Найти в Дзене
Трибун

Война, политика и моряки

Уютный комок пожелтевших газет зашуршал, поехал и развалился, когда большой пушистый бок Кота Апокалипсиса начал ворочаться, просыпаясь. Кот перевернулся на спину, вытянулся всеми своими лапами, обнажая длинные изогнутые игры когтей, распахнул в зевоте большую розовую пасть и снова собрался в невероятно домашний такой убаюкивающе-притягательный кружочек. Можно было бы ещё поспать, посмотреть на очередной соблазнительно-вкусный мышиный канкан, но тут полузакрытый правый глаз наткнулся на смутно прорисованную картинку газетной иллюстрации. Вертикаль зрачка расширилась, обратилась в заинтересованный круг и заставила второй кошачий глаз вынырнуть из благостной дремотной неги. Так-так! Кот снова развернулся на шуршащем своём ложе и, положив голову на мягкие подушечки лап, внимательно вгляделся. Однако! Какое странное сочетание. Угодливость или правильный расчёт? Политический реверанс или откровенное заигрывание с потенциальным союзником? Картинка предоставляла весьма неоднозначное толковани

Уютный комок пожелтевших газет зашуршал, поехал и развалился, когда большой пушистый бок Кота Апокалипсиса начал ворочаться, просыпаясь.

Кот перевернулся на спину, вытянулся всеми своими лапами, обнажая длинные изогнутые игры когтей, распахнул в зевоте большую розовую пасть и снова собрался в невероятно домашний такой убаюкивающе-притягательный кружочек. Можно было бы ещё поспать, посмотреть на очередной соблазнительно-вкусный мышиный канкан, но тут полузакрытый правый глаз наткнулся на смутно прорисованную картинку газетной иллюстрации. Вертикаль зрачка расширилась, обратилась в заинтересованный круг и заставила второй кошачий глаз вынырнуть из благостной дремотной неги.

Так-так! Кот снова развернулся на шуршащем своём ложе и, положив голову на мягкие подушечки лап, внимательно вгляделся. Однако! Какое странное сочетание. Угодливость или правильный расчёт? Политический реверанс или откровенное заигрывание с потенциальным союзником?

Картинка предоставляла весьма неоднозначное толкование. Публиковать в стране на первом главном месте – чужого правителя, только лишь окружённого местными президентами? Хм-м! Весьма смело. Такие мысли неспешно проплывали в просыпающемся сознании Кота Апокалипсиса, пока газетная иллюстрация всё более чётко представлялась перед округлившимся кошачьим взором.

Какой там век? А год? Кот скосил глаза на часы. Часы отрапортовали, что век 19-тый, а год примерно 61-65. Точнее разглядеть было невозможно. Стрелки дрожали и елозили по циферблату. Весьма потрёпанный журнал ловко вывернулся из-под кошачей теплоты и услужливо развернулся на пятой странице. Что там у нас? О, так это знаменитый «PUNCH». Английская общественность негодует по поводу сближения двух кровавых правителей 24 октября 1863 года.

Карикатура из журнала «PUNCH» «Крайности сходятся».
Карикатура из журнала «PUNCH» «Крайности сходятся».

Это понятная и совершенно логичная реакция. Ещё в 1812-14 годах так называемой Второй войны за независимость между Америкой и Великобританией Российское правительство обозначило свою позицию по поводу вмешательства Англии в дела Америки как вооружённый нейтралитет. И не без дипломатического давления со стороны России (граф Панин выступил за союз с Америкой и отстоял свою точку зрения перед царём в противовес пробритански настроенного князя Потёмкина), был заключён тот самый Гентский договор. По этому договору Великобритания навсегда отказалась от притязаний на свою бывшую колонию.

Что с этого России? Спросит любитель котиков, мысленно поглаживая пушистую спинку Кота Апокалипсиса. Ответ очевиден. Великобритания слишком разрослась и вознеслась. Нельзя было допускать её усиления, а напротив, нужно было всячески поддерживать противников Великой Британии. Не за горами Крымская война, в которой коалиция Англия-Франция будет пытаться мешать продвижению России на Ближний Восток. Хищники империалисты будут захватывать полянки, где пасутся тучные стада, а когда полянки кончатся, они будут рвать друг у друга то, что успели захватить.

Мягкие лапки ловко поддевают несколько газет из нижних стопок. Янтарные глаза быстро пробегают витиеватые строчки срочных новостей. Да, так есть. Американские газеты середины 19 го века пестрят заголовками о поддержке России в Крымской войне и презрительно намекают на скудоумие Англо-Французской авантюры. Особенным негодованием встречена поэма Теннисона «Атака лёгкой кавалерии» как образец не мужества, но глупости. Даже французскому генералу Пьеру Боске пришлось высказаться и произнести ставшей крылатой фразу: «C'est magnifique, mais ce n'est pas la guerre. C'est de la folie». («Это великолепно, но это не война. Это безумие»).

Но «revenons à nos moutons» («вернёмся к нашим баранам») Гражданская война в разгаре, и Англичанка бьёт копытом и думает, как бы ловчее запрыгнуть в драку. Уже есть планы поставок южанам оружия и амуниции, уже снаряжаются корабли, и тут…

Кот, не глядя, протягивает лапу и, царапая полированную столешницу сгребает лежащие на краешке стола очки. Ну а что вы хотели? Возраст. Удачно нацепив очки на переносицу, Кот извлекает очередную газету.

-3

«Harper’s Weekly» on September 24, 1863.

К Западному побережью Америки в гавань Нью-Йорка прибыла русская эскадра из:
1.«Александр Невский» (флагман) – винтовой фрегат с 51 пушкой на борту;
2.«Пересвет» – винтовой фрегат с 51 пушкой на борту;
3. «Варяг» – винтовой корвет с 17 пушками на борту;
4. «Ослябя» – винтовой фрегат с 45 пушками на борту;
5. «Витязь» – винтовой корвет с 17 пушками на борту;
6.«Алмаз» – винтовой клипер с 7 пушками на борту.
-4

Возглавлял эскадру – Степан Степанович Лесовский, адмирал русского императорского флота.

-5

Пышный приём, радостные бросания в воздух чепчиков. Фотографии на память и официальный снимок, который немедленно помещается на первую страницу NY Times.

-6
-7

И напомним, что это конец сентября 1863 года, а Интернета ещё нет. С телефонами тоже беда.

И вот следующая заметка!

«Oct. 12. Russian corvette Bogatyre, 48 guns, 312 men arrived» 12 октября 1863 года в Сан-Франциско начала прибывать вторая русская эскадра:
1.«Богатырь» – винтовой корвет с 48 пушками;
2.«Калевала» – винтовой корвет с 15 пушками;
3.«Рында» – винтовой корвет с 9 пушками;
4.«Новик» – винтовой корвет с 11 пушками;
5.«Абрек» – винтовой клипер с 5 пушками;
6. «Гайдамак» – винтовой клипер с 7 пушками.
-8

Командует эскадрой – адмирал Андрей Александрович Попов.

-9

Газеты взрываются восторгом и овациями. Американская нация ликует.

-10

А что, собственно, произошло? Осведомится любознательный любитель котиков, совершая подношение вкусняшек его пушистому величеству.

Вроде бы ничего особенного. Просто две эскадры одного из крупнейших империалистических хищников Европы заблокировали побережья Америки. И теперь Англия может только в ярости жевать воротник, но ничего сделать уже не может.

Кстати, обращаясь к фотографии для газеты наших доблестных морских офицеров, нужно не забыть упомянуть, что и русские моряки не отставали в фотогеничности от своих командиров.

Фотография 1863 года из библиотеки Национального конгресса США.
Фотография 1863 года из библиотеки Национального конгресса США.

Трещит пламя в камине, заставляя треугольники кошачьих ушек непроизвольно двигаться, отслеживая перекатывающееся по комнате эхо. Играющие волны жёлто-красного света выхватывают необычное. Цветная иллюстрация.

Кот выуживает из пачки старых журналов новенькое глянцевое издание:

«15 октября 2018 года. На торжественной церемонии в Сан-Франциско российский посол посетил кладбище на острове Мар и сообщил, что похороненные там русские моряки «внесли существенный вклад в победу Авраама Линкольна и северных штатов в Гражданской войне». Дипломат сослался на оценки историков. По словам Антонова, Сан-Франциско не забыл подвига россиян».
-12

Один за одним мелькают перед задумчивой усатой мордочкой статьи, заметки, обзоры. И все как под копирку описывают ужасный пожар в Сан-Франциско через несколько дней после прихода русской эскадры. Повторяют слово в слово некую заметку в газете того времени, как русские моряки самоотверженно помогали жителям города справляться с пожаром.

При этом все повторяют как мантру, что шестеро русских моряков получили ужасные ожоги и травмы… и погибли, спасая погорельцев.

Был ли такой факт? Ну конечно, конечно, был! В ночь с 22 на 23 октября 1863 года. Принимали ли активное участие в тушение пожара подчинённые адмирала Попова? Однозначно. Но!

Пропитанный морскими приключениями бортовой журнал ложится у нетерпеливо подрагивающих кошачьих лапок и призывно раскрывает свои поблёкшие тайны.

-13

Бортовой журнал корвета «Богатырь»: 27 октября 1863 года в 9.30 утра:

«Матрос 1-й статьи Артемий Трапезников скончался от брюшного тифа»;
20 ноября 1863 года в 7.30: «Умер музыкант Корт";
29 декабря 1863 года в 9.30: «Матрос 1-й статьи Яков Буторин скончался».

Бортовой журнал клипера «Абрек» (прибыл в Сан-Франциско 29 октября):

5 ноября 1863 года в 12 часов: «Матрос Салюкас, находящийся в госпитале на берегу, скончался";
4 декабря 1863 года в 6 часов: «Матрос Добрынин скончался от чахотки».

Бортовой журнал корвета «Рында» (прибыл в Сан-Франциско 8 ноября 1863 года):

17 ноября 1863 года – «Во время ответного салюта на американском фрегате «Ланкастер» во время зарядки взорвалась пушка, выбросив за борт матроса Федора Шарова, которого так и не нашли, а матросу Василию Козлову оторвало левую руку».

Нет никаких упоминаний ни в корабельных документах эскадры, ни в прессе того времени, что шесть русских моряков погибли при тушении пожара 22-23 октября 1863 года в Сан-Франциско.

Кот Апокалипсиса задумчиво мурлычет и, сняв очки, пристально смотрит в огонь. К чему это нагромождение не случившихся событий?

«– Думается, – Кот переворачивается на спину и, медленно вытягиваясь, развивает мысль, – причина подобного рода легенд всегда восходит к желанию героизации. Ведь ни эскадра Лесовского, ни эскадра Попова не принимали участия в военных действиях. Они даже не выходили из гавани, чтобы кого-то попугать. Одного присутствия российского флота было достаточно веским аргументом. С отдаления, с высоты глобального полёта это выглядит очень значимо, очень эпично, но в разрезе частном, близком, некоторым становится обидно, что, собственно, шашкой и не помахали. И тогда возникают слухи, сплетни, а позже и собственно сами легенды, которые охотно повторяют все, кому хочется почесать самолюбие через рубашку гордости за Отечество.

Такая же история повторилась и с эскадрой Лесовского.

Натужно гудит большая коробка, выплёвывая разноцветные листы распечаток, что, кружась по комнате, выстраиваются в кружок и медленно кружатся перед внимательными вертикальнозрачковыми глазами.

«07.02.2017 На кладбище города Аннаполис (Мэриленд, США) прошла панихида в честь российского моряка Николая Демидова, погибшего в Гражданской войне США в феврале 1864 года, сообщает RT. Николай Демидов воевал на стороне северян. С целью почтить память моряка в Аннаполис приехали сотрудники Минобороны России, работники российского посольства, их дети, а также представители Русской православной церкви. К сожалению, документальных свидетельств и подробностей гибели моряка Демидова не сохранилось».
«08.02.2017 (10:20) В США почтили память погибшего во время Гражданской войны русского моряка Николай Демидов похоронен в штате Мэриленд на небольшом городском кладбище. Он принимал участие в сражениях на стороне северных штатов за отмену рабства».
«01.08.2022 (12:00) В США состоялась памятная акция у могилы матроса Российского императорского флота Николая Демидова. 4 февраля 1864 г. в городе Аннаполисе (штат Мэриленд) погиб матрос Российского императорского флота Николай Демидов».
-14
-15

Как под копирку. Но документы сохранились, причём как со стороны Американской, так и записи в корабельных документах.

Разноцветное кружение исчезает, осыпается ненужных пеплом и в воздухе снова веет морским солёным прибоем, а за окном начинает свою песню штормовой ливень.

Бьёт вдалеке рында. Тревожно что-то на душе. И, кажется, весь дом немного покачивается, как корабль на рейде.

Кот мягко вспрыгивает на лапы, оглядывается по сторонам. Хм-м-м! Всё чудесатее и чудесатее.

Решительно нацепив очки, Кот вчитывается в строки старинных событий:

«4 февраля 1864 года матрос Николай Демидов в составе группы товарищей отбыл на берег. Во время посещения питейного заведения вступил в конфликт с местными жителями. Убит в ходе бытовой ссоры». Пожав плечами, Кот отодвигает ветхий документ в сторону. Из вороха газет вновь выпархивает пожелтевший «Harper's Weekly».
-16
-17
"Should this number of Harper's Weekly fall into the hands of some poor wounded fellow at Chattanooga, or some half-starved Union prisoner at Richmond, the contrast between his own condition and that of the scented and perfumed dancers who figure in the ball picture may not improve his temper. "They are fiddling while I am dying," is the remark which would not unnaturally occur to him, and it would leave a bitter taste behind".
("Если этот номер Harper's Weekly попадет в руки какого-нибудь бедного раненого парня в Чаттануге или какого-нибудь полуголодного заключенного северянина в Ричмонде, контраст между его собственным состоянием и состоянием надушенных танцовщиц, которые изображены на фотографии бала, может не улучшить его настроения. "Они играют на скрипке, пока я умираю", – это замечание вполне естественно пришло бы ему в голову, и оно оставило бы после себя горький привкус").

Геополитические забавы разыграны, аппетиты властителей удовлетворены, легенды созданы, траты оправданы, а простой люд, умирающий и угнетённый, как обычно это бывает, власть имущим не интересен.

Раздражённо отправив очки обратно на лакированную полочку, Кот спрыгивает на пушистый ковёр у камина и ложится в танцующий хоровод огненных теней.

Осталась одна неприметная заметка. Она осторожно подшуршивает к недовольно вздыхающему Коту. Что там? Письмо?

Мимолётный взгляд на печатных строчках задерживается, и картинка разворачивается. Будучи долгое время в чужой городской среде, русские моряки, однако, нашли большое сходство жизни простых людей с тем, что они видели не Родине. Теперь уже невозможно сказать, кто именно был инициатором этой затеи, но письмо Лесовского мэру Нью-Йорка сохранилось.

-18

Перед своим отъездом 01 декабря 1863 года русские моряки решили пожертвовать $4,760 для... Приобретение угля для малоимущих жителей Нью-Йорка. По всей видимости, нищета и нужда откликается в сердце даже в отношении, казалось бы, чужих заокеанских людей. И это вселяет надежду, что ещё не всё потеряно. Есть надежда, что добрососедство, милосердие и любовь к ближнему – победит.

Убаюканный этой мыслью и нежным гулом теплоты камина, Кот Апокалипсиса засыпает в мельтешении утихающих бликов пламени.


Автор: Александр Бронников