Рулевое управление — это фундамент впечатлений от вождения автомобиля. Основные ощущения формируются именно через руль: его резкость или мягкость определяют уровень комфорта и маневренность машины.
В десятом семействе, рулевая рейка размещена неудачно — она находится на моторном щите, что негативно сказывается на её долговечности и ресурсе кузова. Это снижает комфорт и ухудшает отклик рулевого колеса.
В зависимости от комплектации и года выпуска автомобиля ВАЗ 2110, устанавливались различные типы рулевых реек с разными передаточными числами. Все эти рейки можно условно разделить на три основные категории:
- Сухие без усилителя — классические рулевые механизмы без вспомогательных устройств.
- Сухие с ЭУР — рейки, оснащенные системой электрического усиления руля (ЭУР), обеспечивающей более легкое управление ( с завода усилитель не устанавливался ).
- Гидравлические рейки — механизмы с гидравлическими усилителями, которые облегчают вращение руля благодаря использованию жидкости под давлением.
Сухие рейки без усилителя
На ранних моделях автомобиля использовалась рулевая рейка от предшественника — ВАЗ 2108:
- 2108-3400009-20: Количество оборотов составляет 3.7. Примечание: Рейка, корпус и рашпиль взяты от ВАЗ 2108, прямозубый механизм.
- 2110-3400009-20: Отличается от предыдущей модели конструкцией корпуса и левого пыльника.
На более свежих и усовершенствованных модификациях использовались рейки нового поколения, известные, как рейки нового образца:
- 2110-3400012: Количество оборотов составляет 4.2. Примечание: Рашпиль 2110-3401068, с косозубыми шестернями и переменным шагом. Ее каталожный аналог 2110-3400010
- 2110-3400010: Визуально, напоминает рейку калины 11183-3400010
Аналоги реек от Приоры/Калины:
- 11183-3400010-20: Количество оборотов составляет 4.2 Примечание Рашпиль 21100-3401068-00.
- 11183-3400010: Визуально напоминает рейку 2110-3400010.
Короткие версии реек от Калина спорт:
- 11183-3400010-10: Количество оборотов 3.1, Рашпиль 11183-3401068-00.
- 11183-3400010-12: Количество оборотов 3.1, Рашпиль 11183-3401068-01.
- 11183-3400010-01: Количество оборотов 4.2, Рашпиль 21100-3401068-00.
Для повышения манёвренности на поворотах можно установить рейку от Калины Спорт 11183-3400010-10. Однако важно помнить, что эта рейка менее удобна при парковке, так как она сухая и не оснащена усилителями.
Сухие рейки с ЭУР
С завода на ВАЗ 2110 электроусилитель руля (ЭУР) не устанавливался, однако многие модели Приоры оснащались этой функцией. Поэтому установка ЭУР на ВАЗ 2110 считается модернизацией, особенно учитывая схожесть конструкций этих двух моделей. Обычно для такой доработки используют готовые комплекты с Приоры.
Приора является довольно распространённым автомобилем, поэтому ЭУР часто применяют для улучшения других моделей, что делает такие комплекты достаточно дорогими. Тем не менее, приобрести новый комплект в магазине вполне возможно.
Из-за высокой стоимости многие предпочитают устанавливать ЭУР от иномарок, но такие решения требуют индивидуального подхода к установке и настройки, так как готовых к установке вариантов нет. ЭУР от Приоры чаще всего монтируется взамен штатного рулевого вала на ВАЗ 2110.
И если решаться на установку ЭУР, то оптимальным вариантом будет монтаж его на рейку от Калины Спорт с индексом 11183-3400010-10.
Гидравлические рейки
На автомобили десятого семейства с завода устанавливалась лишь одна версия рулевой рейки, впоследствии применявшаяся также на Приорах и Калинах. Эта рейка была самой короткой среди серийно устанавливаемых, её артикул — 21100-3400010-30, количество оборотов составляет 2.7.
Рулевые рейки с гидроусилителем обладают рядом достоинств, таких как способность сглаживать вибрации при движении по неровностям, легкость и комфорт при парковке, а также повышенная маневренность благодаря уменьшенному количеству оборотов.
Однако у оригинальной конструкции есть и недостатки. Главный из них — использование механического насоса, который потребляет значительную часть мощности двигателя. Ещё одним существенным недостатком является отсутствие в продаже полноценных ремонтных комплектов, необходимых для обслуживания рейки. Кроме того, из-за узкой специализации данные рейки могут значительно различаться конструктивно.
В качестве тюнинга предлагается вариант с электрическим насосом ГУР от Opel TRW 2. Такое решение позволяет избежать снижения мощности двигателя, что особенно ценно в автоспорте. Подробности о подключении рейки и насоса можно найти здесь: https://www.drive2.ru/l/569306506093135036/.
Проблему отсутствия ремонтных комплектов можно решить, приобретя новую рейку, которая всё ещё доступна в магазинах, хотя её стоимость заметно выше по сравнению с сухими рейками.
Принципиальное улучшение рулевого управления
Любой тюнинг начинается с качественного ремонта, и система рулевого управления здесь не исключение. Поэтому перед началом работ рекомендуется провести обслуживание рулевой рейки либо с помощью ремкомплекта, либо путем замены её на новую.
Так же важно помнить, что автомобиль, подвергшийся серьезным изменениям в конструкции, таким как установка нестандартных узлов или деталей, не соответствующих требованиям безопасности, не должен эксплуатироваться на дорогах общего пользования. Такие модификации могут повлиять на устойчивость, управляемость и надежность транспортного средства, создавая потенциальную угрозу как водителю, так и другим участникам дорожного движения.
Итак, основная проблема системы рулевого управления на автомобилях ВАЗ заключается в расположении рулевой рейки непосредственно на моторном щите, который недостаточно жёсткий и подвержен повреждениям. Частично справиться с этой проблемой можно путём установки усилителя щитка передка, который представлен в двух различных вариантах конструкции:
- Усилитель щитка передка от компании "Автопродукт" крепится от левого крепления рулевой рейки к левому стакану номерного знака.
- Усилитель щитка передка производства "ТехноМастер" объединяет оба крепления рулевой рейки между собой.
Оба варианта имеют свои минусы, поэтому для оптимального эффекта можно совместить их. Это не только укрепит моторный щит, но и уменьшит подвижность самой рейки, увеличив её долговечность. Подробности о комбинировании этих решений представлены здесь: https://www.drive2.ru/l/588652688061803851/
Следующим этапом модернизации, который обойдется дороже, является замена рулевых тяг и наконечников на аналогичные детали из малосерийных тюнинговых комплектов с применением шарниров сферических (ШС).
Процесс установки сравнительно прост: нужно лишь демонтировать стандартные тяги с наконечниками и поставить новые. Такая модернизация способствует снижению люфтов в рулевом механизме, но, к сожалению, полностью устранить их не удается из-за особенностей конструкции рулевой рейки, потому что тяги расположены не на одной оси с рейкой. Учитывая высокую стоимость комплекта, результат оказывается менее значительным по сравнению с установкой усилителя щитка передка.
На иностранных автомобилях конструкция рулевых реек обычно более продумана, и их крепление выполнено иначе. Рулевые тяги, как правило, располагаются на одной оси с реечным механизмом. Сама рейка фиксируется на подрамнике, который представляет собой более прочную основу по сравнению с моторным щитом.
Установить рулевую рейку от иномарки на ВАЗ 2110 без значительных доработок и самодельных креплений невозможно, но, как говорится, если сильно захотеть, можно и в космос полететь.
Имеется возможность установить рулевую рейку от Corolla 150 на подрамник. Помимо подрамника, который подойдет от любого производителя, придется вырезать лонжероны и сделать проставки под поворотный кулак. Также помехой станет стабилизатор, который, кстати, можно попытаться разработать самостоятельно и разместить в точках крепления стандартной рулевой рейки.
Эта модернизация требует значительных временных затрат и является наиболее дорогостоящей. Она также подразумевает вмешательство в конструкцию кузова, что делает её реализацию весьма обоснованной, ведь в итоге удастся устранить все недостатки заводской компоновки. Подробности о внедрении рулевой рейки можно найти здесь: https://www.drive2.ru/l/646091725252596943/.
В заключение
Рулевое управление играет ключевую роль в восприятии динамики автомобиля, определяя его управляемость и комфорт. На автомобиле ВАЗ 2110 рулевая рейка установлена на моторном щите, что негативно отражается на её долговечности и надёжности кузова. Это создает дополнительные сложности при управлении машиной и ухудшает её характеристики.
В зависимости от комплектации и года выпуска на ВАЗ 2110 могли использоваться различные виды рулевых реек с различными передаточными числами. Они делятся на три основных типа: сухие без усилителя, сухие с электроусилителем (ЭУР) и гидравлические рейки. Каждый тип имеет свои особенности и преимущества, но все они сталкиваются с общими проблемами, связанными с конструктивными особенностями автомобиля.
Наиболее эффективным решением для устранения недостатков заводской конструкции является установка усилителя щитка передка, который может существенно повысить прочность узла и продлить срок службы рулевой рейки. Дополнительные улучшения включают замену рулевых тяг и наконечников на современные аналоги, а также возможное применение электрической системы гидроусилителя руля (ГУР) от Opel TRW 2.
Несмотря на сложность и высокие затраты, внедрение некоторых инженерных решений, таких как установка рулевой рейки от иномарки (например, Toyota Corolla 150), способно кардинально улучшить систему рулевого управления. Однако такие модификации требуют серьёзных вмешательств в конструкцию кузова и значительные временные ресурсы.
Перед проведением любых тюнинговых работ настоятельно рекомендуется предварительно провести диагностику и обслуживание рулевой рейки, чтобы минимизировать риски возникновения неисправностей и обеспечить безопасность эксплуатации автомобиля.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, где мы делимся закулисными моментами гаражных проектов: https://t.me/cheekcheerick.