Найти в Дзене

Почему художника выключили из жизни общества.

Никто в этот вечер не мог оторвать взгляд от картин..
Никто в этот вечер не мог оторвать взгляд от картин..

Неочевидным, совершенно, кажется такое утверждение. Особенно для людей, погруженных в свои каждодневные дела и заботы. Происходят выставки, культурные события. Множество галерей и крупных арт-ярмарок зазывают зрителя на свои мероприятия. На виду бесчисленное количество художников и критиков. Соцсети ломятся от видео посвященного искусству и творчеству.

Но стоит лишь посмотреть в эту сторону, стоит лишь поинтересоваться, чем занят художник сегодня, как становится яснее божьего дня - художник не принимает участия в общественной жизни, не влияет на формирование эстетических и духовных образов, создающих культурные события и материализующих форму среды, в которой обитает сегодняшнее общество.

Чтобы стало понятно, о чем идет речь, я опишу сферы, из которых художник теперь исключен, и в которых он играл главенствующую роль еще несколько десятилетий назад.

  • · Архитектура и городская среда
  • · Интерьер
  • · Стиль и мода
  • · Оформительская деятельность
  • · Печатная деятельность
  • · Кино
  • · Искусство
  • · Преподавание и творчество
  • · Ювелирная деятельность

Да, да, теперь в этих сферах безраздельно властвуют профессии, которые являются по своему происхождению синтетическими и ограниченными в функционале. Многие из них появились совсем недавно. В Архитектуре теперь нет архитекторов. Есть менеджеры, которые именуются архитекторами и в силу необходимости, владеют инженерными и другими полагающимися знаниями, но абсолютно утратившие высокий вкус и способность создания художественной ценности, которой по всем сложившимся принципам должны обладать в полной мере.

В противном случае мы не наблюдали бы нагромождение противоречащих в своей ничтожности и невзрачности зданий, вырастающих радом с величественными и выдающимися по красоте строениями прошлого, которые в свою очередь были созданы великолепными архитекторами. Теми профессионалами, кто в базовой комплектации являлись подлинными художниками. Архитекторами они именовались исключительно потому, что, являясь художниками, владели еще и знаниями, связанными с инженерией и другими специфическими дисциплинами.

Работала эта система таким образом:

Подающий надежды молодой человек отводился в мастерскую к именитому художнику, где его принимали и назначали помощником. Поначалу он натирал пигменты и мешал пузыри с красками. После некоторого времени ему доверяли более ответственную работу, картоны, штудии. Все это время он находился непосредственно в процессе создания великих произведений, скульптур, больших и малых архитектурных форм. Все это время, помимо его понимания, происходило восприятие им высоких канонов, законов и узлов, которые и составляли предмет искусства и мастерства. Наконец он постигал главную задачу художника - умение создавать образ из ничего.

Последующей ступенью становилось поступления в училище, а после и Академия.

И уже в процессе обучения в Академии, он выбирал свой дальнейший путь и специализацию. В результате чего каждая специальность, художник живописец, график, скульптор, архитектор, декоратор, ювелир и другие, проходили один путь. Получали мощную базу, одинаковую для всех. И с этой базой вступали в свои специальности. Все они умели великолепно рисовать и создавать образ.

Карл Росси, архитектор создавший облик Санкт-Петербурга закончил Флорентийскую Академию Искусств. Работал два года художником на фарфоровом заводе в Питере.

Ну не может художник/архитектор поставить подпись под документом о сносе величественного здания 18 века, и возведении на его месте обезличенного человейника или бизнес-центра. Это может сделать человек, не обладающий ценностями. И если он называется архитектором, в этом случае он симуляция архитектора и не более того.

В наше время образование утратило объем, и самое разрушительное - утратило главный навык и признак художника - умение создать образ из ничего. Теперь все выходцы из обрезанных по своему наполнению учебных заведений и краткосрочных курсов - создают симулякр.

Кастрированность образования ярко иллюстрируется на улицах всех городов мира. Самые яркие по своей ущербности формы она приобретает в тех местах, где крутятся большие бабки. Невоспитанный глаз ничего не замечает. Но глаз более-менее насмотренный и образованный сразу видит уродливость и несоответствие все более и более разрастающихся проплешин, неумело замаскированных технологичными решениями.

Все это стало возможным благодаря системе обучения, которая вырвала из веками сформированной структуры знаний и информации отдельные ее части.

Диссекция единого тела знания и преемственности его в дисциплинах привели к негативному сценарию происходящему на всех уровнях художественной деятельности. Убили гениальность, упростили и низвергли все величественные ходы связи меж изящными искусствами. Породили сингулярность и примитивную ирреферентность.

Общее тело знания было посечено на маленькие кучки, и худшие из них составили дисциплины, которые предлагаются сейчас к изучению. Без какой-либо связи с обширным телом знания.

Появилось волшебное для современного уха слово "дизайн".

Что такое дизайн? Это исключительно прикладная функция украшательства. Без глубины и образа.

Я не ругаю дизайн. Дизайн прекрасная функция, дополняющая образ. Но я вижу, как эта функция становится над образом. Выключая главное, без чего она не может претендовать на выразительность и пользу. Но она активно претендует...

Как Деница, который захотел стать выше своего Создателя.

Эта диспропорция, к сведению глухих и не чутких, порождает безвкусицу и анти эстетику. Что мы и наблюдаем.

Давайте взглянем на принцип высшего образования в "Британке", которая котируется на уровне МАРХИ. Я возьму отрывок с сайта Британской высшей школы дизайна. Вот описание к факультету "Искусство и дизайн"

Все программы строятся на основе запроса представителей индустрии к тем или иным специалистам в области искусства и дизайна. Специалисты отдела академического качества составляют список знаний и навыков, которые будут необходимы выпускнику для построения успешной карьеры. На основе этих критериев куратор курса вместе с отделом академического качества составляют программу, которая отвечает всем перечисленным требованиям. Каждый семестр программа оценивается и дорабатывается. И если в индустрии происходят какие-то изменения или появляются новые технологии, вносятся дополнения в программу. Таким образом, Школа обеспечивает студентам актуальность получаемых знаний и навыков.
источник: https://britishdesign.ru/education/faq/

Таким образом, прямым текстом указывается, что обучение строится на запросе индустрии, для построения успешной карьеры. Нет ни слова о высоких задачах искусства, верности высоким эстетическим и культурным принципам, созиданию и великой красоте. Потому, что индустрии — это не нужно. Индустрии нужен успешный менеджер-дизайнер, который не станет чинить препоны в освоении бюджетов, из-за каких-то высоких идеалов искусства. Это капитализм. Где деньги выше жизни. А уродство выше искусства.

Давайте представим художника, оказавшегося в обществе, где его взгляды, принципы и устремления не нужны этому обществу. Что ему делать? Что ему делать с его гениальностью, если эта гениальность не нужна более никому?

Большая часть художников подстраивается под текущее положение вещей, и этим актом прекращают свое звание художника. Они становятся менеджерами и дизайнерами.

А та малая часть истинных художников обречена создавать никому не нужное искусство, будучи полностью выключенными из медийного поля, они предоставлены самим себе и таким же как они. Судьбы их незавидны.

Но художник остается художником в любых обстоятельствах. И он продолжает создавать шедевры, потому как его механика такова. Он не может не создавать. Он творец. Сколько раз я бывал в мастерских этих гениев. Там хранятся невероятные шедевры, арт-объекты и элементы их деятельности. Это другая вселенная. Всякий раз ты погружаешься в другой мир. МИР ИСКУССТВА. Словно зазеркалье. И сталкиваясь с обоими мирами - миром художников, как будто заточенных в своем царстве и миром официального искусства, я ощущаю восторг от первых, и чувство угнетенности и пустоты от вторых.

Искусство заменил дизайн. Художника заменил менеджер.

И вот теперь в городской среде управляют урбанисты. Это менеджеры с ограниченным функционалом. Сити-менеджеры. Их пачками выпускают Британка, ВШЭ и другие.

Стиль и мода теперь придумывается дизайнерами одежды.

Оформление событий, фестивалей, раутов и просто помещений тоже отдано дизайнерам.

И в издательстве и книгопечатании теперь управляются дизайнеры.

Кино тоже утратило красоту и гармонию. Там теперь нет художника, который ее создавал. Хотя стоит признаться, что в "фестивальном кино" работают художники, что и делает это кино фестивальным.

В официальном искусстве давно нет художников. Есть имитация художников и доминирование кураторов с бизнесом. Официальное искусство, это та часть его, которая производит события и освещается в масс медиа.

Новая волна блоггеров и инфоцыган снесла традиционную систему преподавания и творчества, и наводнила ее преподающими и творящими без образования.

Художник выключен из жизни общества.

Симуляция художника обслуживает жизнь общества.

Сейчас так.