29 марта 2025 года на скоростной автомагистрали Дегао произошла трагическая авария с участием электрического автомобиля Xiaomi SU7 Standard Edition. Автомобиль столкнулся с дорожным ограждением на высокой скорости, после чего загорелся. В результате катастрофы погибли три человека, а само происшествие вновь подняло вопрос о безопасности аккумуляторных технологий в современных электромобилях.
Электромобили и риск возгорания: почему батареи остаются слабым звеном
Случай с Xiaomi SU7 – далеко не первый инцидент, когда литий-ионные аккумуляторы электромобилей приводят к пожарам после столкновения. Проблема заключается в особенностях их конструкции:
- Термический разгон (thermal runaway). При повреждении аккумуляторных элементов происходит неконтролируемое повышение температуры, что приводит к воспламенению и, в ряде случаев, взрыву.
- Сложность тушения. В отличие от бензиновых пожаров, горящий аккумулятор электромобиля трудно потушить, так как химическая реакция продолжается даже без доступа кислорода.
- Риск блокировки дверей. В случае отключения питания система блокировки может не сработать, что делает эвакуацию пассажиров практически невозможной.
Xiaomi SU7: неполадки или человеческий фактор?
Согласно официальному заявлению Xiaomi, автомобиль перед столкновением находился в режиме интеллектуального вождения NOA (Navigation on Autopilot) и двигался со скоростью 116 км/ч. При приближении к дорожному ограждению система попыталась снизить скорость, но автомобиль в итоге врезался в бетонный барьер на скорости около 97 км/ч. Вскоре после удара произошло вспышечное возгорание, что не оставило шансов пассажирам.
Однако остаётся вопрос: могла ли электроника автомобиля предотвратить трагедию?
- Система NOA не смогла своевременно определить препятствие и снизить скорость до безопасного уровня.
- Аккумуляторная батарея сработала как бомба, что указывает на конструктивные недоработки и отсутствие эффективной защиты от перегрева.
- Механизм аварийного выхода, если он был, не позволил пассажирам выбраться вовремя?
Могли ли пассажиры спастись? Разъяснения службы поддержки Xiaomi
Одним из наиболее тревожных аспектов аварии стало сообщение о том, что после столкновения двери Xiaomi SU7 заблокировались, а пассажиры не смогли выбраться из горящего автомобиля.
В ответ на это журналисты обратились на горячую линию Xiaomi Auto, чтобы выяснить, предусмотрена ли инструкция для владельцев о действиях в экстренной ситуации. Ответы компании оказались неоднозначными:
- Механическая аварийная ручка действительно предусмотрена, но находится «под автомобилем», что делает её использование в экстремальных условиях затруднительным.
- Обычные электронные кнопки открывания дверей могут не сработать при отключении питания.
- Инструкция по безопасности на момент запроса не была четко разъяснена, и сотрудники службы поддержки не смогли подтвердить, проводится ли обязательный инструктаж для покупателей электромобилей Xiaomi.
Таким образом, остаётся открытым вопрос: если пассажиры не знали, как открыть двери в случае аварии, могло ли это стать дополнительным фактором, приведшим к их гибели?
Расследование Xiaomi
Согласно информации о записи вождения, опубликованной Xiaomi.
В 22:44:24 29 марта NOA Intelligent Assistance выдала предупреждение об опасности: “Пожалуйста, обратите внимание, что впереди есть препятствия”, выдала запрос на замедление и начала снижать скорость.
В 22:44:25 NOA перешла в режим управления человеком, рулевое колесо повернуто в левый угол на 22,0625 градусов, педаль тормоза открыта на 31%.
В 22:44:26 Рулевое колесо поворачивается вправо на угол 1,0625 градусов, педаль тормоза открыта на 38%.
Между 22:44:26-28 Транспортное средство столкнулось с цементным ограждением.
Рассчитанный таким образом, процесс занимает всего 1-3 секунды с момента захвата водителем управления транспортным средством до столкновения транспортного средства.
Члены семьи подвергли сомнению данные, официально опубликованные Xiaomi. Мать одной из жертв, Сяо Ло, рассказала Surging News, что ребенок в то время был за рулем умной машины: "Кто мог отреагировать на эту ситуацию за 2 секунды? Кто может переключиться немедленно в течение 2 секунд?”
После столкновения, произошел взрыв аккумуляторной батареи, а, находящиеся внутри люди, не смогли покинуть автомобиль.
Электромобили — угроза будущего?
Инцидент с Xiaomi SU7 — лишь очередной тревожный сигнал о несовершенстве современных электромобилей. Масштабные инвестиции в «зелёные технологии» не должны затмевать реальную проблему: аккумуляторные батареи остаются потенциально опасными при авариях.
Хотя автопроизводители продолжают совершенствовать системы безопасности, ключевые риски электромобилей остаются нерешёнными. Учитывая рост количества электрокаров на дорогах, можно ожидать, что подобные трагедии будут повторяться, если не будут предприняты радикальные меры по улучшению технологий аккумуляторов и аварийных систем спасения.