Величайшего из воителей Эллады смогла остановить только рука великой богини, в то время как храбрые герои Троянской войны замерли в изумлении.
Картина «Гнев Ахилла», написанная в 1810 году, французским художником Мишелем Мартеном Дроллингом, представляет нам сцену из произведения древнегреческого поэта Гомера, «Илиады»: спор между могучим воином Ахиллом и властным микенским правителем Агамемноном - предводителем данайского войска под стенами Трои. Полотно представляет нам ту самую сцену, с которой и начнутся основные события «Илиады и во многом определит ход Троянской войны, а именно ссору и выход из участия в осаде города, славнейшего из воинов, «быстроногого» Ахиллеса.
Картина представляет собой прекрасный образец неоклассического течения в живописи, принесшая своему создателю Мишелю Мартену Дроллингу в 1810 году Римскую премию Французской Академии. Произведения этого выдающегося французского живописца и портретиста отличаются грациозностью, яркостью композиции и благородством форм, и даже если вы не знакомы досконально с античными произведениями и мифологией, искусство художника делать акцент на мимике, позах и деталях во внешнем облике персонажей, игра цветом и многое другое, позволяет прямо вжиться в сюжет картины и ощутить себя среди ее героев.
Обратимся к сюжету. В ахейском лагере, базирующемся под стенами Трои, начался страшный мор. Болезнь уносила каждый день множество жизней. Вожди ахейцев призвали жреца Калханта узнать, за что боги прогневались и наслали мор. Жрец, вознеся молитвы и совершив гадания, открыл вождям, что причиной эпидемии – гнев Аполлона. А наслал златолукий бог страшную болезнь из-за мольбы своего жреца Хриса, у которого Агамемнон увел в плен дочь, юную Хриссеиду. Что делать, когда божество против тебя? В те времена люди боялись гнева богов, особенно, если от отношения с богами зависело такое важное мероприятие, как война. Аполлона надо было задобрить. Ради всего войска девушка была возвращена отцу. Злое поветрие рассеивается и можно снова начинать боевые действия. Но Агамемнон теперь чувствует себя несправедливо лишенным добычи. И он, своей верховной властью, решает пересмотреть дележ добычи из предыдущих набегов среди ахейских вождей, и забирает себе прекрасную рабыню Бриссеиду – добычу героя Ахилла.
Именно этот момент и запечатлен на картине. Узнавший решение Агамемнона Ахилл, приходит в ярость, он готов схватиться за меч. Ахилл - центральная фигура картины, его полуобнаженное тело ярко освещено, он весь олицетворение физической стати, силы и молодости. Он открыт нам – зрителям, всем корпусом, летящие одежды на нем словно поддаются темпераментному порыву ринуться на несправедливого царя. Его шаг широк, а рука уже занесена, чтобы выхватить меч из ножен. В самой Илиаде есть не мало строк о том, что Ахилл часто поддается обуревающим его эмоциям, его гнев неудержим, его темперамент горяч, а нрав суров. И в пылу чувств и эмоций этот герой неумолим, и лишь бессмертным богам под силу остановить и вразумить героя.
И в тот самый роковой момент, когда могло свершиться непоправимое, ведь нападение на предводителя объединённых войск для героя добром точно бы не кончилось, ему на плечо ложится рука богини Афины Паллады. И хотя в тексте Илиады, божественная дева остановила Ахилла, схватив юного героя за светлые кудри, здесь, среди живых поз героев и общей композиции ее властный жест более чем уместен.
Зримая только Ахиллесу, она приказывает юному воину остановится, и обещает, что Агамемнон будет наказан за несправедливое решение и оскорбление героя. Гнев во взоре Ахилла перемешался с изумлением, он смотрит на богиню не смея перечить.
В противоположность эмоциональности героя, взгляд Паллады холоден и бесстрастен. Она передает приказ Геры, судьба смертных предрешена и известна небожителям. Она знает, что лишь оттягивает смерть героя, ему уготована гибель под станами Трои в цвете лет. Хотя богиня Афина, чаще всего является в мифах помощницей и вдохновительницей героев, в Илиаде она к Ахиллесу почти безучастна, ей более импонируют, например, те же Диомед или Одиссей. Но, так как у нас с вами беседа исключительно про картину, мы с вами опустим разговор про аргосский культ богини Афины и героя Диомеда, и мотивы заменяемости героев Ахилла на Диомеда в песнях Илиады, но обещаю, как только мы с вами будем разбирать картины, где есть герой Диомед, то к этому разговору мы с вами точно вернемся.
Хладом дышит не только бесстрастный лик богини, ее одеяния холодных, сине-голубых тонов, буквально сливаются с безраздельно голубым небом. На ее прекрасном челе сияет золотой шлем, голова Медузы Горгоны на эгиде и копье в руке. В целом образ кононичен, для художников, черпающих вдохновение в римских статуях, которые были, в свою очередь, копиями скульптур греческих ваятелей. Поэтому простим художнику несоответствие доспехов и вооружение героев картины с временами осады Трои.
Переводим наш взгляд на виновника гнева Ахилла – державного царя Микен Агамемнона. Он восседает на троне из дорогих пород дерева, в полу развороте к зрителям, в алом царском одеянии. Царь властным жестом будто бы пресекает порыв Ахилла, выхватить меч из ножен. Афина незрима никому кроме юного героя. Лицо царя Микен пунцовое от гнева, оно почти в цвет его одежд. И хоть за густой кудрявой бородой мы почти не видим его лица, художник передает нам через его позу и жесты порывистый нрав предводителя ахейских войск. Перед нами сильный зрелый мужчина, царь и военачальник, приведший под стены Трои огромное и сильное войско, цвет Эллады, чтобы отомстить за поруганную честь брата и вернуть Елену Прекрасную в руки законному супругу. А если откинуть высокоморальные мотивы, то наконец свергнуть владычество Трои над проходами торговых судов из Эгейского моря в Мраморное и овладеть несметными сокровищами богатого города.
В Илиаде Агамемнон представлен как корыстолюбивый царь, не терпящий пререканий, но смелости и ему не занимать на поле боя. Нередко он сам ведет воинов в бой, сражаясь в первых рядах.
Рядом с Агамемноном сидит его брат, царь Спарты Менелай. Всегда спокойный, молчаливый, но в тоже время отважный воин и искусный поединщик, Менелай олицетворяет для всего ахейского войска образ поругания важнейшего божественного закона – закона гостеприимства. Радушно встретивший у себя во дворце странствующего троянского царевича Париса, Менелай и подумать не мог, что гости, в ответ на гостеприимство, похитят его супругу и еще золотую государственную казну. Многие могут сказать, что, если бы у них с Еленой были бы любовь и лад, она бы не сбежала. Но в Илиаде есть строки, где, обозревая со стены ахейское войско, спартанская царица, увидев среди ахейских воинов Менелая, с теплотой вспомнила супруга, его лаконичную манеру изъясняться, простоту в поведении, но в тоже время твердость характера и храбрость. И эти воспоминания, как и воспоминания о родном доме разбудили горечь и тоску в сердце красавицы. А когда Парис спасся с поединка с Менелаем с божественной помощью Афродиты, Елена устыдила Париса и возносила силу и ратное искусство своего первого супруга. К Менелаю в войске все относились хорошо, он был со всеми дружен, бесстрашен в бою, скромен в речах, благороден в поступках. Так почему сбежала Елена. Давайте рассматривать официальную версию – происки Афродиты. Потому как после гибели Париса и падения Трои Елена возвращается к Менелаю и они снова в любви и радости живут в Спарте. Но это отдельная история.
А мы вернемся к картине. Лицо Менелая, хотя почти вся его фигура загорожена от нас Агамемноном, нам хорошо видна. Его взгляд полон удивления, его глаза широко раскрыты, а брови приподняты. От Ахилла, он явно не ожидал столь резкого и опасного порыва. И его слегка приподнятая рука в останавливающем жесте, говорит скорее о машинальном движении, на жест Ахилла.
За спиной царственных братьев стоят ахейские вожди, в которых, согласно строкам Илиады, мы можем угадать Одиссея, Идоминея и Диомеда (последних двух я предполагаю по тексту).
Одиссей стоящий прямо за Агамемноном в лазоревом хитоне и в круглой шапочке, которую носили в те времена греческие моряки, главном атрибуте этого древнегреческого героя в искусстве. Царь острова Итаки, он единственный из героев, кто вообще не хотел ехать под стены Трои. Имея молодую красавицу-жену и недавно родившегося сына, молодой царь и отец вкушал всю радость семейной жизни. Но данная когда-то при сватовстве к Елене клятва, прийти на помощь ее супругу, если она понадобится, вынудила Одиссея покинуть родную скалистую Итаку. Одиссей тоже поднимает руку в останавливающем жесте, но этот жест больше нацелен на усмирение гнева Агамемнона. Ведь между царем Микен и героем Ахиллом сейчас происходит обмен оскорблениями. Обладающий стратегическим мышлением и красноречием, Одиссей понимает всю тяжесть последствий этой ссоры и беды, которые она принесет ахейскому войску, в том числе и затягивание войны, и царь Итаки в последствии приложит не мало усилий, чтобы вновь примирить гордецов.
Рядом с Одиссеем стоит осанистый муж весьма зрелого возраста с окладистой рыжей бородой. Вероятно - Идоминей, царь Крита. В его образе сочетаются сила и мудрость, сам Агамемнон прислушивается к ему мнению на советах вождей. Но сейчас Идоминей безмолвен. Его глаза обращены к Агамемнону, брови нахмурены, а на лице застыло изумление. Агамемнон позволил себе действительно оскорбительные речи в адрес Ахилла, и мудрый правитель Крита осознает тяжелые последствия уже сейчас.
Рядом с Одисеем и Идоминеем стоит царь Аргоса – Диомед. Облаченный в боевой доспех, в медном шлеме и с копьем, он словно готов прямо с совета вождей отправится в бой. По своим убеждениям этот герой полностью противоположен убеждениям Ахилла. Являя нам образ воина наиболее древний, чем многие герои Илиады, Гомер наделяет Диомеда в Илиаде образом героя, для которого благо своего племени и своего общества превосходит собственное благополучие и выгоду. Этот герой не стал бы из-за рабыни сориться с военачальником и потакая своей обиде и гордости, подвергать опасности все войско. Хоть и ему бывают обидны слова Агамемнона, но собственная честь, долг перед соплеменниками и далекой родиной для него ценнее. Из-за этого он не бросит друзей на поле боя, не будет сидеть в своем шатре играя на лире, пока кипит бой. Он приплыл под стены Трои, не только ведомый общей клятвой, как и все бывшие женихи Елены Прекрасной, но и как военный вождь Аргоса. Для него это война не только трофеи и слава, но и международный престиж его полиса. Этой мотивации лишен Ахилл. Он на войне по другим причинам, он не отвечает, например, за свое государство Фтию, не являлся женихом Елены прекрасной и здесь он вообще в качестве профессионального наёмника.
Вернемся к картине. Диомед тоже удивлен порывом Ахилла, он тоже поднимает свою руку в останавливающем жесте. Рядом с Диомедом восседает густобородый жрец Калхант, в белом покрывале на голове, какие носили тогда все жрецы. Его строгий взгляд и жест поднятой руки направлен на Агамемнона. Возможно жрец призывает думать больше над свершением воли богов, а не о мелких распрях.
Переведем взгляд на людей, стоящих за спиной Ахилла. В седовласом старце с белой лентой в волосах мы узнаем царя Пилоса Нестора. Он самый старший среди военных вождей. Но несмотря на весьма почтительные годы, тело старца крепко, в нем живет боевой дух и отвага, которую он не раз выказывал на поле боя. Нестор буквально вскакивает со своего стула, который ему наверняка предложили в знак почтения к его мудрости и возрасту, так как при царе, сидеть могли только жрецы, весьма уважаемые люди. Одной рукой Нестор опирается на посох, а вторую он занес в останавливающем жесте, словно пытаясь остановить Ахилла. За Нестором мы видим Антилоха, юного сына Нестора, кинувшегося к отцу, чтобы помочь старцу. Антилох ровесник Ахилла и его друг, но в этой сцене все его внимание обращено к старому отцу. Возможно Антилох беспокоится что, рывок, с которым его отец поднялся со своего сидения, может доставить старцу боль. На заднем плане мы видим паруса ахейских судов и силуэты воинов, судьба многих из них будет зависеть от исхода этой распри между Ахиллом и Агамемноном. А что было потом? После взаимных оскорблений Ахилл принимает решение больше не участвовать в войне. Его отсутствие в рядах ахейских воинов становится причиной ряда поражений греков, и троянцы буквально гонят их к кораблям, и всему ахейскому войску будет грозить гибель.
Глядя на полотно, невозможно не восхититься виртуозной кистью художника, его умением передать в позах, мимике и насыщенностью цветовых решений всю палитру эмоций, накал страстей и динамику сюжета, который сегодня развернулся перед нашими глазами. Герои Илиады словно сошли со страниц книг, где жили в звучании величественного гекзаметра, и воплотились перед нами на полотне талантливого художника первой половины девятнадцатого столетия Мишеля Мартена Дроллинга.
А кто ваш любимый герой Илиады? Я вообще с детства за Гектора всегда переживала. Делитесь своими мнениями в комментариях.