Найти в Дзене
кухонный конверсатор

Малая Дмитровка, 1. Невзрачный княжеский дворец и утраченная память об А.С. Пушкине.

На углу Малой Дмитровки и Большого Путинковского переулка- внешне не слишком примечательный двухэтажный дом. На самом деле это старинная усадьба. 2-я половина XVIII века. Называют ее по разному. Главный дом городской усадьбы княжеского рода Долгоруковых. Главный дом городской усадьбы Долгоруковых — Бобринских. Дом графини Ю.Бобринской (И.С. Шиловского, И.Д.Сытина). Кому какой из бывших владельцев больше нравится- тот так и называет. Первоначально дом действительно принадлежал Долгоруковым. В этом доме, в 1764 году родился поэт И. М. Долгоруков. Заодно Владимирский губернатор. Относился к себе скептически. «По наружности я был чист, румян, но дурен лицом и обезображен непомерно толстой и широкой нижней губой, по которой называли меня разиней». По мне, так чересчур. Лицо у князя не голливудское, конечно. Но вполне нормальное было. Сейчас такого поэта никто не помнит. А тогда был довольно знаменит. Зато многие бывали в музей - усадьбе «Ботик Петра I». Это он его создал. Потом владение п

На углу Малой Дмитровки и Большого Путинковского переулка- внешне не слишком примечательный двухэтажный дом.

На самом деле это старинная усадьба. 2-я половина XVIII века. Называют ее по разному. Главный дом городской усадьбы княжеского рода Долгоруковых. Главный дом городской усадьбы Долгоруковых — Бобринских. Дом графини Ю.Бобринской (И.С. Шиловского, И.Д.Сытина).

Кому какой из бывших владельцев больше нравится- тот так и называет.

Первоначально дом действительно принадлежал Долгоруковым. В этом доме, в 1764 году родился поэт И. М. Долгоруков. Заодно Владимирский губернатор.

Относился к себе скептически.

«По наружности я был чист, румян, но дурен лицом и обезображен непомерно толстой и широкой нижней губой, по которой называли меня разиней».

По мне, так чересчур.

-2

Лицо у князя не голливудское, конечно. Но вполне нормальное было.

Сейчас такого поэта никто не помнит. А тогда был довольно знаменит. Зато многие бывали в музей - усадьбе «Ботик Петра I». Это он его создал.

Потом владение перешло к доктору медицины, акушеру И.Ф. Эразмусу . Автору крайне полезной книги. «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит».

Дом потом много чего повидал. И не раз перестраивался.

В 1860- е годы здесь проходили выставки живописцев—Перова, Мясоедова, Саврасова, Пукирева, Флавицкого, Степанова, Коровиных, Касаткина.

В 1870- е разместились классы живописи и рисования В.О. Шервуда.

В 1880- е - редакция журнала «Зритель». Где А.П. Чехов печатался. Из-за этого, в 1944 году, в честь 40-летия годовщины смерти А.П.Чехова, Малую Дмитровку переименовывают в улицу Чехова.

В начале 1900-х- «Русское общество любителей фотографии в Москве».

С 1947 года по 1964 год тут редакция журнала «Новый мир» находились. Потом переехали. Недалеко. Малый Путинковский переулок.

Так и стоял дом. До начала нынешнего века. Практически сохраняя свой первоначальный облик.

-3

Только в 1853 году, при неком И. С. Шиловскому, жилой флигель надстроили каменным вторым этажом. А в 1920-х годах еще и третий этаж надстроили. Якобы, исказили «исторический облик».

На мой взгляд, наоборот приукрасили. Если фасад выходящий на Пушкинскую площадь еще как-то походил на княжеское жилище.

Балкон чугунный, лепнина, выступающий ризалит.

То фасады выходящие на Малую Дмитровку- совсем скучные.

На фотографии начала прошлого века просматриваются подобия полуколонн (дом слева).

-5

Отражающихся в лужах Малой Дмитровки. По мнению писателя Боборыкина «одной из самых красивых, чистых, широких и с постоянной ездой, особенно летом».

Но потом эти полуколонны куда-то пропали.

После перестройки этот фасад вдруг засиял яркими огнями.

-6

Игорный клуб устроили.

Но в 2007 году дому вдруг неожиданно присвоили статус «выявленного объекта культурного наследия». Всех арендаторов выселили. Здание затянули полотнищами.

-7

Реставрация.

И вот теперь- свеже покрашенный. И без всякой иллюминации.

Вот только одно смущает. Раньше на доме висела мемориальная доска Пушкину.

После реставрации пропала. Хотя ее даже акулы игорного бизнеса не трогали. Несмотря на то, что она висела прямо у входа в их злачное заведение.

Вообще, в Москве нет ни одного старинного дома, где бы Пушкин не бывал. Или, на худой конец, Есенин.

Но Пушкин действительно водил знакомство со свекровью Юноша-Белинской- Собакиной- Бобринской. Анной Владимировной Бобринской.

«Старой приятельницей» А. С. Пушкина, по выражению П. А. Вяземского, была и сама Юлия Станиславовна Юноша-Белинская.

Якобы, Александр Сергеевич навещал живущих в этом доме своих знакомых декабристов М.Ф. Орлова и А.Я. Булгакова.

В 1830- х годах в этом доме была московская квартира заместителя министра народного просвещения и президент Императорской Академии наук С.С. Уварова.

27 сентября 1832 года Уваров пригласил Пушкина на лекцию профессора Ивана Давыдова в Московском университете.

Студент Иван Гончаров, в будущем — автор «Обломова», присутствовавший на той лекции, так писал об этом: «Когда он вошёл с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию... "Вот вам теория искусства, — сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам, и указывая на Давыдова, — а вот и самое искусство", — прибавил он, указывая на Пушкина.

Слова графа были встречены аплодисментами.

Растроганный президент Академии наук пригласил Александра Сергеевича после лекции к себе на ужин.

Якобы, на исчезнувшей мемориальной доске было написано «В 1832 году этот дом посещал поэт Александр Сергеевич Пушкин».

Видимо, вспомнили только это эпизод.

Теперь и про это забыли.

P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь