В первые три года жизни ребёнка закладываются его речевые и языковые навыки. Уже к шести месяцам младенец начинает узнавать и различать те звуки, из которых состоят слова родного языка. В три года малыш уже должен называть цвета, запоминать короткие стишки, знать названия домашних животных и окружающих предметов.
Словарный запас трёхлетнего ребёнка в норме состоит из 1000–1500 слов. К этому возрасту малыш уже в состоянии объединять их в предложения по три-четыре слова.
К 4–5 годам дети начинают использовать сложные стилистические конструкции, строить развёрнутые предложения. Дети постигают особенности словообразования, их речь становится богаче и образнее.
Этот процесс не всегда проходит гладко. Несмотря на нормальный интеллект и отсутствие проблем со слухом, у некоторых детей возникают нарушения компонентов речи — фонетики, грамматики и лексики. Возникает состояние, которое называется общим недоразвитием речи (ОНР).
Дислексия и ОНР: в чём разница?
В справочнике МКБ-10 расстройства речи и языка объединены под кодом F80. Тем не менее, по смыслу эти понятия различаются.
Расстройство языка — это когда у ребёнка есть проблемы с пониманием того, что говорят другие (рецептивный язык) или трудности с выражением своих мыслей (экспрессивный язык).
Расстройства речи характеризуются недоразвитием или нарушением речевых навыков
Дислексия же в МКБ-10 обозначена как «специфическое расстройство чтения» (код F81.0). Однако, при наличии у детей ОНР они входят в группу риска по дислексии и дисграфии.
Типичная клиническая картина дислексии
Дислексия относится к группе так называемых «трудностей в обучении». У детей-дислектиков есть проблемы с беглым и точным распознаванием слов, с декодированием и восприятием смысла текста.
Считается, что причина этого — фонологический дефицит, при котором нарушены следующие компоненты:
- фонологическая осведомлённость,
- лексический поиск,
- кратковременная рабочая память.
Фонологической осведомлённостью называется способность идентифицировать и классифицировать структурные единицы речи (фонемы) и сопоставлять их с буквами (графемами).
Лексический поиск использует человеческий мозг, когда «роется в памяти», чтобы найти нужное определение.
Рабочая память на короткий срок сохраняет тот объём информации, который необходим для решения текущей задачи.
При дислексии эти компоненты работают недостаточно эффективно, поэтому дети (да и взрослые) не могут научиться читать бегло, без запинки. Причём, сложности они испытывают не только с чтением.
Вот как выглядят наиболее распространённые признаки дислексии:
- задержка развития речи,
- трудности с выполнением последовательных действий,
- трудности с пониманием служебных слов (союзов, предлогов, частиц),
- перестановка букв и слогов при чтении,
- «фонетическое» письмо (как слышу, так и пишу),
- сложности при чтении незнакомых слов.
У каждого человека дислексия выглядит по-разному: это касается как степени проявлений, так и спектра. Иногда люди только во взрослом возрасте узнают, что у них есть дислексия.
Дислексия — это особенность развития, и полностью устранить её нельзя. Однако, правильно подобранная программа коррекции обычно помогает справиться с симптомами. Например, методика Дейвиса включает несколько простых приёмов, с помощью которых человек может взять дислексию под контроль и наслаждаться чтением книг, забыв о проблемах.
Признаки ОНР
Общее недоразвитие речи легко спутать с дислексией, так как некоторые симптомы выглядят похоже. При ОНР тоже отмечается недостаточный словарный запас. Речь ребёнка бедная, изобилует грамматическими ошибками: он пропускает предлоги и союзы, «проглатывает» окончания слов.
Ребёнок с ОНР нарушает слоговую структуру слов и не знает, как используются приставки и суффиксы. Он не в состоянии составить рассказ по картинке или рассказать о том, что с ним произошло за день. Послушав сказку, он не может дать ответы по её содержанию.
У ОНР выделяют три формы:
- Неосложнённая.
- Осложнённая.
- Тяжёлая форма ОНР.
Первую можно назвать изолированной. Она отмечается при отсутствии других заболеваний. Осложнённая форма развивается на фоне неврологических синдромов — например, судорожного. Третья форма характеризуется органическими поражениями речевых отделов мозга.
ОНР различается и по степени проявления. Принято выделять четыре уровня: первый отмечается полным отсутствием речи, а при четвёртом нарушения минимальны.
Чем отличаются дислексия и ОНР?
Можно заметить определённые параллели между дислексией и ОНР. Оба состояния оказывают влияние на речь. В обоих случаях нет нарушения интеллекта или медицинских факторов. Тогда в чём же различие?
Первое, и главное: основной признак дислексии — это выраженные, стойкие трудности с чтением, причиной которых является фонологический дефицит. Дислектики плохо справляются с декодированием. А у детей с ОНР трудности с чтением возникают из-за проблем с пониманием речи.
Второе отличие: детям с ОНР зачастую сложно не только выражать свои мысли, но и понимать, что говорят другие. Они имеют проблемы с артикуляцией, с построением фраз. Их речь изобилует аграмматизмами.
Третье отличие состоит в том, что при ОНР затронуто гораздо больше аспектов речевой деятельности: и лексика, и фонетика, и грамматика. Присутствуют также нарушения интонации и ритма.
Имеются данные о том, что дислексия и ОНР иногда встречаются одновременно.
Как видим, эти состояния легко спутать, а ребёнок в результате не получит ту помощь, которая ему требуется. Что ещё хуже, в школе на него могут навесить ярлык, избавиться от которого будет очень сложно. Поэтому родители должны быть внимательными: если есть малейшее подозрение на то, что у ребёнка проблемы с речью, то его следует как можно раньше пройти тесты и показать специалисту.