Найти в Дзене
Записки о театре

Это не должно быть в нашем доме

Потихоньку знакомлюсь с современной драматургией, и одним из больших открытий для меня стал Дмитрий Данилов с его пьесой «Серëжа очень тупой» – комической, мистической и абсурдной настолько, что мне сразу захотелось 1) увидеть её на сцене и 2) поделиться этой радостью со всеми вокруг. Когда я предложила кусочек (на мой вкус наиболее показательный и забавный) для игры в Аргументариум, оказалось, что мои восторги не все разделяют. Кто-то из участников даже напрямую отказался играть именно с этим текстом. Что ж, на вкус, на цвет... сами понимаете. Когда мы всё-таки сыграли, оказалось, что абсурдный текст вполне поддаётся трактовке, правда, у меня по-прежнему осталась некоторая неудовлетворëнность. Как будто одной предельно чёткой и конкретной интерпретации недостаточно. Хотелось большего и было ощущение, что в тексте это большее как раз-таки есть. На день писателя мама подарила мне билеты на «Серëжу... » в ТТ на Сцену Молот, и в день театра мы этот спектакль увидели. Когда я читала текст,

Потихоньку знакомлюсь с современной драматургией, и одним из больших открытий для меня стал Дмитрий Данилов с его пьесой «Серëжа очень тупой» – комической, мистической и абсурдной настолько, что мне сразу захотелось 1) увидеть её на сцене и 2) поделиться этой радостью со всеми вокруг.

Когда я предложила кусочек (на мой вкус наиболее показательный и забавный) для игры в Аргументариум, оказалось, что мои восторги не все разделяют. Кто-то из участников даже напрямую отказался играть именно с этим текстом. Что ж, на вкус, на цвет... сами понимаете.

Когда мы всё-таки сыграли, оказалось, что абсурдный текст вполне поддаётся трактовке, правда, у меня по-прежнему осталась некоторая неудовлетворëнность. Как будто одной предельно чёткой и конкретной интерпретации недостаточно. Хотелось большего и было ощущение, что в тексте это большее как раз-таки есть.

На день писателя мама подарила мне билеты на «Серëжу... » в ТТ на Сцену Молот, и в день театра мы этот спектакль увидели.

Фото – Пермский Театр-Театр
Фото – Пермский Театр-Театр

Когда я читала текст, у меня перед глазами была совсем другая картинка. Тем интереснее художественное решение спектакля: мультисенсорное, в чëм-то избыточное. На сцене зритель видит своего рода инсталляцию на тему бытовой и сантехники. Здесь можно найти всё, чем только мы заполняем свои квартиры, с той лишь разницей, что техника расставлена повсеместно и хаотично. Возникает ощущение как бы вывернутой наизнанку или наоборот скомканной квартиры, где рядом с компьютерным столом вполне может стоять ванна и литься вода из душевой лейки.

По сюжету к программисту Серëже (Никита Курицын) являются курьеры (Юлия Никитина, Владимир Котляревский, Степан Сопко). Втроём (как Норны или Парки). Они должны передать ему некую посылку, но прежде «в течение часа» посидеть с ним, поговорить (к человеку же надо с душой!), поиграть в города... На сцене появление курьеров и их передвижения создают ощущение потустороннего присутствия, при этом как зритель я испытавала почти физический дискомфорт того, что они где-то вдалеке, за всей этой технической инсталляцией. Необычное пластическое решение с высвечивающимися в темноте мизансценами тоже усиливало напряжение.

Переломным моментом становится «Песня о старом ноже» Братьев Тузловых – после этой песни на сцене появляется Маша (Дарья Копылова), жена Серëжи. При её появлении сразу становится заметно светлее. И здесь уже курьерам приходит время оставить посылку и уйти.

Здесь упущена, как мне кажется, важная деталь – по пьесе в посылке находится что-то живое. И хотя мы так до конца и не узнаëм, что именно курьеры передали Серëже (а он унёс подальше от дома, потому что так велела жена), намёк на содержимое посылки мог бы дать зрителю чуть больше данных для интерпретации.

Заключительный монолог Маши завершается «Песней о старом ноже» – и только через время до меня доходит, что это же колыбельная! Можно было бы догадаться уже по самому тексту, но мне надо было услышать её мелодически, чтобы узнать и сопоставить одно с другим.

Конечно, спектакль «Серëжа очень тупой» (как и его литературная основа) – яркий пример текста «не для всех». Но если рискнëте познакомиться, это будет впечатление, провоцирующее на рефлексию.

Автор: Марина Щелканова