Найти в Дзене
Царское Село

Роман Мельцер. Царскосельское наследие архитектора и художника

165 лет назад, 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1860 года родился Роман Фёдорович (Роберт Фридрих) Мельцер – один из законодателей стиля модерн в России.

В Царском Селе его имя связано с созданием обновлённых интерьеров Александровского дворца в личных покоях семьи императора Николая II и Александры Фёдоровны. Он проектировал архитектурное убранство, мебель и другие предметы интерьера, которые изготавливали на фабрике братьев Мельцеров. Дело основал их отец – Иоганн Фридрих Мельцер.

Кленовая гостиная. Автохром Андрея Зееста, 1917. Из коллекции ГМЗ «Царское Село» | Кленовая гостиная. 2022. Фото: ГМЗ «Царское Село», Святослав Новиков
Кленовая гостиная. Автохром Андрея Зееста, 1917. Из коллекции ГМЗ «Царское Село» | Кленовая гостиная. 2022. Фото: ГМЗ «Царское Село», Святослав Новиков

В тринадцать лет Роман Мельцер поступил в Санкт-Петербургское коммерческое училище, после его окончания продолжил обучение в Академии художеств. В 1888-м получил звание классного художника первой степени по архитектуре.

Одним из ранних его проектов стали кованые парадные ворота и ограждения пандусов Зимнего дворца, созданные совместно с Николаем Александровичем Горностаевым.

В 1900 году Мельцера назначили главным архитектором русских выставочных павильонов на Всемирной выставке в Париже. Основным считался Павильон русских окраин (Pavillon des Confins Russes), архитектура которого перекликалась с образами Московского Кремля.

Роман Мельцер принимал участие в отделке интерьеров многих императорских дворцов: Зимнего, Аничкова, Ливадийского и Коттеджа в Петергофе.

Палисандровая гостиная. Диапозитив Андрея Зееста, 1917. Из коллекции ГМЗ «Царское Село» | Палисандровая гостиная. 2022. Фото: ГМЗ «Царское Село», Святослав Новиков
Палисандровая гостиная. Диапозитив Андрея Зееста, 1917. Из коллекции ГМЗ «Царское Село» | Палисандровая гостиная. 2022. Фото: ГМЗ «Царское Село», Святослав Новиков

В 1894 году началось обновление интерьеров Александровского дворца в Царском Селе. Мельцера пригласили для подготовки в восточном крыле личных апартаментов Николая II и Александры Фёдоровны. Работы проходили в несколько этапов. Под руководством архитектора оформили Опочивальню, Сиреневый кабинет и Палисандровую гостиную на половине императрицы, Рабочий кабинет и Столовую (впоследствии Приёмную) на половине императора.

Приёмная императора Николая II. Автохром Андрея Зееста, 1917. Из коллекции ГМЗ «Царское Село» | Приёмная императора Николая II. 2022. Фото: ГМЗ «Царское Село», Святослав Новиков
Приёмная императора Николая II. Автохром Андрея Зееста, 1917. Из коллекции ГМЗ «Царское Село» | Приёмная императора Николая II. 2022. Фото: ГМЗ «Царское Село», Святослав Новиков

В 1902 году на месте Концертного зала во дворце решили устроить Кленовую гостиную и Парадный кабинет. Фирма Мельцеров проводила не только строительство, но и отделку и меблировку этих интерьеров. Архитектор занимался оформлением и Детской половины на втором этаже, поскольку семья императора постепенно разрасталась и «августейшие дети» нуждались в своих помещениях. Благодаря Роману Мельцеру произошли серьезные изменения внутреннего убранства Александровского дворца: постепенно он приобретал облик не столько роскошной, сколько уютной резиденции императора и его семьи.

Сиреневая гостиная. Автохром Андрея Зееста, 1917. Из коллекции ГМЗ «Царское Село» | Сиреневая гостиная. 2022. Фото: ГМЗ «Царское Село», Святослав Новиков
Сиреневая гостиная. Автохром Андрея Зееста, 1917. Из коллекции ГМЗ «Царское Село» | Сиреневая гостиная. 2022. Фото: ГМЗ «Царское Село», Святослав Новиков

Пять лет назад имя архитектора увековечили на карте Санкт-Петербурга: в память о придворном архитекторе Мельцеровским назван сквер на углу Большого Сампсониевского проспекта и Нобельского переулка.