*Организация, признанная в соответствии с законодательством Российской Федерации террористической.
Краткие факты:
Арабский: Исб Аллах (“Партия Бога”).
Также пишется по буквам: Хезболла или Хизбалла.
Дата: с 1982 года.
Области участия: терроризм.
«Хезболла», шиитская ливанская политическая партия и военизированная группировка, которая впервые появилась во время гражданской войны в Ливане как ополчение после израильского вторжения в эту страну в 1982 году.
С 2000-х годов она является одной из ведущих политических сил в Ливане, многоконфессиональной стране, чья политическая система в значительной степени разделена по религиозному признаку. Его тесные связи с Ираном сделали его одним из важнейших компонентов возглавляемой Ираном Оси сопротивления - группы союзных организаций на Ближнем Востоке, которые противостоят влиянию Израиля, Соединённых Штатов и Саудовской Аравии в регионе.
«Хезболла», считавшаяся в 2020-х годах самым хорошо вооружённым негосударственным ополчением в мире, в сентябре 2024 года понесла значительный урон в результате целенаправленных атак Израиля на её инфраструктуру, бойцов и лидеров, в том числе Хасана Насраллу, который превратил организацию в то, чем она является сегодня.
Образование, политическая ориентация и конфликт с Израилем.
Шииты, традиционно являвшиеся самой слабой религиозной группой в Ливане, впервые заявили о себе в умеренном и в значительной степени светском движении «Амаль».
После Исламской революции в Иране, где большинство населения составляли шииты, в 1979 году и израильского вторжения в Ливан в 1982 году группа ливанских шиитских священнослужителей создала «Хезболлу» с целью изгнать Израиль из Ливана и создать там исламскую республику.
«Хезболла» базировалась в преимущественно шиитских районах долины Бекаа, на юге Ливана и на юге Бейрута. Она тесно координировала свои действия с Ираном, от которого получала существенную материально-техническую поддержку, и набирала людей в основном из недовольных молодых, более радикальных членов «Амаль».
На протяжении 1980-х годов «Хезболла» совершала всё более изощрённые нападения на Израиль и участвовала в гражданской войне в Ливане (1975-1990), неоднократно вступая в столкновения с «Амаль». За это время «Хезболла» предположительно совершала террористические акты, в том числе похищения людей и взрывы автомобилей, направленные преимущественно против жителей Запада, но также создала всеобъемлющую сеть социальных услуг для своих сторонников.
Гражданская война закончилась в 1990 году после заключения консоциативного соглашения, по которому несколько религиозных сект страны разделили власть. Соглашение должно было соблюдаться сирийскими войсками, которые были втянуты в гражданскую войну в стране в 1976 году.
По мере изменения политической обстановки менялась и идеология и риторика «Хезболлы».
В 2009 году, продолжая призывать к сопротивлению Израилю и поддержке Ирана, обновлённый манифест партии отказался от призывов к созданию исламской республики в Ливане и провозгласил в качестве идеального правительства демократию, которая представляет национальное единство, а не сектантские интересы.
Тем временем «Хезболла» была одной из немногих вооружённых группировок, не разоружённых сирийцами в конце гражданской войны, и, поскольку Ливан разделился на фракции, поддерживавшие или выступавшие против участия Сирии в событиях в стране, «Хезболла» решительно поддерживала Сирию.
После убийства в 2005 году Рафика аль-Харири, бывшего премьер-министра, выступавшего против участия Сирии, народная реакция на действия Сирии привела к решению вывести её войска из Ливана.
8 марта 2005 года, через несколько дней после того, как Сирия объявила о своём выводе войск, «Хезболла» организовала масштабный митинг в поддержку Сирии. Дата этого митинга впоследствии стала названием просирийского блока в ливанской политике.
«Хезболла» также продолжала вести продолжительную партизанскую войну против Израиля на юге Ливана вплоть до ухода Израиля в 2000 году.
Спустя годы, 12 июля 2006 года, «Хезболла», пытаясь оказать давление на Израиль с целью освобождения трёх ливанцев, находившихся в израильских тюрьмах, начала военную операцию против Израиля, убив нескольких израильских солдат и взяв в плен двоих. В ответ на эти действия Израиль начал крупное военное наступление на «Хезболлу».
34-дневная война между "Хезболлой" и Израилем привела к гибели более 1000 ливанцев и перемещению около 1 000 000 человек. Остановив Армию обороны Израиля (IDF) - подвиг, которого не совершало ни одно другое арабское ополчение, - "Хезболла" и ее лидер, Хасан Насралла, стали героями на большей части арабского мира. Два года спустя, в июле 2008 года, тела похищенных солдат были возвращены Израилю в обмен на пятерых ливанских заключённых и тела примерно 200 других человек.
Становится опорой ливанского государственного устройства.
В течение нескольких месяцев после войны 2006 года «Хезболла» использовала свой авторитет, чтобы попытаться свергнуть правительство Ливана после того, как её требования о предоставлении большего числа мест в кабинете министров не были удовлетворены: её члены, а также члены ополчения «Амаль» вышли из состава кабинета.
Затем оппозиция заявила, что оставшийся кабинет министров утратил легитимность, и потребовала формирования нового правительства, в котором «Хезболла» и её союзники по оппозиции получили бы право вето.
В конце следующего года попытки Национальной ассамблеи выбрать преемника в конце девятилетнего срока президента Ливана Эмиля Лахуда зашли в тупик из-за продолжающейся борьбы за власть между оппозицией, возглавляемой «Хезболлой», блоком «8 марта» и блоком «14 марта», поддерживаемым Западом.
Бойкот со стороны оппозиции, которая продолжала добиваться права вето, в котором ей было отказано, не позволил ассамблее набрать кворум в две трети голосов. Срок полномочий Лахуда истёк в ноябре 2007 года, и президентское кресло оставалось вакантным, пока фракции пытались достичь консенсуса по кандидатуре и составу нового правительства.
В мае 2008 года столкновения между силами «Хезболлы» и сторонниками правительства в Бейруте были вызваны решениями правительства, в том числе планами по демонтажу частной телекоммуникационной сети «Хезболлы».
Насралла сравнил решения правительства с объявлением войны и мобилизовал силы «Хезболлы», которые быстро взяли под контроль часть Бейрута. В последующие дни правительство отменило решения, которые спровоцировали вспышку насилия, а саммит с участием обеих фракций в Катаре привёл к соглашению, согласно которому оппозиция, возглавляемая «Хезболлой», получила право вето, о котором давно мечтала.
В ноябре 2009 года, после нескольких месяцев переговоров, последовавших за выборами в Национальную ассамблею, блок «8 марта» согласился сформировать правительство национального единства с блоком премьер-министра Саада аль-Харири «14 марта».
Напряжённость возникла в 2010 году после сообщений о том, что Специальный трибунал ООН по Ливану, расследующий убийство бывшего премьер-министра Рафика аль-Харири, сосредоточил своё расследование на высокопоставленных чиновниках «Хезболлы» и что вскоре будут предъявлены обвинения.
Насралла осудил трибунал как политически предвзятый и скомпрометированный поддельными доказательствами, а также призвал правительство Ливана прекратить сотрудничество со следствием. Блок «14 марта» продолжал поддерживать трибунал, что привело к напряжённому противостоянию.
После того как попытки Сирии и Саудовской Аравии выступить посредниками между двумя сторонами не увенчались успехом, «Хезболла» добилась роспуска правительства национального единства, убрав из кабинета двух своих министров и девять министров-союзников.
В январе 2011 года Наджиб Микати, миллиардер-суннит, был назначен премьер-министром после того, как получил поддержку «Хезболлы» и её союзников в парламенте. Назначение Микати, свидетельствовавшее о растущей политической силе «Хезболлы», вызвало протесты сторонников блока «14 марта», которые утверждали, что новое правительство будет слишком тесно связано с Ираном и Сирией, главными союзниками «Хезболлы».
В июне 2011 года, после пятимесячных обсуждений, Микати объявил о формировании нового кабинета из 30 человек, 18 должностей в котором заняли союзники «Хезболлы». Ни один пост не был отдан членам блока «14 марта».
В конце июня 2011 года Специальный трибунал ООН по Ливану выдал ордера на арест четырёх подозреваемых в убийстве Рафика аль-Харири, которых ливанские власти назвали членами «Хезболлы».
В ответ Наср аль-Ислам назвал трибунал политизированным и пообещал никогда не выдавать подозреваемых. Пятый подозреваемый, также член «Хезболлы», был установлен в 2013 году. В январе 2014 года начался заочный судебный процесс над подозреваемыми. Приговор, вынесенный в августе 2020 года, признал виновным только одного из подозреваемых и не выявил доказательств причастности руководства «Хезболлы».
Волна народных восстаний в начале 2011 года, известная как «арабская весна», поставила «Хезболлу» в затруднительное положение. После того как группировка приветствовала революционные движения в Тунисе, Египте, Ливии и Бахрейне, она обнаружила, что её интересам угрожает аналогичное движение против ключевого союзника, президента Сирии Башара аль-Асада.
По мере того, как протесты распространялись по всей Сирии, а число погибших среди гражданского населения росло, Насралла выступил в поддержку Асада, повторяя обвинения Асада в том, что сирийская оппозиция является агентом иностранного заговора.
Вскоре конфликт перерос в полномасштабную гражданскую войну, и к концу 2012 года стало широко известно, что боевики «Хезболлы» тайно были отправлены в Сирию для борьбы на стороне сирийской армии. В мае 2013 года Насралла публично подтвердил причастность «Хезболлы» и пообещал сражаться до тех пор, пока повстанцы не будут побеждены.
В 2016 году один из самых высокопоставленных военачальников «Хезболлы», Мустафа Бадреддин, который также был одним из пяти подозреваемых, обвиняемых в планировании убийства Рафика аль-Харири, погиб в бою в Сирии.
Восхождение к превосходству.
В конце 2016 года 29-месячный политический кризис закончился, когда союзник «Хезболлы» Мишель Аун был избран президентом. В рамках сделки, которая привела к его избранию, премьер-министром был назначен Саад аль-Харири.
Год спустя Харири неожиданно подал в отставку во время визита в Саудовскую Аравию, сославшись на вмешательство иностранных государств в дела Ливана и намекнув, что против него был составлен заговор. Однако и армия, и разведывательное управление Ливана отрицали, что были раскрыты какие-либо подобные заговоры, и считалось, что Харири ушёл в отставку под давлением правительства Саудовской Аравии.
Многие аналитики полагали, что Саудовская Аравия стремилась подорвать власть «Хезболлы». После нескольких недель международного давления на правительство Саудовской Аравии Харири разрешили вернуться в Ливан, где он отменил свою отставку и продолжил исполнять обязанности премьер-министра.
6 мая 2018 года в Ливане прошли первые с 2009 года выборы в законодательные органы. Блок «8 марта» получил большинство мест, что впервые сделало «Хезболлу» политически доминирующей силой. После девятимесячных обсуждений было объявлено о создании правительства национального единства, в которое вошли большинство партий.
«Хезболла» не получила прямого контроля над какими-либо важными постами в кабинете министров, поскольку её признание террористической организацией некоторыми иностранными правительствами поставило бы под угрозу международное финансирование Ливана.
Но «Хезболла» получила значительное влияние в кабинете министров: большинство должностей заняли её союзники, пришедшие к власти 8 марта, сама «Хезболла» получила две незначительные должности, и, что, возможно, важнее всего, ей было позволено назначить не связанного с ней союзника главой одного из крупнейших министерств страны - Министерства здравоохранения.
Однако новому кабинету министров было трудно справиться с кризисами, с которыми столкнулся Ливан. Растёт недовольство коррупцией в правительстве и его неспособностью действовать эффективно.
В конце 2019 года по всей стране прошли массовые демонстрации, участники которых призывали высших должностных лиц страны уйти в отставку. Хотя «Хезболла» пыталась препятствовать протестам и выступала против отставки правительства, многие из её сторонников участвовали в протестах, и Насралла заявил, что правительство должно работать над тем, чтобы вернуть доверие протестующих.
Харири ушёл в отставку в конце октября, и в январе 2020 года правительство национального единства было заменено технократическим кабинетом министров, назначенным при единогласной поддержке блока «8 марта». Хотя новое правительство пыталось справиться с тяжёлой финансовой ситуацией, в начале 2020 года оно столкнулось с новыми проблемами из-за вспышки глобальной пандемии COVID-19.
Экономические последствия усугубили ситуацию, а переговоры о помощи с Международным валютным фондом (МВФ) провалились в июле. В том же месяце Ливан вступил в период гиперинфляции.
4 августа взрыв в виде грибовидного облака, причиной которого стали небрежное хранение и техническое обслуживание высоко взрывоопасных материалов, нанес значительный ущерб Бейруту, сердцевине экономики Ливана. Общественный гнев, особенно выразившийся в возобновлении протестов, привел к отставке всего технократического кабинета на следующей неделе; на назначение нового кабинета ушло больше года.
В мае 2022 года избиратели выразили своё недовольство политическим истеблишментом, в том числе «Хезболлой», на парламентских выборах. Блок «8 марта» потерял большинство в Национальной ассамблее в пользу независимых кандидатов.
Тем не менее блок остался преобладающим в парламенте, и его спикер сохранил свой пост. Но когда в октябре президентский срок Ауна подошёл к концу, «Хезболла» с трудом смогла собрать поддержку для своего союзника — внука бывшего президента Сулеймана Франжье (1970–1976), - чтобы заменить его. Должность оставалась вакантной неопределённое время.
Конфликт с Израилем начался в 2023 году.
В 2023 году «Хезболла» и Армия обороны Израиля столкнулись в противостоянии за фермы Шебаа - полосу земли на Голанских высотах, на которую претендуют Ливан, Израиль и Сирия.
«Хезболла» усилила свои трансграничные атаки после того, как 7 октября ХАМАС, союзная палестинская группировка боевиков в секторе Газа, напала на юг Израиля, и Израиль в ответ начал войну между Израилем и ХАМАС.
"Хезболла" пообещала продолжать обстреливать Израиль до тех пор, пока боевые действия в секторе Газа не прекратятся. В 2024 году ЦАХАЛ убил несколько командиров "Хезболлы" в результате точечных ударов в Ливане, поскольку руководство Израиля продолжало сосредотачиваться на своей войне с ХАМАС.
Но по мере того, как в сентябре Израиль все больше переключал своё внимание на свою северную границу, тысячи пейджеров и раций, принадлежащих членам "Хезболлы", взорвались, убив десятки людей и ранив тысячи других.
Через несколько дней после этого нападения последовали израильские авиаудары по южному Ливану и Бейруту. По словам Израиля, они были нацелены на оружие «Хезболлы», но привели к гибели сотен людей, в том числе мирных жителей.
25 сентября «Хезболла» впервые запустила ракету в сторону центральной части Израиля, целясь в Тель-Авив, хотя он был перехвачен израильской системой противовоздушной обороны «Железный купол».
27 сентября израильские военно-воздушные силы сбросили более 80 бомб на район Дахие к югу от Бейрута в ходе удара по Насралле. Его тело было найдено и опознано на следующий день, и его смерть была подтверждена "Хезболлой".
1 октября израильские сухопутные войска вошли в южный Ливан; в течение первых 24 часов восемь израильских солдат были убиты и более 30 ранены в столкновениях с боевиками "Хезболлы".
Разрушения в Ливане в течение следующих двух месяцев превзошли масштабы войны 2006 года и включали масштабные разрушения на юге Ливана. Соглашение о прекращении огня, объявленное 26 ноября, в значительной степени основывалось на положениях резолюции 1701 Совета Безопасности ООН, которая положила конец войне 2006 года.
Вывод «Хезболлы» к северу от реки Литани, ключевое положение резолюции 2006 года, ранее не соблюдался и был одним из основных факторов, приведших к эскалации насилия в 2023 и 2024 годах.
Ещё больше статей читайте в подборке: ТЕРРОРИЗМ - это ЗЛО: