Автор — Ангелина Вовк
Сегодня, в эпоху поколений Зуммеров и Альфа, мы осознаем, что образование — это непрерывный процесс всей жизни. И современные дети, как никто другой, понимают эту динамику. Стремительно меняются профессии, их направления, и прогнозы предсказывают необходимость переквалификации каждые несколько лет.
В такой реальности ключевым навыком становится умение учиться и адаптироваться под реальное положение дел, не теряя при этом своей индивидуальности. И школа в этой связи должна дать базу не только твердых навыков (то есть, знаний непосредственно), но и мягких навыков (умений, связанных с личностными качествами).
Вместе со Светланой Трегуб — ведущим педагогом III ступени, преподавателем английского языка во II и III ступенях, главным координатором внешних проектов — мы составили чек-лист из 11 пунктов, который поможет сделать осознанный выбор школы, в соответствии с современными тенденциями и возрастными особенностями ребенка.
1. Локация
Первое, на что стоит обратить внимание при выборе школы, это, конечно, её местоположение.
Для маленького ребенка долгая дорога до школы – это серьезная нагрузка. По физиологическим нормам считается приемлемым не более 20-30 минут дороги для младшешкольника.
Светлана Трегуб
А для ребят средней и старшей школы этот пункт не так принципиален, и для подростков можно рассмотреть также вариант проживания в пансионе. Это отличная возможность для ребят проявить свою самостоятельность и выбрать школу по душе, даже если они живут в другом городе.
2. Директор
Директор — это ориентир, задающий и несущий ценности школы. Часто именно директор демонстрирует культуру и идеологию, которая принята в школе.
Не зря в нашей школе устроено так, что после посещения общей экскурсии по школе, пришедшая семья встречается с директором. Из диалога с директором можно понять, как в школе выстраиваются отношения с ребенком и родителями.
Светлана Трегуб
3. Атмосфера
Через школьное пространство, так или иначе, считываются ценности школы, отношение в ней между педагогами и детьми, общая атмосфера учебного заведения.
Какая она — школа? Какие в ней цвета, какие детали, чисто ли, вкусно ли пахнет? Какие ученики? Как они выглядят, как они себя чувствуют, как себя ведут друг с другом и с педагогами?
Необходимо походить по школе, рассмотреть её, отнестись к экскурсии по школе, как одному из самых важных этапов поиска школы и знакомства с учебным заведением.
Светлана Трегуб
Также для многих родителей рацион питания — очень значимый пункт при выборе школы. Питание и вообще само пространство столовой тоже транслируют ценности школы и качество, которое она предоставляет, будь то пища для ума или для живота.
Наша школа в качестве решения предлагает возможность завтрака или обеда в нашей столовой.
Светлана Трегуб
4. Учителя
Знакомство с учителями можно начать с сайта. Уже по фотографиям педагогов можно понять, какой вектор у школы.
Но, конечно же, лучше пообщаться вживую, ведь педагог — это, так или иначе, лицо школы, наглядный пример своей деятельности. И только при личном общении складывается понимание того, что это за человек, с которым ребенок будет проводить 8 часов в сутки.
Светлана Трегуб
5. Количество детей в классе
35 человек в классе на одного учителя — это не эффективное обучение. Кроме того, оно не приносит удовольствия ни учителю, ни детям.
Если в классе большое количество детей, важно обращать внимание и на количество взрослых. Классные руководители, тьюторы, ассистенты — все они являются частью образовательного механизма и делают его структурированным, результативным и экологичным.
6. День Открытых Дверей
Это тот самый случай, когда можно пообщаться не только с педагогами, но, в первую очередь, с детьми!
Очень важно сходить на разные дни открытых дверей, в разные школы. Именно живое общение — показатель того, как дети размышляют, как они управляют речью и подают себя, и как в этот момент себя ведет педагогический состав.
В нашей школе мы обязательно приглашаем на День Открытых Дверей старшеклассников и даже выпускников, чтобы родители не только видели, как у нас происходит живое общение взрослый-ребенок, но и могли в нем принять непосредственное участие.
Родители задают все интересующие их вопросы, а дети отвечают. Директор и педагоги, разумеется, находятся рядом, но именно дети рассказывают про то, какая у них форма образования, какие они видят в ней плюсы и минусы. Не "показушно", а естественно.
Дети — это и есть результат образования конкретной школы.
Светлана Трегуб
7. Клиентоориентированность
На каждую деталь необходимо обращать внимание, потому что отношение к клиентам является очень показательным (а родители и дети, это всё-таки в какой-то степени клиенты).
Как с вами общаются, начиная с администратора и заканчивая директором? Какой охранник вас встречает на входе? Какие уборщицы? Как выглядят туалетные комнаты? Опрятно ли выглядит помещение и удобно ли оно, например, для ожидания ребенка с уроков?
8. Дополнительные занятия
Для родителей (особенно детей младшего возраста) зачастую становится важным фактом наличие дополнительных занятий.
Сейчас очень ценится "наполнение" школы: какие дополнительные занятия могут разнообразить учебные будни, какими способами школа в целом может обогатить развитие ребенка?
9. Профориентация
Для родителей старшеклассников стоит ориентироваться на то, как в школе подходят к самореализации ребят в будущем. Есть ли уроки профориентации и если да, то что они из себя представляют?
Школа Великих Открытий убеждена в том, что ориентир должен быть на осознанный подход к выбору своей дальнейшей профессии. А это возможно только методом проб и ошибок — благодаря умению учиться.
Ориентир должен быть на то, как ребят в старшей школе учат осознанно подходить к выбору своей дальнейшей профессии.
И вообще — учат ли детей учиться? Я понимаю, что это задача из первого класса, научить ребёнка учиться, но в старшей школе она приобретает еще большую значимость в рамках компетенций 21 века.
Это не только хард скиллы, но и софт скиллы, которые необходимы для успешной жизни, а всё это приобретается только на практике. То есть обучение софт скиллам 21 века должно обязательно быть в школе.
Светлана Трегуб
В рамках компетенций 21 века важны не только твердые навыки (знания непосредственно), но и мягкие навыки (умения, связанные с личностными качествами). Образование не должно превращаться в простую гонку сдачи ОГЭ или ЕГЭ, оно должно помогать детям быть адаптивными к новым условиям, критически мыслить, грамотно управлять своим временем.
Образуется огромный процент тех ребят, кто вылетает из топ-вузов просто потому, что их не научили учиться, сталкиваться с трудностями, исправлять ошибки и взаимодействовать в команде с различными людьми. Всему этому обязательно должны учить в старшей школе настоящего времени.
В Школе Великих Открытий этому способствует проектная деятельность, которая развивает проектное мышление.
Проектное мышление — это не про то, чтобы сделать проект и поставить галочку. Проект — это навыки. Это умение справляться с проблемами и с трудностями в жизни, конфликтными ситуациями, это понимание, как подходить к решению той или иной задачи именно проектными методами, для реализации поставленной цели.
И когда закладываются эти навыки, когда в деятельность добавляется смысл, даже сама задача сдать ЕГЭ становится уже не такой страшной, ведь ребенок знает, как к этому подойти и для чего вообще к этому подходить.
Светлана Трегуб
10. Вовлечённость родителей
Успешное образование невозможно без союза ребенка-родителя-педагога. В Школе Великих Открытий подобный тройственный союз является одной из ценностей.
Родителю необходимо понимать правила школы и принимать их, участвовать в образовательном процессе ребенка, вовлекаться в определенные мероприятия, которые поддержали бы ребенка, держать контакт с педагогами.
Светлана Трегуб
Просто сдать ребенка в школу и вообще никак не вовлекаться в его учебу — не рабочий способ. Речь не о том, чтобы делать вместе домашку, а о том, чтобы поддерживать образовательную среду не только в школе, но и за её пределами.
Родители могут не осознавать, какая в них сила. Но их поддержка, участие и присутствие невероятно важны для детей, ведь тогда ребята чувствуют, что близкие люди с ними "за одно".
11. Отзывы и рейтинг — не тот ориентир
Отзывы и рейтинги — дело крайне субъективное и не всегда честное. Многих хороших школ нет в топ-рейтингах, однако, это не делает их и образование, которое они предоставляют, не качественными.
Люди склонны думать, если что-то является топом, то именно там качество. Но в вопросе выбора школы важно не забывать о личности ребенка. Какая школа подходит именно ему?
Зачастую, те организации, которые беспрекословно входят в топы, отражают в себе стремление к высокой конкуренции. И этот напор подходит далеко не всем детям. В отзывах к подобным школам зачастую транслируются такие требования к ученикам и их успеваемости, которые какой-то другой ребенок может не выдержать. И надо ли это ему?
На рейтинги можно ориентироваться в том случае, если ребенок идет в старшие классы и его цель — это поступление в топовые вузы страны. Но важно помнить, что рейтинг, в первую очередь, — это бизнес-инструмент для школ и юрлиц.
Светлана Трегуб
Школа Великих Открытий