Найти в Дзене
Трибун

«Песнь о человеке!»

«Вера в груди моей сталью покрыта, и для нее бронебойные средства еще не открыты! Еще не открыты!» Горы Болгарии — это величественные снежные вершины, словно шпили древнего замка, окруженные облаками. На их склонах солнечные лучи, играя, раскрывают всю палитру красок, от ярко зеленых лугов у подножья до снежных вершин, сверкающих на солнце. Горные хребты, как стражи природы, величественные и непоколебимые, возвышаются над миром. На востоке, в южной половине Болгарии, поднимаются горные массивы Рила, Пирин. Севернее, через середину Болгарии, пологой дугой протягивается хребет Стара-Планина. И горы — это не просто природное явление, это место, где душа находит умиротворение, где сердце наполняется любовью перед величественной красотой. Один взгляд на горы заставляет замирать время и дает ощущение, что ты — часть этой вечности, а ветер, который гуляет среди склонов, знает много песен, сказок, легенд о подвигах гайдуков — заступников бедноты, защитников всех угнетенных, воинах, чья жизнь и
«Вера в груди моей
сталью покрыта,
и для нее
бронебойные средства
еще не открыты!
Еще не открыты!»

Горы Болгарии — это величественные снежные вершины, словно шпили древнего замка, окруженные облаками. На их склонах солнечные лучи, играя, раскрывают всю палитру красок, от ярко зеленых лугов у подножья до снежных вершин, сверкающих на солнце. Горные хребты, как стражи природы, величественные и непоколебимые, возвышаются над миром. На востоке, в южной половине Болгарии, поднимаются горные массивы Рила, Пирин. Севернее, через середину Болгарии, пологой дугой протягивается хребет Стара-Планина. И горы — это не просто природное явление, это место, где душа находит умиротворение, где сердце наполняется любовью перед величественной красотой.

Один взгляд на горы заставляет замирать время и дает ощущение, что ты — часть этой вечности, а ветер, который гуляет среди склонов, знает много песен, сказок, легенд о подвигах гайдуков — заступников бедноты, защитников всех угнетенных, воинах, чья жизнь и борьба проходила среди гор. Среди гор ходил смелый воевода, талантливый поэт Христо Ботев, это были времена суровых походов, горный ветер с охотой расскажет о кровопролитных боях четников Ботева с башибузуками и регулярной турецкой армией. Споет он песню и о смерти поэта, чье сердце было пронзено пулей врага. Поэт погиб на склоне горы Камарата, на просторе, став частью гор. Но дело поэта и революционера не погибло, его пример стал ориентиром для новых поколений революционеров. Ветер расскажет много и о смелом поэте Пейо Яворова, который тоже был гайдуком. Горы любят смельчаков и горы его запомнили. Часто гуляя по этим горам, поэт Никола Вапцаров слушал эти песни, которые пел ему ветер, он любил свой край, а горы придавали сил.

Поэт родился 24 ноября 1909 года у подножья Перина в Банско. Его отец в молодости ходил по горам, был гордым гайдуком, сражался с османами, но в политике, которой занимался всю жизнь, был колеблющимся, занимал различные идеологические позиции, пока не примкнул к реакционерам из македонского национально-освободительного движения.

Мать Николы — учительница и особенная женщина, именно она воспитывала в будущем поэте любовь к прекрасному и к своей родине, любовь к поэзии. Рассказывала своим детям у огня зимними вечерами удивительные истории о смелых гайдуках, об их великих сражениях с османами. Читала стихи Ботева, Вазова, Яворова. Еще мать Николы была сильной женщиной, справедливой и разумной. В своих детях мать стремилась воспитать любовь к человеку и родине, труду, истине, ненависть к бесправию и угнетению. Благодаря матери еще в раннем детстве Никола пристрастился к чтению. От природы обладал хорошей памятью. Еще развивать память помогало заучивание любимых стихов наизусть, в дальнейшем это войдет в привычку.

Школьные годы поэта пришлись на суровые двадцатые. Это и приход к власти фашистов в 1923 году, где хоть и сохранялась ширма демократизма, но основные командные посты заняли военные, лично назначенные царем Борисом. За это последовало череда восстаний, шли кровопролитные бои, которые унесли жизни многих антифашистов. Кульминацией борьбы с фашизмом стало Сентябрьское восстание 1923 года, где народ сражался самоотверженно и яростно, не впервой было Болгарину сражаться за свою свободу, горы запомнили и эти бои. Дни борьбы обожгли сердце поэта, своими глазами он видел людей, шедших в смертный бой. Видел митинги коммунистов, призывающих сражаться с фашизмом, бороться за свободу, которую так долго жаждет родина. Сильно жгло сердце гибель товарищей, про которых так хотелось рассказать, какие это были замечательные люди.

Никола не был созерцателем жизни, он в ней принимал активное участие. Был руководителем туристического общества, с помощью которого пытался отвлечь молодежь от питейных заведений. Жизнь рабочего, и без того тяжелая и нищая, с алкоголем усугублялась, человек погружался на дно. И Никола организовывал экскурсии по красивейшим местам Пирина, он делал все, чтобы воспитать любовь к родному краю, чтобы люди любили жизнь и свою землю. Среди сверстников он производил впечатление интеллигента. Он был весьма начитан в плане литературы не только Болгарской, но и мировой. И все свои знания отдавал людям, нес культуру в массы, декламировал стихи, играл на музыкальных инструментах, делал все, чтобы сделать жизнь людей чуточку сносней. Поэт пользовался доверием не только сверстников, но и парней постарше. Так, вместе со старшим товарищем создал нелегальную библиотеку из прогрессивной литературы, запрещенной на территории Болгарии, такой как «Мать» Максима Горького. Был организатором театральных постановок, весьма скрупулезно подбирал репертуар из разрешенных цензурой пьес.

Никола весьма прочно связывал свою жизнь с литературой и театром. Хотел учиться в Софии, стать литератором и критиком, но судьба, а точнее отец, распорядился иначе. Отец поэта, человек весьма реакционных взглядов, вхож в высшие круги. Человек, который жал руку саму царю Болгарии, сын которого ведет весьма странные дела, не подобающие для патриота, не признает авторитетов, якшается не пойми с кем, чего доброго, перестанет любить начальство и станет коммунистом. Не бывать этому, юноше нужно настоящее образование и военная выправка, дисциплина. Никола до последнего надеется закончить гимназию и учится в Софии, но отец говорит, что у него нет денег на его содержание в качестве студента. А в поезде, когда он возвращался из Софии, разговорился с одним матросом, которой поведал интересный рассказ о жизни на корабле.

Матросы, будучи непосредственными участниками морских экспедиций и торговых плаваний, входили в мир, где каждый день был исполнен вызовов и возможностей. Их жизнь пропитана запахом соленой воды. Они пробуждались под звуки морских птиц и шум волн, готовые к новым приключениям и непредсказуемым поворотам судьбы. Матрос — это участник великих открытий и торговых путешествий, пересекая океаны и моря, встречая разные культуры и народы. Они — неотъемлемая часть морской легенды, хранители мудрости и тайн, передаваемых из поколения в поколение. Жизнь матроса полна и опасностей. Их судьба зависела от капризов природы и мудрости навигации. Вечерами под звездным небом матросы делились своими историями и песнями. Их души были пропитаны свободой океана, а сердца — тоской по далеким берегам и любимым женщинам. Но любую невзгоду моряк встречал своей широкой грудью, жизнь матроса полна опасности и свободы, мужества, его судьба переплетена с морем и его загадками.

«Мы идем, пленённые твоей миражной далью, околдованные вечным стремлением к неизвестному, и души наши навсегда останутся узниками легенд твоих волн, очарованные неутолимой жаждой незримого». Никола Вапцаров «Импрессии с парохода «Бургас».

Именно рассказ моряка побудил Николу пробоваться поступать в машинное училище. Экзамены он выдержал, но встал вопрос о его здоровье и худобе, что ставило под сомнение его зачисление. Но в дело вмешался отец, задействовав свои связи, и Никола был зачислен. Казарменный быт стал тягостным для поэта: железные кровати, тюфяки, полные клопов, огороженный двор с часовым у ворот, баки для еды и индивидуальные котелки, которые приходилось чистить песком. Но хуже это прусские порядки заведенные в стенах училища, постоянная муштра, чеканка шага, приветствие офицеров. Поэту было сложно, он мало походил на солдата, форма висела на его высокой и худой фигуре, строевой шаг плохо давался, его подолгу гоняли на плацу. Никола даже подумывал сбежать на каком-нибудь судне в Константинополь, но побег не состоялся, а товарищи дали шутливое прозвище «Моряк», которое с ним так и останется.

От суровой казарменной жизни спасало умение Николы смягчать напряженную атмосферу, хорошо помогала в этом деле доброта, обладание высокой культурой и чувством юмора. Не забрасывает в стенах училища и общественную деятельность. Стал членом общества трезвости при училище, а позже вошел в состав руководства варненских школьных обществ трезвости. Выступал с докладами и лекциями. Играл в оркестре, пел в хоре, читал стихи. Учился он хорошо, правда предпочтение отдавал литературе и чтению. А чтобы не создавать себе лишних проблем, как солдат был послушным и исполнительным, правда особого усердия не проявлял и терпеть не мог лизоблюдства чересчур старательных, тех, кто заискивал перед начальством.

Но и не сидел сложа руки, когда видел зло, несправедливость и угнетение, становясь инициатором и руководителем всех протестов, часто выполняя самые трудные задания. Во время одной из инспекций в училище имел смелость потребовать улучшения питания, лучше мыть посуду и запрещения подачу чая в плохо вымытых баках, это требование было поддержано и другими товарищами. Угрозы исключения и наказаний не подействовали, требования были выполнены, а Никола отделался гауптвахтой, на которую пошел с улыбкой на лице и песней на устах. Наказали то за правое дело, а значит и грустить не надо.

-2

Будучи курсантом училища, не оставляет поэзии, пишет стихи. Никола всегда к своим стихам относился крайне критически, хотя многие его стихи печатались и хорошо принимались в молодежных изданиях. Правда раннее творчество Вапцарова доступно только на болгарском, сам поэт, по воспоминаниям жены, не сильно их жаловал. Никола в плане своей поэзии всегда был скептиком, читая свои стихи, сам же спешил придать их критике, сомневался, сможет ли он стать настоящим поэтом. Благодаря жене тетради с работами молодого поэта не стали пищей для огня и сохранились.

Поведение Поэта, его критическое отношение к существующему строю привлекают к нему прогрессивную молодежь. Сокурсник Вапцарова Дмитрий Молов, имевший связь с коммунистической партией, делает его своим помощником в проведении агитационной работы среди учащихся.

В 1929 году Никола заканчивает теоретический курс и проходит практику на речных и морских судах. На практике он ближе сходится с трудовым людом: матросами, кочегарами, докерами. Все свободное время тратил на чтение книг, в том числе и нелегальной литературы, много писал стихов. А вечерами читал стихи и рассказывал истории матросам, даже на практике не приостанавливал общественной работы.

Весной 1931 года Вапцаров задумывает побег на миноносце «Дерзкий» в Советский Союз, причиной тому стал арест Дмитрия Молова. Молова, избитого, под стражей доставили на миноносец, а Никола готовил план побега для его спасения. Для захвата корабля и дальнейшего похода все складывалось удачно. «Дерзкий» всегда стоял полный угля и воды, другие корабли в это время находились на учениях. Офицеры несли вахту только днем, а по вечерам с судна, как правило, исчезали, даже если были дежурными. Оставалось только набрать надежных людей, что тоже было сделано. В план никого не посвящали, а подготовку людей Никола брал на себя. Все было готово, оставалось только выбрать момент. И в день «Х» Вапцаров отказывается от побега. Он не струсил и не считал, что план провальный. Он просто не имел права уходить от борьбы, что их ожидала, туда, где другие ее уже закончили.

В 1932 году Вапцаров проходит стажировку на пароходе «Бургас» и отправляется в путешествие вдоль берегов средиземного моря. Море расстилалось перед ним словно безбрежный ковер из сверкающих драгоценностей. Вода переливается всеми оттенками синего и зеленого, от глубоких изумрудов до прозрачных лазурей, а в глубинах скрываются тайны, о которых шепчет ветер. На горизонте, где вода сливается с небом, величественные корабли кажутся точками.

Море — это не просто водная гладь, это живое существо, полное загадок и чудес. Каждый его прилив и отлив напоминает о вечном цикле жизни, о том, как время уходит и возвращается. Под поверхностью скрываются миры, полные ярких кораллов и экзотических рыб, танцующие в ритме водной симфонии. Здесь таятся древние легенды о морских чудовищах и потерянных сокровищах, о смельчаках, осмелившихся бросить вызов стихии. Море шепчет свои секреты лишь тем, кто готов слушать его голос — тихий и могучий одновременно. Море — это загадка, манящая к себе, зовущая в путешествие по волнам мечты и фантазии.

Но вместе с тем он увидит и «рай» капиталистического мира. Первый город, который посетил «Бургас», была Александрия. Город, утопающий в волнующих ветрах Средиземноморья, олицетворяет величие истории. Его узкие улочки, запутанные, как загадки прошлого, ведут к морю, раскрывая перед глазами путешественника бескрайние просторы бирюзовой глади. Вдоль набережной раскинулись бесчисленные кафе и рестораны, наполненные ароматами свежих фруктов и приправ, смешанными с запахом морской соли. Архитектура Александрии, словно страницы истории, сочетает в себе следы древних греческих храмов, римских амфитеатров и арабских дворцов. Вечером город преображается, словно волшебством: улицы наполняются музыкой и смехом, а сияющие фонари и отражения морской поверхности создают чарующую атмосферу романтики и загадки.

Александрия – город, где встречаются века, гармонично переплетаясь в неповторимой симфонии красоты и истории. Величественный порт Александрии, как кованый мастерами прошлого шедевр, раскрывает свои объятия перед прибывающими судами, словно древний колыбельный гимн морю. Волнующий аромат соленой воды и свежих рыбных деликатесов плывет в воздухе, напоминая о бескрайних просторах Средиземного моря. Мощные каменные стены порта, утопающие в золотистых лучах заката, словно стражи времени, несут на себе следы вековой истории и тайн древности. Шум и суета порта, переплетаясь с пением морских птиц и шумом волн, создают мелодию жизни и движения.

Но, чтобы обладать этим великолепием, нужно богатство английских банкиров и фабрикантов. Этим толстосумам принадлежит каждый камень древнего города. Все фабрики, банкирские конторы, огромные склады с хлопком, кафе и развлечения только для них и ради них. До каждого закоулка города дотянулись их щупальца, именно они — хозяева города. Да, Александрия шумный город, но громче всех в нем кричат голодные дети. А если отцы этих детей вздумают протянуть руку к сокровищам, то ее отрубят английские солдаты, которые поставлены караулить добро заморских хозяев. Именно таким предстал перед Николой этот древний город, а сколько их таких, похожих друг на друга, и не счесть. В каждом городе, в порт которого заходил «Бургас», он видел одну картину: людей, дерущихся за работу, подбирающих объедки, выбрасываемые с барж и пароходов. Каждый их день — это борьба с голодом. Жилища трудового народа похожи друг на друга — это хибары, развалины. Одежда на их телах — это тряпье.

Время плаванья на пароходе «Бургас» было крушением иллюзий, это была школа жизни. Он прекрасно понимал, что после выпуска его тоже ждет борьба за хлеб и неустроенность. На дворе — тридцатые, великая депрессия набирает обороты, небеса казались постоянно покрытыми тучами, а серое небо отражалось в глазах усталых людей. Улицы городов были наполнены толпами безработных, блуждающих без цели и надежды. Фабрики стояли немы и заброшены, словно памятники утраченной процветающей эпохи. Дома были наполнены тишиной и отчаянием, а скрип дверей напоминал о потерянных возможностях и разрушенных мечтах. Лица людей отражали страдания и утрату, глаза искали ответы на вопросы. Семьи боролись за выживание, сжимая зубы и стремясь сохранить последние крошки достоинства. Но даже в этой мрачной эпохе остались искры надежды. В сердцах многих зажигался огонь борьбы за лучшее будущее, за новый рассвет после долгой ночи. Из марксистских книг Никола хорошо усвоил причину страданий людей, но еще он понял, что мало эти явления объяснить, этот прогнивший мир нужно было менять. Нужно включаться в борьбу, однако пока не было ясно, как это сделать.

-3

В мае 1932 года Никола возвращается из плаванья по Средиземному морю. Готовится выпуск, где на торжественном собрании начальник училища выступает с докладом-отчетом перед собравшимися офицерами, родственниками курсантов и остальной благочестивой публикой. 26 выпуск решает держать ответное слово, в котором открыто и честно рассказать, каково было подлинное положение курсантов, сказать, не приспосабливаясь к официальной риторике. И слово берет Никола, он нападает с резкой критикой на все руководство училища. Все, что мучило курсантов все эти шесть лет, все о чем они мечтали высказаться начальству в лицо, было сказано, да как! Эта речь вызвала скандал, этот поток красноречия пытались прервать, но правду было уже не утаить — она вырвалась. Начальник училища после речи Вапцарова приказал арестовать бунтаря, но бунтарь скрылся, а после тайно выехал в Софию. Друзья по почте передадут ему диплом о получении среднетехнического образования.

«Господин капитан, господа офицеры и преподаватели. Прошло шесть лет, и мы прощаемся с вами. От того детского энтузиазма, который вдохновлял каждого из нас, не осталось и следа. Все рухнуло. Мы уходим, и многие из нас встанут под безрадостное знамя безработицы, остальные вынуждены будут пойти на компромиссы, которые определят всю их дальнейшую жизнь. Но выбора нет — это компромисс ради хлеба. И вот сегодня мы собрались в последний раз, чтобы пожать друг другу руки; собрались, потому что вряд ли нам придется увидеться еще когда-нибудь; собрались сказать несколько слов — не для того, чтобы укорять кого-то, а для того, чтобы сказать правду, не порождать злобу, а искоренить причины ее возникновения, не для того, чтобы винить, а для того, чтобы открыть свои души.
Впервые мне представилась возможность от имени моих товарищей, от имени того священного «мы», которое свяжет нас отныне навеки, от имени проведенных нами вместе шести лет, от имени наших взаимных страданий, от имени взаимной радости.
Я хочу оправдать их, имея в виду те случаи, когда за них нам бросали упреки, потому что, говоря объективно, не мы одни были виновны. Я хочу разбить предубеждения, хочу доказать, что нельзя управлять душой человека с помощью формул, хочу разъяснить вам, почему мы так далеки от вас и почему будут еще дальше те, кто придет за нами. Я хочу разъяснить это именно вам, нашим бывшим начальникам, для того чтобы вы не удивлялись, чтобы не приводили в качестве примера наше прошлое, потому что именно здесь кроются все противоречия, именно здесь причина того конфликта, который сегодня мы осязаем больше, чем когда бы то ни было.
Мы не могли быть такими, как вы, не из-за каких-то индивидуальных особенностей, а просто в силу законов эволюции. Вы нам говорили о ваших лишениях в прошлом и тем самым хотели вселить в нас терпение сегодня. Вы нам указывали на условия, в которых вам довелось работать, и удивлялись нашей, как вам казалось, капризной претенциозности. Не удивляйтесь! Над вами небо было светлее. Вы верили в то, что не может удовлетворить нас сегодня. Вряд ли мы можем верить сегодня в прежние идеалы. И не мы виноваты в этом. В каждом из нас живет страх. Даже во сне мы слышим кошмарный грохот шагов верениц безработных.
Это вовсе не поэтические формы, это действительность, не нуждающаяся ни в каких иллюстрациях, потому что выглядит она на них фальшивой, маленькой, хилой. Вы нас учили «беспартийности», указывая единственный стимул — Болгария. Но мы знаем, что этот стимул, как бы он не был нам мил, не облегчает суровых законов борьбы за хлеб. Мы знаем, что должны будем утонуть в болоте гибельного политиканства, чтобы нам бросили завалящий кусок хлеба.
Можем ли мы быть такими, как вы, когда мы — дети совсем иной эпохи, когда у нас совсем иное мировоззрение? Да и можно ли сравнивать нашу болезненную чувствительность с вашей?
Вы работали во имя определенной перспективы. У нас ее нет. Вы гордились дисциплиной, которая (я этого не отрицаю) основывалась на сознании, но которая потом, и вы это знали, могла пригодиться вам в качестве педагогического средства. А мы? Где нам понадобится подобная дисциплина? Разве есть в нашем будущем положении какая-либо определенность? Вот почему наша дисциплина не была похожей на вашу, и на то были причины. Когда мы встречались с кем-нибудь из вас, мы больше боялись вас, чем уважали. Мы ли виновны в этом? Мы ли создали такое положение? Нет!
Нам есть за что вас и благодарить. Мы не считаем себя неблагодарными. Мы признательны вам за самостоятельность, которую вы разрешили нам проявлять на практике, чем мы отличаемся от других технических училищ. Однако, к сожалению, и здесь есть что добавить. В течение этого трехлетнего курса мы бы могли получить значительно больше, если бы наш труд использовался более целесообразно. Часто наше время уходило совсем на другое, не имеющее ничего общего с техникой.
Мы должны поблагодарить наших преподавателей, которые отдавали все свои силы, чтобы сделать из нас техников первого разряда. Каждый из них приложил максимум усилий, каждый из них преподавал с увлечением, с полной симпатией к этой новой молодежи, которая завтра станет проводником их идей, продолжателем их дела повсюду, куда не забросит судьба, — от крупного города до самого последнего заброшенного поселка.
Господин капитан, господа офицеры и преподаватели, мы расстаемся. Давайте расстанемся взаимно прощенными. Мы не хотели сегодня вас огорчать, хотели лишь объясниться, так как это действительно необходимо, поскольку в противном случае вам не избежать конфликтов с будущими воспитанниками, не ощутимых, быть не может, в реальном смысле, а конфликтов внутренних, глубоких, трагичных».
Бойка Вапцарова. Воспоминания о Вапцарове.

После учебы Никола возвращается в Банско. Долго не может найти работу. Отец предлагает устроить его в реакционную газету «Зора», для этого нужно писать, что скажут, и не задавать лишних вопросов. Но такое место не по нутру, он техник, за шесть лет он пропитался копотью и маслом машинных отделений, он рабочий. Да и не по нутру ему быть на побегушках, даже если это сулит более комфортную жизнь. Отца поведение сына приводит в бешенство, но поделать он ничего не может. Никола просит устроить его куда-нибудь, где он будет ближе к машинам. И отец помогает ему устроиться на бумажную фабрику в селе Баракове.

Летом 1932 года Никола поступает техником на бумажную фабрику Балабанова. Фабрика эта имела давнюю историю, основана была 1898 году Иваном Балабановым. В начале это была лесопилка, лес вырубался под корень, по принципу «после меня хоть трава не расти». Лесопилка росла и ширилась, а лес быстро сокращался. Но с той же скоростью, с какой убывали деревья, увеличивалась прибыль. Акционерным обществом лесопилка стала после попытки правительства Александра Стамболийского национализировать предприятие. Балабанов подсуетился, сделал лесопилку акционерным обществом и привлек иностранный капитал. И по закону такое предприятие не могло быть национализировано. Лес с аппетитами Балабанова быстро кончился, прибыли начали падать и лесопилку переоборудуют в бумажную фабрику, для последней требуется меньше древесины.

Богата была история предприятия и рабочими волнениями, которые заканчивались поражением рабочих. Против рабочих действовал отлаженный аппарат полицейского надзора и сеть осведомителей. За любые попытки рабочих бороться за улучшение материального положения следовали аресты и увольнения. А после того, как Болгария под давлением Антанты разместила на своей территория порядка 24 тысяч бежавших из Крыма врангелевцев, то все неблагонадежные элементы были заменены белоэмигрантами.

На фабрике рабочие были не особо приветливы. К Николе присматривались, на контакт шли с неохотой, мало ли, может это провокатор или доносчик? Выделяла Вапцарова среди других молодых техников его доброжелательность. Он всегда готов помочь или объяснить, подсказать по техническим вопросам рабочим, не ставил себя выше других, только потому что имел техническое образование. Этим и располагал к себе.

Поэт изучал людей на фабрике, искал пытливых рабочих, которые верят и живут мыслью, что возможна более осмысленная жизнь. Занимался и поисками выхода на подпольную организацию, которая приведет его в партию, понимая, что будет работать правильно, когда будет в ее рядах.

Точная дата вступления Вапцарова в партию вряд ли будет установлена, есть приблизительный период: конец 1933 и начало 1934 года, так как в целях конспирации протоколов заседаний не велось. После вступления в партию началась кипучая деятельность агитатора и пропагандиста. Начинает по заданию партии объединение рабочих в ячейки, через членов которых распространялась нелегальная литература. К организации ячеек подходит скрупулезно, не нарушая конспирации, даже если ему знаком человек, прежде чем с ним начать работу, досконально изучал его биографию, наводил справки. Не оставлял Никола и творчества, правда на период работы на фабрике он практически перестает писать стихи, и причина — не нехватка времени или отсутствие тем. Тем как раз хватает, поэтический язык, которым он пользовался, не подходил, не мог он выразить те мысли, которые накопились. Мысль просила нового художественного выражения. Занимается и просветительской работой, зарекомендовав себя как отличный массовик. Создал при фабрике театральную труппу, которая состояла из рабочих, Никола занимается постановкой и подбором репертуара. Театр используется и как средство культурного досуга рабочих, с целью их отвлечения от зеленого змея, и как культурное воспитание, и как место пропаганды коммунистических идей.

— А нельзя ли пойти в другой раз? Смотри, какая буря на улице, ты вымокнешь до костей, простудишься.
— Говорят, что своя рубашка ближе к телу. Представь себе, что я не пойду, а меня будут ждать, скажем, один или несколько товарищей! Ведь и они будут мокрые, ты о них подумала? Что же получится, если каждый, кто взял на свои плечи груз партийной работы, решит выполнять ее тогда, когда есть настроение, когда тепло, а не идет дождь? Ты должна знать, что для меня и для каждого члена партии партийная работа — закон. Только в случае болезни я могу ее отложить. Но и тогда я найду способ предупредить товарищей. Свои личные дела я могу отложить, но партийные — никогда. И, наконец, что, в сущности, делаю я? Почти нечего, по сравнению с тем, что делали большевики до Октябрьской социалистической революции, что они делают сегодня. Вспомни из советских романов, уходила ли когда-нибудь у большевиков душа в пятки? А ты что — смотри не промокни! Сколько еще более тяжелых дел меня ждет!
Бойка Вапцарова «Воспоминания о Вапцарове»

Из-за своей кипучей деятельности рабочие прониклись уважением к Николе, даже бывшие белогвардейцы уважали его. Например, когда в 1934-1935 году правительство создает государственные рабочие союзы по типу фашистской Италии, решающее слово для рабочих, вступать или нет, было за Вапцаровым. Нужно отметить, что в болгарской коммунистической партии в 1934 году был сектантский уклон бойкотирования работы партии в этих союзах, и по началу Вапцаров отказался вступать в казенный рабочий союз. А когда политика партии поменялась 1935 году и началось преодоление сектантского уклона, Никола вступил в рабочий союз. Внутри рабочего союза агитировал рабочих активно интересоваться жизнью, созданной казенной организацией.

-4

Начальству фабрики такая активность рабочих была не по душе. Конечно, они поняли, что Вапцаров — это тот человек, которого слушают рабочие, и человек, который пользуется большим уважением. Против Николы начались провокации, для того чтобы уволить его с фабрики, тем самым успокоить пыл рабочих. Но провокации не помогали, а судьбу Вапцарова решил случай. Машины на фабрике были весьма изношены и требовали ремонта. Техники неоднократно предупреждали, что машинам требуется ремонт, а некоторым уже давно пора в утиль, предупреждали и о возможных авариях. А план замены паровых машин на электрические затягивался. И вот в один из дней фабрику потряс сильнейший взрыв, одна из машин не выдержала эксплуатации. По счастливому стечению обстоятельств, обошлось без человеческих жертв, несколько рабочих получили контузию, но остались живы. Данная авария позволила управе фабрики уволить несколько неугодных рабочих, среди которых был и Вапцаров.

— Играешь? — спрашивал Коля малыша, глядя в его блестящие черные глазенки. — Играй, играй, а сейчас давай поиграем вместе. Я свободный человек, работы нет, завтра торопиться некуда. Денег на хлеб и молоко заработать не сумел. Вот так, мой милый. Нет для меня работы. Коммунист я, говорят мне хозяева. А вот сейчас мы поиграем с катушечками, а когда ты подрастешь, я тебе сделаю коляску. Да!
— Ты же не будешь на меня сердится за то, что я не могу тебе купить красивую игрушку, правда? Эх, если бы ты знал, сколько для тебя вкусных вещей стоит в витринах. А у меня нет денег, и я ничего не могу тебе купить. Но ты не расстраивайся, наступят и другие времена, и ты будешь счастливым, очень счастливым. Тогда у всех будет работа.
Бойка Вапцарова «Воспоминания о Вапцарове»

Для любого рабочего увольнение — это катастрофа, тем более, когда ты несешь ответственность за жену и ребенка. Работу найти невозможно, болгарские предприятия работают неполный рабочий день, постоянные стачки и волнения заставляют работодателей пристально присматриваться к кандидатам, за любое, даже маленькое подозрение в прогрессивных взглядах, без промедления отказывали в работе или увольняли. Вапцаров обивает пороги контор в поисках работы, любой. И каждый день был неутешителен: работы нет. Каждое утро начиналось с ритуала: он уходил в поисках работы. Приходил под вечер, садился перед кроваткой сына, сердце переполняло чувство, словно в нем расцветали сотни цветов, каждый из которых напоминал о том, как хрупка и прекрасна жизнь. Вокруг цветут цветы, на рынке полно всего того, что так необходимо растущему организму, и это все отделяет пропасть под названием нищета. Нищета погубила множество жизней, она беспощадна ко всем, у нее нет ни сердца, ни совести. А за ее спиной стоит смерть в ожидании жатвы. Нищета, в которой оказался Вапцаров, не пощадила и его сына, который слабел с каждым днем.

И в один из дней смех ребенка, который звучал как музыка, эта мелодия счастья, которая наполняла дом радостью, утих навсегда. Он понимал, что не увидит, как малыш делает свои первые шаги, неуверенно покачиваясь, но с такой решимостью, что казалось, будто он идет навстречу всему миру, не ответит на тысячи почему. Когда появляется ребенок, ты острее начинаешь чувствовать мир. Жизнь для тебя перестает быть чем-то обыденным, само собой разумеющимся. И когда жизнь этого беззащитного существа прерывается, становится вопрос: «а зачем жить дальше?». Никола понимал, что трагедия его сына не одна в этом мире. Он знал имена убийц, и руки тех палачей были в крови не только его сына. «Зачем жить дальше?» — чтобы каждый убийца получил по заслугам, чтобы мир принадлежал детям, и чтобы лучи жизни светили не переставая. Трагедия не сломила духа поэта, она сделала его борьбу яростней. Враг будет побежден.

«Мы воды завтрашних дней,
дней вашего еще детства,
взнуздаем, заставим
по новым направимся руслам:
схватим и — правда ведь? — не упустим.
Мы время возьмем в бетонный кулак,
прикажем:
«Иди вот так!»
Оно пойдет — куда ж ему деться».

И вот снова однообразные будни, невыносимость безработицы, голодные дни. Отец предлагает заключить сделку с дьяволом, для того чтобы найти работу: отказаться от своих убеждений, стать ренегатом и влиться в стройные ряды реакционной печати. Но Никола тверд: лучше уж смерть чем такая жизнь.

Спустя столько мук, радостное известие: нашлась работа на мельнице! И вот поэт снова среди рабочих, дышит с ними одним воздухом, делит с ними и горе и радость. Работа на мельнице была изматывающая, хозяева — алчные, плевавшие на все трудовые законы звери, терзавшие плоть рабочих. Машинное отделение — это ад на земле, полуразрушенное помещение, наполненное едким дымом, разъедавшим глаза. Дым настолько густой, что едва можно различить очертание машин. Работа в таких условиях валила с ног даже самого здорового человека. Все начиналось с покрасневших глаз и болей в голове, а тем временем туберкулез истощал легкие. Так и поэта подтачивала болезнь, а в один из дней, придя с работы, поднялась температура. Осмотр врача был неутешителен: туберкулез и смерть в любой момент.

Скудные заработки семьи уходили на восстановление Николы и соблюдения диеты, и вскоре состояние поэта стало улучшаться. А в октябре 1936 года поэт устроился работать в депо слесарем. Через несколько месяцев был переведен в кочегары на паровоз. В тени огромного локомотива, где стальные колеса с гулом скользят по рельсам, кочегар — это сердце паровой машины. Его руки, обожженные и закаленные, ловко управляются с лопатой, которая, как меч, разрывает угольные груды, превращая черные камни в пылающее тепло. Каждое утро он поднимается с первыми лучами солнца. Внутри топки разгорается огонь, и его яркие языки пламени танцуют в такт сердцебиению машины. Каждое движение — это ритуал, каждый вздох — это дыхание жизни в механическом чуде. Когда локомотив мчится по бескрайним просторам, Никола чувствует себя частью чего-то большего. Он слышит стук колес, который перекрывает шум ветра, и понимает: его труд — это не просто работа. Это связь между людьми, которые ждут поезда на станции, и теми, кто отправляется в дальние края. Но в этом бесконечном движении он находит смысл: каждое утро он снова будет поднимать лопату и разжигать огонь — чтобы локомотив продолжал свой путь, а жизнь не останавливалась ни на миг. И хотя его труд часто остается незаметным, он знает: именно благодаря рабочим мир движется вперед.

Вот уже несколько месяцев Никола работает кочегаром, для истощенного организма это тяжело, но все же лучше, чем на мельнице, здесь ты видишь небо, да и воздуха больше. Правда условия труда, а в особенности его организация, никуда не годятся. Бригада, садясь в локомотив, не имела четкого расписания, когда закончит работу. Бывало, что рабочие по несколько дней находились в рейсе, тогда Никола отправлял весточку жене, чтоб та не волновалась. Такие сверхурочные работы не прибавляли здоровья поэту. Но он не жаловался: не в его характере. Какого-то режима отдыха не существовало, да и отдых проходил по соседству с клопами и вшами. Но все это компенсировали люди, самые разные, со своими историями — поэту было интересно слушать простых железнодорожников, каждая их история была интересна по-своему.

Не терял Никола и связи с партией, в депо он установил связь с партийной ячейкой и вошел в ее состав. Партия продолжала борьбу за объединение демократических сил против фашистского правительства. Компартией была выдвинута инициатива участия в парламентских выборах в 1938 году, в которой агитировал за кандидата социалиста. Реакционные законы не давали коммунистам возможности выставлять своих кандидатов в депутаты. Запрещалась массовая предвыборная агитация. Только сам кандидат имел право раздавать бюллетени и агитировать, любому другому грозил штраф и большой тюремный срок.

Вся агитация велась подпольно, под гнетом усиливавшегося террора фашистского государства. Никола в этот период организовывает тайные собрания рабочих, объясняя значимость голосования и за какого кандидата голосовать. С агитацией обходил и квартиры рабочих. В день выборов участки, коих было немного, были окружены полицейскими, которые пристально следили за избирателями, производили обыски и аресты. Но это не помогло, смелость и жертвы, на которые шли агитаторы помогла объединенным силам взять верх. Выборы нужны были здесь не только для продвижения своего кандидата в парламент, но и для укрепления связей с массами. Но не одними выборами были едины члены партии, они внедрялись практически во все организации, занимали там руководящие должности и помогали членам этих организаций в решении проблем насущных.

А Вапцарову наконец улыбнулась удача. Незадолго до всех событий у него было кровохарканье, всему виной несоблюдение режима и диеты. Именно по этой причине он не смог поехать в Испанию добровольцем, по воспоминаниям жены в списках на отправку значился. На какое-то время он уезжает в горы, родной Перин встретил его дружелюбно, помог восстановить силы. По приезду через друзей устроился на должность техника на Государственной утилизационной фабрике, где сжигали павший скот. В ноябре 1938 года приступил к исполнению обязанностей. Работенка не из приятных, особенно запах, который въедался в одежду и руки. Но у работы были плюсы, наконец это первая работа с нормированным графиком и только днем, так что Никола к шести вечера был свободен и мог посвятить это время книгам, поэзии и общению в литературных кругах. Но и, немаловажно, нормализация питания, которая была необходима его пошатнувшемуся здоровью, обед на фабрике был в строго отведенное время. В общем, таким подарком судьбы грех было не воспользоваться и Никола пользовался: он хорошо спал, хорошо питался, много читал и писал.

По инициативе партии Никола становится одним из создателей литературного кружка. Кружок объединил молодых начинающих писателей.

«Для развития национальной культуры необходима тесная связь ее мастеров с народом, с борьбой его за свою свободу. Писатель должен хорошо знать прошлое своего народа, его фольклор, нравы, обычаи и язык, особенно типичное преобладание некоторых выражений, слов и образов. Составной частью нового реализма должна быть героическая романтика. Новый реализм должен воспитывать людей, славить труд, вдохновлять людей на строительство новой жизни. Настоящий писатель должен быть неразрывно связан с народом, быть выразителем его дум и чаяний».

Именно в духе художественного реализма (так в Болгарии в то время называли социалистический реализм) велась работа по воспитанию нового поколения писателей. Не терпел Вапцаров шаблонности и рутины в творчестве, он всегда был за оригинальность, требовал вырабатывать свой стиль, содержание для поэта было немыслимо без формы.

-5

Под давлением товарищей в 1939 году Никола приступает к работе над своим первым сборником «Песнь Мотора». Было отобрано 22 стихотворения: «Поединок», «Письмо», «Построим завод», «Песня о человеке», «Горький», «Родина», «Пушкин», «Весна», «Весна на заводе», «Романтика», «Воспоминание», «Хроника», «Не бойтесь, дети», «Кочегароинтеллигентская», «Песня», «Завод», «Эпоха», цикл «Песни об одной стране»: «Испания», «Сон», «Песня товарища», «Песня женщины», «Письмо».

После стоял вопрос с цензорами, за это нелегкое дело взялся товарищ Николы Георгий Караславов. По началу Георгий отнес все стихи разом, но в ведомстве после прочтения стихов отказали в печати. После этого тактика изменилась, Караславов начал носить стихи по отдельности разным цензорам, случалось, что одно стихотворение приходилось носить по несколько раз. Месяц продолжался штурм цензоров, но девять стихов не получили разрешения: «Построим завод», «Горький», «Пушкин», «Весна», «Хроника», «Не бойтесь, дети», «Эпоха», «Испания». Нужно было найти замену, чтобы не задерживать издание сборника. Сборник издавался за свои деньги, самостоятельно. Найти издателя для неизвестного автора не представлялось возможным, все как один и боялись, и не верили в успех. «Песнь мотора» была напечатана в количестве 1500 экземпляров, разошлась по знакомым и близким.

Свой голос, стиль он приобретал долго, придя работать на фабрику Балабановых, он на год бросил поэзию, случился кризис. Его голова была полна замыслов, идей от увиденного вокруг, но все это требовало иного выражения. Его поэтический язык, которым он обладал, был слишком юношеский, слабый. Но не все стихи он не жаловал, многие впоследствии он переработал, из каких-то брал отдельные строфы, столбцы. Главным помощником в творчестве стала партийная работа, а поэзия — оружием агитатора. Многие его стихи — это диалог поэта с читателем, рассказ о чаяниях народа. Его язык простой и понятный каждому рабочему и крестьянину. Он хорошо знал, о чем писал, и самое главное — для кого. Когда выходит «Песнь мотора», Никола уже состоявшийся поэт, хоть весьма скромный по отношению к своему творчеству. Его стихи уже ходят в народе. По воспоминаниям товарищей, Никола всегда самокритично относился к своему творчеству, и если бы не жена и товарищи, которые стихи переписывали и хранили, то были бы они безвозвратно утеряны.

«У народа очень тонкое чувство поэзии. Простой человек, может быть, не прочел ни одного стихотворения, но прекрасная песня его волнует. Когда он хочет выразить накопившиеся в душе чувства, он поет какую-нибудь песню, а если петь не умеет — произносит ее слова».

Программным стихотворением в сборнике стала «Вера». Стихотворение, написанное к готовящемуся к выходу сборнику прямо в типографии. Это и самое известное стихотворение автора. После окончания Второй Мировой «Вера» была переведена на множество языков, а в союзе вышел сборник с этим стихотворением на разных языках.

«Вера» задает тон всему сборнику. Лирический герой произведения — человек, любящий жизнь, и всеми силами борющийся с ее неустроенностью.

«Дышу и тружусь я,
по жизни
шагая,
и так, как умею,
стихи я слагаю.
И жизни я строго
гляжу под ресницы,
и с нею не раз мне
случалось сразиться».

Вапцаров, как и миллионы других рабочих, мечтал о другой жизни, без нужды и голода, где у каждого есть свое дело. Где люди действительно живут, а не выживают. И таким знаменем лучшей жизни, за которую он боролся для родной Болгарии, стала страна советов. Никола пристально следил за успехами СССР в разных областях жизни. И последние строки говорят, что человек смертен, его легко убить, но для веры в светлую жизнь еще нет такой пули, нет и не будет.

«Вы пулей убить мою веру хотите?
Нет! Невозможно!
Бросьте! Не выйдет!
Она за бронею
в груди моей скрыта.
И пуля,
что эту броню бы пробила,
еще не отлита!
Еще не отлита!»

В центре поэзии Вапцарова возрождение человека, пробуждение его сознания, формирование социалистического мировоззрения: «Революционное воспитание, перестройка человеческого сознания под воздействием социалистических идей и в самом процессе труда — вот как я понимаю горьковские принципы в искусстве». Большое влияние на Вапцарова оказал Максим Горький. Практически все прогрессивные литераторы определили свои политические позиции после октября 1917 года. Никола не исключение, а Горький помог сформировать новый взгляд у поэта на тему «как нужно жить», пробудил глубокий интерес к жизни людей и вселил уверенность в собственные силы. Мотив «Человек — это звучит гордо!» в поэзии Вапцарова занимает ключевое место. Герои его стихов — это простые рабочие, которые рассказывают свои истории, либо слушают диалог поэта. Вапцаров прочно связал свою судьбу с судьбой рабочих. Труд для поэта — это жизнь, творческая страсть, смысл всего.

Но труд человека может быть и порабощенным, когда человек, включенный в производственный процесс, становится придатком машины. «Весна на заводе» — лирическое произведение, где воспето противостояние машины и весны. Машина в произведении олицетворяет старый мир, где человек лишен радости жизни. Весна — не только время года, когда природа пробуждается от зимней спячки, тают снега, а мир наполняется красками. Еще весна — это олицетворение новой жизни, под лучами которой будет согрет человек. И ничто не способно помешать приходу этой новой жизни.

«И люди,
что когда-то хлеб растили,
вдруг задышали, как стада в траве.
Другие же —
окошки растворили
и радовались
неба
синеве».

Произведение «Завод» продолжает тему угнетения человека мрачными стенами завода. Здесь завод выступает местом, где рабочие каждый день борются с жизнью за кусок хлеба. А жизнь проходит в постоянной круговерти обывательских проблем, порой неразрешимых. И так за годом год. Рабочему некогда, да и нет сил насладиться красотой жизни. Но завод здесь — инструмент, и главное, в чьих он руках. Чтобы завоевать свободу, нужно овладеть заводом, прогнать псов, сторожащих хлеб рабочих. Завод — это и кузница кадров для пролетарской революции.

«Завод
не только силы пьет,
приносит зло рабочим людям,
но учит нас борьбе завод.
Мы солнце с ним
еще добудем!»
— Если бы ты только знала, какой прекрасный человек этот кочегар! Учился только до четвертого класса, но у него неутолимая жажда знаний. Наверно, он скоро умрет, и чтобы отвлечь его от постоянных мыслей о болезни и смерти, я рассказываю ему, что я читал и что видел в мире. Он слушает с напряженным вниманием, радуется, интересуется, называет меня самым нежным именем. Наносит угля, быстро закончит работу, подойдёт ко мне тихонько и снова: давай рассказывай… Глаза горят все лихорадочней, лицо заливают крупные капли пота, смотрит на меня беспомощно и хочет, чтобы я ему повторял по нескольку раз, что он дождётся не только этой, но и много других весен. И когда я его успокою, кочегар сияет от радости, начинает рассказывать мне о своей семье, о двух своих маленьких ребятишках, задыхаясь при этом от сухого кашля. А у меня сердце разрывается от муки, и хочется мне в кровь разбить морду этой проклятой жизни».
Бойка Вапцарова «Воспоминания о Вапцарове»

Имя этого кочегара Георгий Гетов, и он не дожил до следующей весны, слег от туберкулеза. С ним Вапцаров работал на паровой мельнице 1936 году. В его честь он написал стихотворение «Воспоминание», где увековечил память о друге.

«Я помню глаза его
словно сейчас!
Я помню, как жадно ловили они
солнца лучи,
которые редко,
но все ж попадали,
сквозь копоть и гарь,
в нашу темную клетку».

Стихотворение «Романтика» было написано для анонимного конкурса, объявленного журналом «Летец» («Летчик»), на оригинальное художественное произведение с воздухоплавательным сюжетом. Стихотворение получило премию и было напечатано 1937 году. В этом же году он как минимум дважды пытается участвовать в литературных конкурсах. Журнал «Сердирка» объявляет конкурс стихов о столице. Никола предоставляет два своих стихотворения «Усиливай темп неустанно…» и «Прогресс». Но вскоре отказался от участия в конкурсах, понимая, что критика поощряет произведения с высокопарным патриотизмом или с притворной любовью. Так что «Романтика» — это единственное стихотворение, которое буржуазная публика приняла тепло, не считая радиопьесы «Плотина».

В утреннем тумане, когда первые лучи солнца только начинали пробиваться сквозь серые облака, в небе раздавался гул мощных моторов. Это были советские летчики — смелые и решительные, готовые сразиться с любой стихией, с любым врагом. Их самолеты, словно птицы, взмывали ввысь, оставляя за собой следы белого дыма, как символы мужества и отваги. Их сердца бились в унисон с ритмом двигателей, а в глазах горел огонь — огонь, который не погасить никакой буре. Каждый вылет был шаг в неизвестность. В воздухе витала атмосфера величия и ответственности. Они знали: за каждым успешным вылетом стоят часы упорного труда. Каждый из них — часть великого дела, которое навсегда останется в памяти народа. Таковы были советские летчики — герои своего времени, которые смело смотрели в лицо опасности и оставили неизгладимый след в небесах своей страны. «Романтика» родилась из живого интереса успехами советской авиации, арктических экспедиций. Особо Николу впечатлил 56-часовой беспосадочный перелет Валерия Чкалова из Москвы на остров Удд.

«Орлы стальные
в бедующие годы
Дождь зерен на поля весной
прольют,
И в песнях,
прилетевших
с небосвода,
свобода будет
славиться и труд».

Стихотворение «Песнь о человеке» — это утверждение поэта, что именно капиталистическое общество порождает низменные, грубые страсти. Лирический герой стихотворения — человек, помутившийся под гнетом капиталистической жизни, совершает страшный поступок — убивает отца. Произведение — это постоянный спор Вапцарова с буржуазной интеллигенцией о «Человеке в новом мире». Эта интеллигенция не любит копаться в сути дела, а сразу клеймит человека закоренелым преступником. Лирический герой — простой человек, поскользнувшийся и сбившийся с пути. «Песнь о человеке» это гуманистическое произведение, наполненное любовью к человеку, верой в то, что, если поместить человека в коллектив прогрессивно мыслящих, морально здоровых людей, человек сам духовно вырастет. Если буржуазия на таких людях ставит крест, то задача коммунистов — вернуть оступившихся людей назад в общество. Чтобы о нем можно было сказать горьковское «Человек — это звучит гордо!»

«Человек поглядел, как в зорьке веселой
плескалась звезда
на радость себе,
и подумал о горькой своей,
о тяжелой,
о жестокой,
о безглазой
человечьей
судьбе».

Стихи из цикла «Песни о родине» посвящены родному краю Перину, его славной истории. Тяжелая судьба родного края, постоянная борьба с национальным и социальным угнетением и произволом властей, главная тема стихов этого цикла. Но и любви в стихах к родному краю не мало, ведь вся его сознательная жизнь была связана с Перином. По воспоминаниям товарищей, он весь менялся, стоило заговорить о родном крае. Неоднократно устраивал для членов литературного кружка экскурсии в Перин.

«Перин над тобою
вздымает граниты,
покрытые сизою мглой,
над кровлями бедных сел
крыльями машет орел,
с полей слышен вьюги вой».

«Кочегароинтеллигентская» — стихотворение из цикла «Песни», носит под собой автобиографический оттенок. Вапцаров зарабатывал на жизнь физическим трудом, был свой среди рабочих. Но, при этом, настоящий интеллигент, живо интересовавшийся театром, живописью, кино и литературой. И отличительная черта его, как интеллигента, была не замыкание в себе, а желание поделится знаниями с людьми, подтянуть каждого работягу в культурной жизни.

«Место мое в жизни
мне известно.
Не отдам напрасно
жизнь свою,
и умру я, как рабочий,
честно,
за свободу и за хлеб
в бою!»

В 1936 году внимание всего мира было приковано к Испании. Вапцаров тоже рвался в бой, но болезнь, которая сидела внутри, не позволила этого сделать, туберкулез требовал соблюдения режима и диеты. А сырой окоп — не лучшее место с такой болезнью. Сам Никола был огорчен этим, когда в мире шли решительные бои, он сидел в горах, вовремя ложился спать и пил молоко. Но не сидел все же сложа руки, вел агитацию на сбор помощи для испанской республики. Те события вдохновили на написание цикла «Песнь об одной стране», наполненные пафосом борьбы и интернационализмом.

«Мама, Фернандес прав.
Правы лишь те, кто храбры:
лучше, геройски пав,
сгинуть, чем жить по-рабьи».

Стих «Письмо» был написан позже, после падения республики, по воспоминаниям жены Вапцарова, они сидели в кино, где в этот момент показывали хронику. Показали испанских беженцев, оборванных стариков, женщин и детей, которые огромной серой массой шли к французской границе. Зрелище угнетающее, но среди толпы шла женщина с коляской, исхудавшая, но со взглядом, полной решимости продолжить дело мужа, которого убили фашисты, дух ее не был сломлен, она одним взглядом говорила, что еще не конец. Вы нас не победили, ваша власть — дело временное, борьба не окончена. Именно эта женщина вдохновила Вапцарова на стихотворение «Письмо», которая передает пафос решимости бороться дальше, вселяет уверенность в победу и говорит, что жертвы не были напрасны.

Основной темой произведений Вапцарова является стремление к равенству, призывы к борьбе за справедливость, любовь к Родине, гордость за свой народ, культуру, историю, уважение к труду простого рабочего человека. Стремясь донести свою идею более ясно и открыто, основой для своих произведений поэт сделал живую речь болгарского народа, понятную для читателей из всех слоев общества. В воспоминаниях его товарищей говорится, что Вапцарову неоднократно приходилось доказывать необходимость и допустимость некоторых огрублений в поэзии, например в стихах «Кино» и «Горький». В жарком споре с товарищами он доказывал, что некоторые строки необходимы для убедительности или чтобы разоблачить ложь и лицемерие буржуазии.

Лирический герой Вапцарова представляет собой персонажа с конкретным, острым взглядом на жизнь, прямой, понятной и активной позицией по отношению к окружающему миру. Он буквально рожден историей своего народа и является ее же творцом. Он окрылен идеями перемен, новой жизни, стремится воплотить в жизнь идеалы современной ему эпохи, в призыве к решительной борьбе за новую жизнь. Он несет в себе осознание драматизма и неотвратимости новой, приближающейся исторической эпохи.

Утро, окрашенное холодным светом осени, нависло над Европой, словно предвестник беды. Тишина, царившая в воздухе, была обманчива — в ней таился гул приближающейся катастрофы. На горизонте, где небо встречалось с землей, клубились темные облака, предвещающие бурю. Внезапно раздались взрывы — глухие и страшные, как крики умирающих. С каждой секундой реальность становилась всё более ужасной. Пули свистели над головами, а здания рушились, как карточные домики. Небо затянулось дымом, и с каждой минутой оно становилось все более мрачным и угрюмым. Люди выбегали на улицы, их лица были искажены страхом. В этот момент мир разделился на «до» и «после». Среди руин и горя возникали герои — те, кто не боялся бросить вызов судьбе. В их сердцах горела искра надежды. Они знали: даже в самые темные времена свет может пробиться сквозь тьму. Таким образом, 1 сентября 1939 года стало началом новой эры — эры борьбы, мужества и стойкости. В тот день мир изменился навсегда.

Последние годы жизни Николы Вапцарова красной нитью связаны с началом Второй Мировой войны и борьбой болгарского народа с фашизмом. Когда готовился к выходу сборник «Песнь мотора», немецкие войска терзали Польшу, брошенную союзниками Англией и Францией на произвол судьбы. Но немцы не ограничились только Польшей. Пожар мировой войны разгорался все сильней и подходил к границам Болгарии. Болгария к осени 1940 года стояла на перепутье, фашистская верхушка смотрела в сторону союза с Гитлером, а народ смотрел в сторону союза Болгарии и СССР. В.М. Молотов в ноябре 1940 года сделал предложение болгарскому правительству заключить пакт о ненападении и взаимной помощи между Болгарией и СССР.

Коммунистическая партия Болгарии не питала иллюзий по отношению к правящей верхушке, понимая, что та всеми правдами и неправдами стремится связать свою судьбу с фашистской Германией. Коммунистическая партия Болгарии была заранее предупреждена о готовящихся переговорах и развернула кампанию по популяризации союза СССР и Болгарии. Партия знала, что правительство, если не сможет скрыть сей факт, то всячески будет стараться извратить его. Данная акция получила название «Соболевская», названа была так по фамилии народного комиссара иностранных дел СССР А.А. Соболева, который был направлен с миссией провести переговоры.

Никола по заданию партии едет в родные края, в Банско. Связывается с партийными организациями, ставит задачи, раздает инструкции для лучшего сбора подписей. Вапцаров пристально следил, как простой народ воспринимает союз с СССР. Он стал постоянным посетителем местного кафе, где обсуждались новости, слушали радио с официальной повесткой. А компания набирала обороты, союз с СССР народ встречал с теплотой и считал этот союз своим кровным делом и направлял тысячи подписей, петиций, телеграмм. Правительство было серьезно встревоженно таким воодушевлением масс, понимая, что народ показал свою любовь к СССР. Начались обыски, аресты, интернирования. А рука помощи, протянутая СССР, фашистская клика оттолкнула, но это никого не удивило. По этим событиям Никола написал стих «Сельская хроника», где вскрывалась вся ложь официальной политики Болгарии по отношению к СССР. И именно с рукописью этого стиха он был арестован полицией.

«Во время личного досмотра в кармане его пальто было обнаружено находившееся в конверте адресованное ему письмо; судя по почтовому штемпелю, направлено из Софии. Из содержания письма видно, что Вапцарову даются директивы устно продолжать самую широкую мобилизацию масс и агитировать за принятие Болгаро-советского пакта. Собирать подписи за присоединение к СССР и пр. Видно по всему, что письмо-призыв направленно из коммунистического центра с подписью «Георгий». При обыске у Вапцарова найдена также рукопись стихотворения под названием «Сельская хроника», написанная лично им и имеющая антигосударственное содержание, в конце стоит: «Лозунг наш один: Долой террор! Союз с СССР!». Письмо-призыв вместе с рукописью изъяты как вещественное доказательство». Из полицейского протокола.

Фашизм, как темная мелодия, разносился по просторам истории подобно вихрю, поглощающему все на своем пути. Он взывал к самым низменным страстям в человеческой природе, разжигая пламя ненависти и раздора. В его объятиях звучала песня о превосходстве и исключительности, окрашенная кровью и страданиями. Фашизм — это тирания, облаченная в обманчивый маскарад, где ложь, повторенная тысячу раз, становились правдой. Он стремится опустить человеческое достоинство до ужасающей ничтожности и затмить свет разума тьмой. В его сердце живет жажда власти, безжалостно пожирающая свободу и права. Фашизм — это пустота души, питаемая эгоизмом. Он стремится уничтожить красоту, превратив мир в мрачное зеркало однообразия и угнетения. Античеловеческая сущность фашизма — это тень, бродящая среди людей, затмевающая свет будущего и отравляющая жизнь.

Болгария к марту 1941 года уже давно была продана царем Борисом фашистам, а с подписанием пакта с гитлеровской Германией теперь официально. Пакт пустил фашистского зверя, позволил пройти к Греческой и Турецкой границе. Яд фашизма растекался по Болгарии, коммунистическая партия вела неустанную борьбу за умы и души молодежи. Болгарское правительство делало все для того чтобы вызвать отчуждение к СССР среди молодежи. В это опасное время террора Никола вел политическую агитацию, читал лекции, устраивал экскурсии.

В начале 1941 года Вапцаров становится редактором газеты «Литературный критик». Используя газету, как орган пропаганды советской культуры, пропаганды среди молодых писателей идей художественного реализма, чтоб те не бродили по полям бесплодных идей, когда фашизм господствует и порабощает людей. Создать новую газету было нелегко, к тому времени цензура позакрывала все прогрессивные издания. Пошли на хитрость: нашли недавно созданную газету и убедили тамошнего редактора передать издание в руки партии. Газета выходила еженедельно, еженедельно велась борьба с цензурой, придумывались попытки обхода. Квартира Николы превратилась в редакционный кабинет. Денег на издание постоянно не хватало, приходилось вкладывать из своих скудных заработков.

А в мае 1941 года Николу арестовали и интернировали в Годеч под надзор полиции до суда. И вот он сидит в этом городке постоянно под наблюдением, вдалеке от все сильней разворачивающейся борьбы, это мучительно. Он понимал, что нужен партии, но руководство не решило пока перевести его на нелегальное положение, нужно сохранить легальность для дальнейший работы. Вот и приходится сидеть спокойно, а в душе бушует огонь и желание действовать, бороться. Вместо этого он три раза день ходит в полицию расписываться. Люди не разговаривают с ним, боятся, что их посчитают неблагонадежными. Лучше тюрьма, там хоть не запрещают говорить, а нахождение в Годиче хуже тюрьмы, хочется сбежать, но партия не разрешает.

22 июня 1941 года. Утро начиналось, как и многие другие. Солнце медленно поднималось над горизонтом, освещая мир мягким золотистым светом. Птицы весело щебетали, а в воздухе витал запах свежей травы. Никола дышал полной грудью, день был погожий, да и к нему на побывку приехала жена, родной человек рядом. Но за этой идиллией скрывалась тень, которую никто не мог предвидеть. Время было спокойным, но сердца людей уже начинали биться с тревожным предчувствием. За тысячу километров, в стране, которой он восхищался. Вдруг, как гром среди ясного неба, раздались оглушительные звуки — гул моторов, треск взрывов. Это были не просто самолеты — это была война. Светлые утренние часы сменились хаосом. Небо окрасилось в серый цвет от дыма и пыли. Люди выбегали из домов, смотрели на небо, где черные силуэты врагов прорезали облака. Взрывы разрывали тишину и покой, а у каждого рабочего в душе звучал зов к действию. Мужчины и женщины, старики и дети — все понимали: это не просто атака, это вызов. Война пришла в каждый дом, в каждую семью. Она ворвалась в жизни людей, меняя их навсегда, они должны защитить свою землю, свои семьи, свою Родину. Взгляд каждого был полон решимости. В этот день началась Великая Отечественная война — война за свободу, за жизнь, за будущее.

Никола узнал о нападении гитлеровцев на СССР уже вечером. Болгарское радио пело победные реляции тевтонскому военному гению, сообщая первые военные сводки и убеждая слушателей, что через пятнадцать дней падет Москва — этот оплот коммунизма и надежд каждого честного болгарина на свободу.

Террор усиливался, антифашистов арестовывали сотнями, вся Болгария превратилась в один большой концентрационный лагерь. Коммунистическая партия призывала народ бороться против немецких фашистов и их прихвостней. Несмотря на облавы и аресты, люди прислушивались к коммунистам и всячески сопротивлялись фашистскому правительству.

«Вот ты пишешь, а рядом где-то
вместо рифмы взорвался снаряд,
озаряют небо ракеты
и кругом города горят.
Вот затишье… Но вместо нежных
парфюмерно душистых слов
на листках, на полях белоснежных
стаи хищников меж облаков.
Нет, мне нынче не до поэзии,
и хотелось бы петь — не могу…»

Коммунистическая партия Болгарии занималась не только саботажем решений фашистской клики, как, например, посылку на восточный фронт болгарских добровольцев. Попытка с треском провалилась: за два месяца фашисты смогли собрать всего 85 человек. Партия принимала и активные шаги к поднятию народа на партизанскую борьбу. В дремучих лесах и в горах Болгарии, где тени деревьев скрывают тайны и горный ветер шепчет о древних легендах, запели свои походные песни партизаны. Они, достойные сыны и дочери этой земли, чьи сердца полны страсти к свободе и любви к родине, продолжают дело своих отцов, дедов и прадедов, которые лили кровь за родную землю. Они словно тени, мелькающие среди зелени, вызванные недовольством и несправедливостью. Храбрые воины, готовые пожертвовать всем ради свободы. Их судьба переплетена с тайной, их деяния становятся легендами, передаваемыми из уст в уста. И пока сердце Болгарии бьется в унисон с боем пулемета партизан, пока звучит песня свободы в глуши лесов, эти необыкновенные воины будут продолжать свой бой за правду и справедливость, за светлое будущее своей родины и всего человечества.

Осенью 1941 года Никола возвращается в Софию, суд, который состоялся над ним, его оправдал. И снова борьба и партийная работа, по которой он так скучал. Партизанские отряды требовали опытных, хорошо обученных командиров. И в Болгарию стали возвращаться эмигранты — те, кто покинул ее в двадцатых годах, спасаясь от террора фашистов, и нашел вторую родину в СССР. Прошедшие короткую военную подготовку, разными путями они попадали в Болгарию. Их судьба складывалась по-разному: кто-то попадал в руки полиции, кто-то погибал в яростном и коротком бою, а кому-то везло и он сумел скрыться. Таких людей требовалось найти и переправить к партизанам. Дело опасное, полиция теперь знала о них, большие барыши сулились за их голову.

Никола стал связным, находил квартиры, устраивал явки. Помогал искать, прятать и переправлять оружие. Доставал деньги на покупку оружия и взрывчатки. Работа Вапцарова в военном отделе партии кипела, а награда за риск — это успешно проведенные диверсии. По всей Болгарии рвались цистерны с горючим, военные арсеналы, горели склады с военными грузами; то, что немцы мерзли под Москвой, не имея полушубков зимой, — есть заслуга и Болгарских партизан. Покоя для немецких солдат не было и в городах, из-за любого угла мог прозвучать выстрел и скосить бравого арийца, представителя «высшей расы». Как оказалось, кроме высокой надменности они также хрупки и смертны.

Но за чередой успешных операций гибли и верные товарищи. Кому-то везло: он погибал в бою с фашистами в горах, кто-то успевал пустить пули в висок или выброситься из окна на брусчатку, чтобы не попасть в лапы полиции, а кто-то заканчивал свою жизнь на виселице. Трудно терять товарищей, всегда думаешь: «Лучше бы погиб я, а он жил».

«Сегодня подтвердили мне смертный приговор. Положение хуже губернаторского. Не падать духом! Первая ночь с веревкой на шее. Спокойной ночи, милые мои жена и мама, спокойной ночи, мои дорогие дети! Отныне папа потерян для вас. Помните его!
Катя-Николинка, Нишко, мои дорогие ребята, папа вас очень любит! Думаю только о вас, но приходится умирать!
Помните, что ваш папа любил народ и видел вас в народе! Умираю, чтобы жили вы, мои милые!»
Отрывки из последних писем родным Шопова, подпольщика и товарища Вапцарова.

Но потеря товарищей не отменяла борьбы, которая с каждым дням становилась ожесточенней и сложней. Целый день приходилось колесить по городу в поисках явочных квартир. Ведь каждый день на счету, упустишь момент — и второго шанса уже не будет. Тем более, когда полиция рыщет по твоему следу. Николу неоднократно посещали сомнения: удастся ли ему дожить до победы над фашизмом? Близкие говорят, что нужно поберечь себя и заниматься литературной работой, использовать силу своего слова. Партия и партизаны предлагают уйти в горы, чтобы сберечь себя. А кто останется с народом? Жить хочется каждому, каждому хочется увидеть победу над врагом. Но Никола понимал, что в случае его смерти его будет, кем заменить. Борьба всегда забирает самых лучших и ценных, но на место выбывшего всегда приходят люди, которые достойно заменят тебя, ведь они будут знать, на чей пост они заступили, кто до них сражался и погиб, ведь твои дела отразятся на их жизнях. Смерть — противная штука, но если живешь достойно, участвуешь в борьбе с силами зла и угнетения, то, во всяком случае, она не так страшна.

Но провалы следовали один за одним, арестовывались видные деятели партии и члены военного комитета, через какое-то время станет известно и имя предателя и его ликвидируют. Но он успел нанести большой урон, именно из-за предательства в марте 1942 года в квартиру Вапцарова врывается полиция, а на чердаке при обыске находят улики: пистолет с патронами и пропуски в Софийский гарнизон.

В дирекции полиции начались обычные будни заключенных: пытки и истязания. Время остановилось, Никола понимал, что от расправы не уйти, и старался помочь товарищам, он брал обвинения на себя, теперь одна забота — спасти как можно больше товарищей от расправы. Все шло к развязке, фашистская клика готовила большой судебный процесс против заключенных антифашистов, а чтобы те точно не ушли от расправы, в роли защитников могли выступать только офицеры запаса. 6 июля 1942 года начался процесс, стервятники жаждали крови коммунистов, поливая тех злобной бранью. Клеймя их то предателями родины, то агентами Москвы, то варварами и врагами культуры. Эта злоба и пена изо рта вызывала только ироничную улыбку. Но преступник ли тот и предатель, кто борется за свободу родины и народа? За эту деятельность страшно ли понести наказание, принять смерть? Нет, на суде Никола держался достойно: не увиливал, не пытался оболгать других, чтоб спасти себя, он вновь говорил, что вина за подпольную деятельность лежит только на нем, все остальные не знали что помогают ему в этом деле. И вновь он пытался спасти товарищей. Суд был фарсом фашистов, ширма законности, кроме смерти других приговоров для коммунистов не было, приговор был готов уже давно.

«Именем Его Величества царя Бориса III … Антон Иванов Козинаров, Петр Иванов Богданов, Георгий Иванов Минчев… Никола Иванов Вапцаров обвиняются в том, что с 1941 г. и до середины 1942 г., в военное время, как члены руководства Болгарской коммунистической партии, которая запрещена согласно статье 1 Закона о защите государства и которая организовывала мятежи, бунты, убийства и общественно опасные преступления, предпринимала террористические действия...
Руководствуясь статьей 16, предложение последнее, и статьей 17 Закона о защите государства, а также статьей 61, параграф 2 Уголовного кодекса, приговариваются к смертной казни через расстрел и лишению прав, согласно статье 30 Уголовного кодекса, навсегда». Приговор не подлежал обжалованию и должен был быть исполнен в течении 24 часов.
Никола с Женой Бойкой.
Никола с Женой Бойкой.

И вот последние часы, последние минуты, встреча с любимой. Долго ли это — пять минут? Вот она смотрит в глаза любимого, зная, что скоро они закроются навсегда, хочется верить, что есть надежда спасти его. Но Никола лишь улыбается в ответ. Он бодр и весел, непоколебим, как гора Перин, по которой он бегал мальчишкой. Но пять минут истекли, солдаты разняли их объятья, Никола успел передать небольшую записку на прощанье. А ей хотелось бежать и стучаться во все двери всех министров, чтоб спасти его. На листке были написаны последние строки поэта:

«К тебе, как гость нежданный и далекий,
я иногда во сне являться буду.
Не оставляй меня ты на дороге,
дверей не запирай ни на минуту!
Войду чуть слышно в темноту ночную,
взгляд устремлю, чтоб тебя увидеть,
присяду коротко, нежно поцелую,
и, наглядевшись, незаметно выйду».

Они входили в длинный тоннель стрельбища, сердца стучали в унисон с шагами по каменному полу. В воздухе витал запах сырости и страха, но они не собирались поддаваться панике. Их было шестеро, шесть душ, в которых горел огонь — огонь веры в идеалы, ради которых они готовы были пожертвовать всем. Они знали, что на их место придут новые бойцы, что они сражались и умрут за народ. Так что боятся нечего, пускай боятся и трясутся палачи, ведь их будет судить народ. Взгляд коммунистов встретился с глазами солдат — кто-то из них отвел взгляд, кто-то сжал кулаки. И коммунисты запели гимн, клятву, они пели Ботева:

«Кто в грозной битве пал за свободу,
Тот не погибнет: по нем рыдают
Земля и небо, зверь и природа,
И люди песнь о нем слагают…»

Когда прозвучала команда, время замедлилось. Звуки выстрелов прервали гордую песню. Они упали на холодные камни, смерть пришла быстро, но память о них осталась. Они стали символом борьбы и стойкости.

«Борьба так беспощадна и жестока,
Борьба, как говорят еще, эпична.
Я пал. Другой меня сменил и… только,
исчезла лишь какая-то там личность.
Расстрел, а вслед расстрелу — черви,
и все это так просто и логично…
Но знай, народ, с тобой в отрядах первых
пойдем вперед мы в буре необычной!»

Если вам когда-нибудь доведется побывать в горах Болгарии, встаньте лицом к восходящему солнцу, закройте глаза и прислушайтесь к ветру. Он споет вам песню о героях славных, и будут там строки и о поэте Вапцарове, который боролся за свободу народа и не побоялся за него умереть.

-7

Автор: Иван Мистратов