СИЛА ИКОНЫ И ЖАНРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ
Бывают в мире удивительные причинно-следственные связи: такие, которых ты не ожидаешь.
Cпроси неосведомлённого человека, почему в Донском монастыре чествуют икону Донской Божьей матери как важнейшую святыню – логичный ответ: появился монастырь – появилась икона. А на самом деле наоборот – икона стала смысловой прародительницей монастыря (важнейшего в современной православной культуре).
Монастырь был основан на месте, где в русском лагере находилась икона во время нашествия крымского хана Казы-Гирея, и благодаря которой, по преданию, превосходящий по численности враг был чудесным образом обращен в бегство. Бежали орды!
Если бы я сейчас решил написать диссертацию по истории, то выбрал бы такую тему: «Влияние Иконы и иконографического образа Иконы Донской Божией матери на российскую историю периода XIV-XXI вв.». Именно со словом «Влияние», а не «Значение». Значение иконы общепризнанно в Православном мире: не даром ее чествование происходит ежегодно 1 сентября в Донском монастыре. Праздничную службу в этом году проводит Предстоятель Русской Православной Церкви – Святейший Патриарх Кирилл.
А вот что она значила в истории России – тема раскрытая, но ее можно «развить в сравнении». Здесь очень много интересного с точки зрения противостояния с врагами Руси. Я бы подробно изучил такие темы: участие иконы Донской Божьей матери в вооруженных конфликтах (в основном – с юга), инициацию возникновения Донского монастыря, почитание Иконы современном мире. Я бы описал, что к этой иконе обращались за помощью несколько поколений Русских царей: начиная от Дмитрия Донского, которому она по преданию была поднесена (а по второму – заказана его супругой Евдокией в память о воинах погибших в Куликовской битве). Потом были: Иван IV Грозный при взятии Казани, затем его сын Феодор Иоаннович, затем Борис Годунов взошёл на престол, благословляемый иконами Богоматери Владимирской и Богоматери Донской, затем Алексей Михайлович – в противостоянии с крымскими татарами, далее Фёдор Алексеевич – в Русско-Турецкой войне (икона даже сопровождала войска в крымском походе князя Голицына 1687-89 годов). Так пред ликом Донской Богоматери прошла вся русская история от XV века до наших дней: она участвовала во всех войнах, помогала всем царям, и всё это время была почитаема в православном мире как величайшая святыня.
Так что главным выводом я бы сделал то, что икона Донской Божьей матери стоит в одном ряду с величайшим произведениями изобразительного искусства по степени влияния на ход истории. А во многом ее значение уникально: и по значимости, и по продолжительности. И пока я бы всё это писал, я задавал бы себе внутренний вопрос (на который нет точного ответа): сколько поколений русских людей были вдохновляемы ее образом, сколько еще людей прикоснулись к ней, помимо царей, за эти века и на сколько свершений она ещё повлияла.
И вот сейчас, один раз в год в Донском монастыре каждый может к ней прикоснуться. Знание того, что к ней до тебя прикасались повелители России и миллионы людей несколько веков подряд, уже не может не взволновать. Это видно по настроению людей, по выражению лиц, по всему!
В такие моменты, мне кажется, жанровые портреты, жанровые сцены так же важны как событийный репортаж. Они раскрывают внутреннюю суть. Это штрихи к смысловому портрету этого события – они про то, что это настоящий праздник, который проявляется и внешне в красивых праздничных нарядах прихожан, и во внутреннем состоянии, какой-то особой атмосфере общения...
Кроме того, жанровый репортаж даёт возможность эмоционально вернуться в состояние того события, которое снимали.
И хорошо, что это возвращаемо: каждый год икона приходит в монастырь к людям и это, безусловно, праздник!
Фотоальбом можно посмотреть здесь:
https://vk.com/album-70414325_304026483
01.09.2024
Донской монастырь, Москва.
Во время праздника Донской иконы Божией Матери
(С) Вадим Штрик, фото
#московскиерепортажи #moscowreports