Найти в Дзене
Материк книг

Наш и западный: фильмы по "Чайке" Чехова и впечатления от пьесы

Одни жили недолго, другие несчастливо, третьи - и недолго, и несчастливо. Краткий пересказ пьесы) В имении Сорина разыгрывается драма. Племянник Константин Треплев представляет на суд родственников и знакомых свою пьесу. В главной роли - его возлюбленная Нина Заречная. Главный критик - Ирина Николаевна Аркадина, мать и актриса. Она приехала с кавалером, известным писателем Борисом Алексеевичем Тригориным. Пьеса провалилась. Нина увлеклась Тригориным, Треплев впал в черную меланхолию, пытался застрелиться. Через пару лет действующие лица снова встретятся в этом же имении, чтобы продолжить драму и довести ее до кульминации. Для современного читателя эта пьеса - самая настоящая трагедия, но Чехов называет ее комедией. Очевидно, он здесь придерживается еще греческих правил, по которым любые человеческие переживания - пошлое копошение и ни что иное, как комедия. Трагедия может быть только у богов и героев. Но во всем остальном его пьеса новаторская. Слишком мало действия, слишком много расс
Оглавление

Одни жили недолго, другие несчастливо, третьи - и недолго, и несчастливо. Краткий пересказ пьесы)

Сюжет

В имении Сорина разыгрывается драма. Племянник Константин Треплев представляет на суд родственников и знакомых свою пьесу. В главной роли - его возлюбленная Нина Заречная. Главный критик - Ирина Николаевна Аркадина, мать и актриса. Она приехала с кавалером, известным писателем Борисом Алексеевичем Тригориным.

Пьеса провалилась. Нина увлеклась Тригориным, Треплев впал в черную меланхолию, пытался застрелиться. Через пару лет действующие лица снова встретятся в этом же имении, чтобы продолжить драму и довести ее до кульминации.

Впечатления

Для современного читателя эта пьеса - самая настоящая трагедия, но Чехов называет ее комедией. Очевидно, он здесь придерживается еще греческих правил, по которым любые человеческие переживания - пошлое копошение и ни что иное, как комедия. Трагедия может быть только у богов и героев.

Но во всем остальном его пьеса новаторская. Слишком мало действия, слишком много рассуждения. Немудрено, что первый ее показ провалился, повторив то, о чем говорится в начале произведения.

-2

В общем-то, я не хочу вдаваться в нюансы пьесы как жанра, интереснее сам сюжет. Он многослойный:

Несколько любовных линий, все - несчастливые.

  • Отношения матери и сына.
  • Характер Треплева. Что сформировало в нем эту нежизнеспособность: эмоциональные качели матери, безденежье, низкая самооценка, несчастливая любовь?
  • Рассуждения об искусстве: в чем счастье творчества, жажда признания, зависть к более успешным.
  • Эмансипация женщин. Ожидания/реальность. Хочу халву ем, хочу пряники. На деле - та же зависимость вид сбоку. Несчастливые судьбы, странный выбор.

Каждую из этих тем можно развить на целую статью и не одну. В том и состоит талант Чехова.

Если говорить о настроении, конечно, пьеса гнетущая, а знаменитое "чеховское ружье" стреляет аж 3 раза.

Экранизации

Посмотрела 2 фильма. Американский вариант 2017 года М. Майера не заигрывает с русской темой. Действие происходит в имении европейского вида. Актеры не пытаются играть русских, однако имена сохранены и все же не обошлось без попытки исполнения "Очи черные".

В остальном все вполне на уровне. Интересно обыграна пьеса Треплева в виде театра теней. Не понравились два момента: в начале и конце фильма очень темные съемки буквально при свете свечи. Этот минимум света еще и колеблется. Мучение смотреть.

-3

И - возраст актрисы, играющей Аркадину. В жизни ей 60, на экране дашь все 80. При этом изображает любовь с Борисом. Смотрится противоестественно и противно. Но это вечная беда фильмов - несовпадение возрастов.

Советская экранизация после роскошных американских интерьеров смотрится, конечно, бюджетно) Какой-то драный холст и река - вот вам и сцена. Имение тоже не мешало бы отмыть и как-то обставить.

Актеры - ну, весь цвет тех лет. Играют согласно той манере, слегка театрально. Вообще периодически возникало ощущение, что это богема 70-х выехала на дачу. Погружения не возникло, нет ощущения, что это начало века.

Даже постеры тех лет в одном стиле. Что Чайка, что Молодая жена, все едино)

-4

Для меня эта пьеса самодостаточна. Ее можно читать просто как книгу. Оба фильма воспринимаю как иллюстрации.

Чехов | Материк книг | Дзен