Найти в Дзене
Курочка Ряба

Сакральная геометрия(2): от древних традиций к современности

Первый выпуск Третий выпуск Геометрия, что в переводе означает «землемерие», зародилась в Древнем Египте, откуда ее унаследовала Греция. В те времена ежегодные разливы Нила затапливали земли, стирая границы между пахотными и пастбищными участками. Эти наводнения воспринимались египтянами как символ возвращения первобытного хаоса вод, и после спада воды начиналась работа по восстановлению границ. Этот процесс и назывался геометрией, которая рассматривалась как способ восстановления порядка и закона на земле. Каждый год измеряемые площади немного изменялись, что отражало изменения в обществе и влияло на распределение земель. Храмовые астрономы могли заметить, что расположение некоторых созвездий изменилось, и, соответственно, корректировали ориентацию храмов. Таким образом, разметка земли на квадраты имела для египтян не только физическое и социальное, но и метафизическое значение. «Землемерие» стало основой науки о законах природы,
Оглавление

Первый выпуск Третий выпуск

Геометрия, что в переводе означает «землемерие», зародилась в Древнем Египте, откуда ее унаследовала Греция. В те времена ежегодные разливы Нила затапливали земли, стирая границы между пахотными и пастбищными участками. Эти наводнения воспринимались египтянами как символ возвращения первобытного хаоса вод, и после спада воды начиналась работа по восстановлению границ. Этот процесс и назывался геометрией, которая рассматривалась как способ восстановления порядка и закона на земле. Каждый год измеряемые площади немного изменялись, что отражало изменения в обществе и влияло на распределение земель. Храмовые астрономы могли заметить, что расположение некоторых созвездий изменилось, и, соответственно, корректировали ориентацию храмов. Таким образом, разметка земли на квадраты имела для египтян не только физическое и социальное, но и метафизическое значение. «Землемерие» стало основой науки о законах природы, воплощенных в архетипах круга, квадрата и треугольника.

Геометрия изучает пространственный порядок через измерение форм и установление их взаимосвязей. Вместе с арифметикой, астрономией (наукой о циклическом движении) и музыкой (изучением гармонии) она входила в классическую образовательную программу Quadrivium. Эти дисциплины считались основой интеллектуального развития, поскольку гармонические законы рассматривались как универсальные, связывающие движение во времени и события на небесах с пространственным порядком на земле. Главной целью такого образования было сделать разум каналом, через который проявленный мир («земля») мог воспринимать абстрактную космическую жизнь небес. Геометрия представляла собой подход, согласно которому вселенная упорядочена и устойчива. Геометрические чертежи можно рассматривать как застывшие мгновения, отражающие вечное вселенское действие, обычно недоступное нашему восприятию. Даже простое математическое действие может стать источником интеллектуального и духовного озарения.

Храм Парфенон
Храм Парфенон

Философское значение геометрии

Платон считал геометрию и числа наиболее абстрактным и, следовательно, идеальным языком философии. Однако их значение проявляется только на определенном «уровне» реальности. Греческая философия разделила эти уровни на типический, бытийный и архетипический, что можно сравнить с египетскими настенными изображениями, разделенными на три яруса: верхний, средний и нижний. Чтобы понять, как это работает, рассмотрим пример с ручкой. Ручка может иметь разные формы, размеры, цвета и материалы, но все эти предметы остаются ручками— это типический уровень, изменчивый и разнообразный. На бытийном уровне существует идея ручки, чистая формальная модель, которая лежит в основе всех ручек. Выше находится архетипический уровень, представляющий процесс, который порождает бытийную форму и типический пример ручки.

Архетипический уровень связан с функцией рычага, где изменение углов определяет и преобразует энергии. Древние астрономы использовали углы для обозначения движений и положений звезд. Угловые положения Солнца, Луны, планет и звезд соотносились с циклическими изменениями в природе, такими как фазы Луны, времена года, приливы, рост растений, плодовитость людей и животных. Угол определял влияние звездных конфигураций на земные события. Интересно, что в английском языке слова angle (угол) и angel (ангел) имеют общий корень, что подчеркивает их символическую связь. Современная наука гелиобиология подтверждает, что угловое положение Луны и планет влияет на электромагнитную и космическую радиацию, воздействующую на Землю, а колебания поля, в свою очередь, влияют на биологические процессы.

-3

Угол, как отношение двух чисел, в древности символизировал установленные взаимодействия между системами. Архетипы, или «боги», отражали динамические функции, связывающие высшие миры процессов с миром конкретных объектов. Например, угол в 60° имеет иные структурные и энергетические свойства, чем углы в 90° или 45°. В геометрической оптике угол преломления света определяет свойства вещества, а в молекулярных структурах углы между связями влияют на качества материала. В случае с уздечкой угол между мундштуком, ремнем, шеей лошади и рукой всадника регулирует управление. Апостол Павел использовал этот образ метафизически, говоря, что контроль над ртом (как уздечкой) позволяет усовершенствовать всю природу человека. На архетипическом уровне этот принцип применим к различным сферам, но его основа — точный угол, определяющий взаимодействие.

Геометрия и числа как язык реальности

Геометрия и числа на архетипическом уровне описывают фундаментальные энергии в их вечном взаимодействии. Это отражено в космологических системах, таких как Шриянтра — тантрическая диаграмма, изображающая функции вселенной через девять переплетенных треугольников. Четыре треугольника направлены вниз, пять — вверх, образуя 42 (6×7) треугольных фрагмента вокруг центрального треугольника. Такое переплетение считается уникальным и символизирует гармонию вселенной. Чтобы понять такую диаграмму, нужно погрузиться в философское размышление.

https://ru.pinterest.com/pin/pixabay--811351689101411670/
https://ru.pinterest.com/pin/pixabay--811351689101411670/

Для Платона реальность состояла из чистых сущностей, или Идей, которые мы воспринимаем лишь как их бледные отражения. Эти Идеи (или Формы) постигаются не чувствами, а разумом. Платон рекомендовал геометрию как язык для описания метафизического мира. Он говорил, что геометры, делая чертежи, мыслят не о самих чертежах, а о фигурах, которые они представляют. Например, выводы делаются для идеального четырехугольника и его диагонали, а не для начерченной линии. Все чертежи — лишь образы, которые можно увидеть только мысленным взором.

Платоники считали геометрическое знание врожденным, полученным душой до рождения в мире идеального бытия. Томас Тейлор утверждал, что душа изначально содержит математические формы: числа — до чисел, фигуры — до фигур, гармонии — до гармонизированных вещей, круги — до движущихся тел. Платон в диалоге «Менон» показал, как простой мальчик-слуга интуитивно решает задачу удвоения квадрата, что подтверждает идею врожденного знания.

Геометрия как путь к истине

Для человека, живущего во вращающейся вселенной среди потока событий и чувств, поиск истины всегда был поиском неизменного — будь то Идеи, Формы, Архетипы, Числа или Бог. Храм, построенный на основе геометрических пропорций, становится обителью вечной правды. Томас Тейлор говорил, что геометрия как мост позволяет перейти от темного моря материальной природы к сияющим сферам идеальной реальности. Однако это требует усилий: как отмечал Платон, огонь души должен постепенно возгореться.

-5

Платон подчеркивал, что геометрия очищает «глаз души», возжигая в нем новый свет, который позволяет созерцать истину. Этот орган важнее тысячи глаз, поскольку только через него мы видим подлинную реальность. Геометрия имеет дело с чистой формой, а философская геометрия воссоздает развертывание форм из предыдущих, раскрывая созидательную тайну. Переход от божественного толчка к проявленному миру можно проследить через геометрию, что и является целью практических разделов, подобных «Рабочим книгам».

Числа и формы в пифагорейской традиции

Числа неотделимы от геометрии. Для пифагорейцев Число и Форма на идеальном уровне были едины. Пифагор говорил: «Все организовано в соответствии с Числом», но подразумевал не просто количественный аспект. Числа на идеальном уровне обладают качеством: «двоичность», «троичность» или «четверичность» — это не просто 2, 3 или 4, а целостности с божественными силами. Например, «два» — это сущность, из которой проистекает дуальность.

В древней тригонометрии угол выражался как отношение двух чисел. Например, угол, выраженный отношением 3 к 4, связан с музыкальной гармонией (квартой), что позволяет соотнести пространственные координаты со звуковыми частотами.

-6

Архитектура цистерцианцев XII века использовала геометрические пропорции, основанные на музыкальной гармонии. Монастырские церкви того времени были акустическими резонаторами, превращающими хоровое пение в «музыку небес». Святой Бернар Клервоский, вдохновитель этой архитектуры, подчеркивал ее связь с гармонией.

Число как универсальный принцип

Р.А. Шваллер де Любич предлагает аналогию, которая помогает понять универсальное и архетипическое значение Числа. Представим вращающуюся сферу, через которую проходит воображаемая ось — идеальная линия, не существующая объективно, но реальная в нашем восприятии. Эта ось необходима для определения характеристик сферы, таких как наклон или скорость вращения. Число в количественном смысле связано с измерениями и движением на поверхности сферы, тогда как его универсальный аспект подобен неподвижной оси — функциональному принципу, который не проявлен, но определяет суть.

Если перенести эту аналогию на двумерную плоскость, то, взяв круг и квадрат с диаметром и стороной, равными 1, мы обнаружим, что диагональ квадрата и длина окружности круга будут «иррациональными» числами. Диагональ квадрата равна √2 (примерно 1,4142…), а длина окружности — π (примерно 3,14159…). Эти числа невозможно выразить точно, так как их десятичные дроби бесконечны. Если же принять диагональ квадрата и длину окружности за 1, то сторона квадрата и радиус круга станут иррациональными: 1/√2 и 1/π.

-7

Здесь пути количественной математики и геометрии расходятся. В математике точные значения диагонали или длины окружности недостижимы, даже если округлить дробь. В геометрии же эти величины, рассматриваемые как отношения (диагональ к стороне — 1:√2, длина окружности к диаметру — 1:π), становятся абсолютно познаваемыми и очевидными. Число в этом контексте выступает как формальное отношение, или функция: √2 — функция квадрата, π — функция круга. Философская геометрия, а также сакральное искусство и архитектура, опираются на эти «иррациональные» функции, поскольку они отражают универсальный и неизменный уровень познания.

Иррациональные функции, которые правильнее называть надрациональными, открывают путь к высшей реальности Числа. Они показывают, что Число — это, прежде всего, отношение, неизменное вне зависимости от измеряемых величин. Этот функциональный аспект Числа не зависит от масштаба, не является ни бесконечным, ни конечным — он универсален. Таким образом, Число сочетает в себе конечную перечислительную способность (экзотерический аспект) и универсальную синтезирующую способность (эзотерический аспект).

Символика первых чисел

Рассмотрим первые четыре числа в этом контексте. Число ОДИН может обозначать количество, например, «одно яблоко», но в символическом смысле оно отражает принцип абсолютного единства и часто используется как символ Бога. В геометрии оно связано с точкой (в индуистской традиции — бинду, семя мандалы) или с совершенным кругом.

Число ДВА выражает количество, но символически представляет принцип дуальности и множественности. В геометрическом смысле оно связано с линией, которая определяется двумя точками.

Число ТРОЙКА как количество символизирует Троицу — концепцию, которая еще встретится нам позже. В геометрии тройка представлена треугольником, образованным тремя точками. Треугольник знаменует переход от абстрактных элементов (точки и линии) к измеряемой поверхности. В Индии треугольник называли Матерью, родовым каналом, через который трансцендентальные силы единства и дуальности проявляются в мире поверхности, становясь «матерью формы».

-8

Число ЧЕТЫРЕ символизирует материализацию, мир Природы, как результат воспроизводства (2×2=4). Его геометрическая форма — квадрат, который олицетворяет проявленный мир.

Число и вибрации вселенной

Универсальность Числа проявляется и в физическом мире. Современная физика показывает, что все — от гравитации до электромагнетизма, света, тепла и даже твердых веществ — состоит из вибраций, воспринимаемых как волновые процессы. Волны — это временные структуры с амплитудой, интервалом и частотой, которые определяются через Число. Таким образом, вся вселенная может быть сведена к Числу. Каждое живое существо вибрирует, неживая материя вибрирует на молекулярном уровне, и каждая вибрация издает звук. Изучение звука, как интуитивно понимали древние, открывает ключ к пониманию вселенной.

-9

Древние уделяли особое внимание музыкальной гармонии, изучая ее наравне с математикой и геометрией. Эта традиция связана с Пифагором (560–490 гг. до н.э.) и его школой, которая стала окном в интеллектуальный мир восточных и ближневосточных традиций. Для пифагорейцев октава (например, две последовательные ноты «до») была важнейшим символом начала и завершения цикла творения. Когда звучит идеальная октава, мы мгновенно и без размышлений узнаем повторение первоначального тона, но на другой высоте — это завершение цикла, подобное спирали от семени к новому семени. Такое узнавание универсально для всех людей.

-10

Физически это явление объясняется так: гитарист извлекает звук из струны, затем зажимает ее посередине, и частота вибраций удваивается, а тон поднимается на октаву. Длина струны делится на 2, а количество вибраций увеличивается вдвое: отношение 1/2 становится 2/1. В этот момент абстрактное математическое событие совпадает с чувственным восприятием, а интуитивный отклик на октаву подтверждается измерениями.

Гармония и восприятие

При восприятии октавы внутреннее и внешнее сливаются, соединяя интуитивное и материальное, искусство и науку, время и пространство. Пифагорейцы считали это мгновение одновременности противоположностей истинной магией и божественным моментом. Через геометрию они осмысливали этот переход, где слышимые вибрации становятся видимыми формами, исследуя взаимосвязь музыкальной гармонии и геометрических пропорций.

Зрение и слух, как основные органы чувств, взаимодействуют с интеллектом по-разному. Зрение формирует образы в сознании, тогда как слух вызывает немедленный, не связанный с образами отклик, воздействуя на эмоциональные центры. Сегодня слуховое восприятие ассоциируется с субъективным, эстетическим или духовным опытом, но оно также позволяет постигать неизменные отношения. Когда слух становится центральным в восприятии, мы можем «слышать» цвет или движение. Эта способность связана с правым полушарием мозга, которое распознает образы, совокупности и противоположности одновременно, в отличие от левого полушария, ориентированного на последовательную, аналитическую обработку. Эзотерический аспект Числа воспринимается правым полушарием, а экзотерический, счетный — левым.

-11

Греки называли эту способность Чистым разумом, в Индии — «сердце-ум», а египтяне — Разумом сердца. Достижение такого качества понимания было скрытой целью жизни. Геометрия, задействуя аналитические способности, также развивает интуитивное восприятие. Например, геометрический рост можно осмыслить через квадрат, где диагональ одного квадрата становится стороной другого. Это очевидная истина, воспринимаемая через чертеж, где логика заключена в линиях, которые невозможно начертить иначе.

Геометрия как путь к познанию

Используя только циркуль и линейку, геометры входят в двумерный мир форм. Связь между конкретным (форма и мера) и абстрактным сохраняется. Поиск неизменных отношений, управляющих формами, приводит к резонансу с вселенским порядком. Воссоздавая процесс зарождения форм, мы познаем принципы эволюции. Поднимая свои мысли к архетипическим уровням, мы позволяем этим уровням проникнуть в наш разум, оживляя интуицию. Как говорил Платон, глаз души очищается и вновь возгорается, чтобы постичь истину.

Числа как живые сущности

Теон из Смирны утверждал, что числа — это источники формы и энергии, динамичные и активные, подобно людям. С пифагорейской точки зрения, числа могут быть андрогинными, обладать полом, быть воспроизводителями или потомками, активными или пассивными, щедрыми или скупыми. Они притягиваются, отталкиваются, образуют семьи, заключают союзы, являясь истинными началами природы. Геометрия и числа — это инструменты познания внешнего и внутреннего пространства и времени, которые использовались архитекторами и философами, а со времен Века разума стали инструментами инженеров.

)Традиционные философы считали, что творческая сила человека направлена на ускорение эволюции и преодоление биологических ограничений. Йога, медитация, искусство, ремесла и сакральная геометрия — это психофизические методы, способствующие саморазвитию и достижению этой цели.

Заключение

Геометрия и числа открывают путь к пониманию вселенной, соединяя материальное и духовное. Они позволяют нам не только измерять мир, но и постигать его глубинные законы, поднимая сознание к архетипическим уровням реальности.

Первый выпуск Третий выпуск