали закон о тестировании, нас критиковали, говоря, что у нас союзнические отношения и дружба народов. Но мы имеем дело с молодежью, которая не учится, не имеет занятий и проводит время на улицах. Это не просто упущенные дети, а потенциальная угроза", — подчеркнул он.
Депутат акцентировал внимание на том, что такое положение дел может угрожать общественной безопасности. Отсутствие образования и надзора за сотнями тысяч несовершеннолетних мигрантов, по его мнению, приводит к их вовлечению в сомнительные уличные компании и противоправную деятельность. Он задал риторический вопрос о том, зачем этим детям вообще разрешено находиться в стране.
"Кто объяснит, какой смысл в их присутствии здесь? Почти полмиллиона детей мигрантов, не охваченных системой образования, находятся на улицах, сбиваются в группы и беспокоят других детей. Мы уже наблюдаем случаи грабежей, изнасилований и даже убийств. По данным СК, уровень тяжких преступлений среди несовершеннолетних мигрантов за последний год увеличился вдвое. Единственный выход — депортация",
— добавил Матвеев.
Действительно, возникает вопрос о необходимости присутствия в России такого количества несовершеннолетних иностранцев. Эти дети не участвуют в трудовой деятельности и не вносят вклад в экономику. Массовое присутствие семей мигрантов, включая жен, детей и других родственников, противоречит интересам коренного населения. При этом неважно, легально или нелегально находятся мигранты в стране, нагрузка на социальные службы, ЖКХ, транспорт и бюджеты всех уровней остается одинаково высокой.
Для понимания масштабов проблемы, в Москве на одного ученика старших классов ежегодно выделяется около 187 тысяч рублей из бюджета. Даже официально трудоустроенный и платящий налоги мигрант вряд ли может компенсировать эту сумму, учитывая, что эти расходы несет государство исключительно из-за присутствия его семьи.
Год назад в Государственной Думе рассматривался законопроект, ограничивающий возможность мигрантов привозить свои семьи в страну. Однако инициатива была приостановлена, и правительство направило документ на доработку, фактически заморозив процесс. Исполнительная власть до сих пор не предоставила внятного объяснения, зачем России нужны иностранные иждивенцы.
Естественно, высказывания Михаила Матвеева вызвали протест со стороны правозащитных организаций, которые поспешили осудить эти инициативы, назвав их "проявлением дискриминации". Они вновь заговорили о необходимости интеграции детей мигрантов в российское общество через систему образования и социальную адаптацию.
"Важно обеспечить равный доступ к образованию для всех детей, независимо от гражданства, чтобы предотвратить их отчуждение и склонность к асоциальному поведению", — утверждают правозащитники.
Однако эти люди упорно игнорируют настроения коренных россиян, для которых эта проблема стала наболевшей.
Комментарии, оставленные под постом Михаила Матвеева, говорят сами за себя:
"Наши дети не смогут нормально говорить, проводя все дни среди непонятных звуков. И программы подготовки к школе не освоят! Воспитателю будет не до наших детей! И в школе они не нужны! Детям нужно учиться, общаться, дружить, а не дичать!";
"Азиаты привыкли использовать детский труд, поэтому дети у них постоянно работают. Об их обучении и образовании они не заботятся";
"Эти дети — разрушители, а не созидатели! Если они пришли на детскую площадку, то от нее ничего не останется".
В сложившейся ситуации необходимо учитывать не только формальные права детей, но и реальные возможности государства и общества по их обеспечению. Интеграция – сложный и дорогостоящий процесс, требующий значительных ресурсов, как финансовых, так и кадровых. Если система образования не справляется с существующим потоком мигрантов, то простое расширение доступа к образованию без учета качества и последствий для других учеников приведет к ухудшению ситуации для всех.
Депортация, безусловно, является крайней мерой, но в условиях, когда другие инструменты контроля и интеграции не работают, она может стать единственным способом обеспечения безопасности и сохранения социальной стабильности. Важно понимать, что речь идет не о дискриминации по национальному признаку, а о защите интересов граждан России, чьи дети имеют право на качественное образование и безопасное окружение.
Альтернативные решения, предлагаемые правозащитниками, зачастую игнорируют экономическую составляющую и не учитывают реальные возможности бюджета. Обеспечение образования, медицинского обслуживания и социальной поддержки для сотен тысяч детей мигрантов ложится непосильным бременем на плечи налогоплательщиков, в то время как эти средства могли бы быть направлены на улучшение условий жизни российских семей.
Вопрос о целесообразности пребывания в России такого количества несовершеннолетних иностранцев требует комплексного и взвешенного подхода. Необходимо учитывать не только гуманитарные аспекты, но и экономические, социальные и культурные последствия. Только открытая дискуссия и честный анализ ситуации позволят найти оптимальное решение, отвечающее интересам всех сторон.