Найти в Дзене
КП - Тюмень

«Командир отказался от противообледенительной обработки»: Прошло 13 лет с момента крушения самолета ATR-72 под Тюменью

Казалось бы, это было совсем недавно. 2 апреля, 2012 год, рейс Тюмень – Сургут авиакомпании UTair. На борту самолета ATR-72 – 43 пассажира и 4 члена экипажа. В воздухе судно продержалось меньше двух минут. Падает. Катастрофа. Как выяснилось позже, виной всему стала халатность одного из членов экипажа и атмосферное оледенение. 33 человека погибли, включая двоих скончавшихся в больнице. Остальных, с травмами, госпитализировали.

-2

«ПАДАЕМ!»

Перед вылетом из Рощино самолет не обработали «Арктикой» (средство, предотвращающее обледенение крыльев). Как результат – отказала механизация крыла. По переговорам пилотов из расшифровки черного ящика ясно, что внештатная ситуация стала для экипажа неожиданностью.

- Второй пилот: Че за отказ-то?

- Командир воздушного судна: Не понял я.

- Командир воздушного судна: ЮТР 120-й, падаем!

- Второй пилот: А…ах!

На тот момент самолет с серийным номером VP-BYZ эксплуатировался почти 20 лет. Как следует из данных сайта planespotters.net, первый полет он совершил в 1992 году. Сначала принадлежал тайваньской компании Transasia Airwais, потом – финской Finnair и эстонской Aero Airlines. А с 23 июля 2008 года четвертым владельцем борта стала авиакомпания «ЮТэйр».

По данным пресс-службы Межгосударственного авиационного комитета (МАК), упавший самолет изготовили во Франции, двигатель у него — канадский, а сам борт был зарегистрирован в Бермудах (Великобритания). Хотя по факту ATR 72-200 — разработка франко-итальянского консорциума ATR, которую создали как небольшой пассажирский самолет для местных авиалиний.

Но даже не в этом дело. Выяснилось, что специалист, который отвечал за состояние самолета перед вылетом, проверил его «на глазок» и не распорядился обработать антиобледенителем. У сотрудника не было даже специального образования: он окончил строительный техникум. А навыки, как обращаться с воздушным судном, получил на 16-часовых курсах.

-3

ПРИГОВОР БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Как сообщили в Уральском следственном управлении на транспорте СК РФ, тогда следователи завели уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц». Во время расследования они провели более 50 экспертиз, допросили более 150 свидетелей и 60 потерпевших. По уголовному делу были заявлены гражданские иски, в качестве ответчиков по которым признаны как обвиняемые, так и ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Техник». Объем уголовного дела составил 138 томов.

Спустя 2,5 года после трагедии начальника смены Анатолия Петроченко и авиамеханика ООО «ЮТэйр-Техник» Андрея Писарева приговорили к пяти годам и одному месяца лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении, а в отношении погибшего командира Сергея Анцина уголовное дело прекращено в связи с его смертью. Осужденные просили суд смягчить или вообще отменить приговор, но Тюменский областной суд оставил приговор без изменения. Сейчас они уже на свободе.

-4

ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ

По воспоминаниям бригадира авиационно-технической базы Сергея А., в момент падения самолета бригады были на пересменке. Одна бригада сдала смену, а вторая еще толком не приступила к работе. И тут такое.

– Помню, суета была, кипиш, неразбериха, – вспоминает Сергей в разговоре с «КП-Тюмень». – Аэропорт ведь поделен на разные службы: одни следят за взлетной полосой, мы занимались тем, что разогревали технику, подгоняли генератор, подвозили воду, занимались сливом канализации и заправкой кислородом. Когда мы узнали о том, что самолет упал, пришлось запускать вертолет, чтобы перевозить раненых до карет скорой помощи, а на них уже в город. А межсезонье же… снегу тогда еще наводило, проехать скорым было проблематично. До кучи еще и ДТП там какое-то произошло. Я был в основном на телефоне, чтобы предоставлять ту или иную помощь. Не могу дать оценку, насколько хорошо справились службы, но, в целом, вроде все получилось. Другу даже благодарность выписали.

Сергей вспоминает, что в ночь на 2 апреля в Тюмени шел мокрый снег, а к утру все замерзло. Перед вылетом к самолету подъехала специальная машина с жидкостью против обледенения, однако тот, к его удивлению, отказался обливаться «Арктикой». Машину отправили обратно. Фатальная ошибка 27-летнего Сергея Анцина стала роковой. Самолет упал.

Погибший 27-летний командир Сергей Анцин
Погибший 27-летний командир Сергей Анцин
Погибшие бортпроводники Маша Бердникова и Люба Болдырева с детства мечтали работать в небе.
Погибшие бортпроводники Маша Бердникова и Люба Болдырева с детства мечтали работать в небе.

Сегодня о крушении самолета напоминает внушительный памятный знак, установленный прямо на месте трагедии. Он выполнен из уральского камня - гранита Южно-Султаевского месторождения. Весит около пяти тонн, высота - 1,7 метра. На строгом камне простой формы, установленном на тумбе, облицованной гранитной плиткой, закреплена плита из черного гранита, увековечивающая имена погибших пассажиров и членов экипажа.

-7

ХРОНИКА ТРАГЕДИИ

05.35 Пассажирский самолет ATR-72 авиакомпании UTair вылетел из аэропорта «Рощино». Сразу после взлета связь с ним пропала.

05.44 Авиалайнер упал под деревней Горьковка в 2,5 км от аэропорта. На борту находились 43 человека - 39 пассажиров и четыре члена экипажа. О крушении сообщил пилот лайнера, который вылетел следом из «Рощино».

06.45 Спасатели обнаружили место падения в двух километрах восточнее деревни Горьковка. В это же время туда прибыли скорая, пожарные.

07.30 В подмосковном Раменском готовится к вылету ИЛ-76 со спасателями, психологами и медоборудованием на борту.

08.00 На место катастрофы выехал уральский транспортный прокурор Павел Кукушкин.

08.15 Специалисты обнаружили «черные» ящики.

09.00 Становится известно, что 31 человек погиб, 12 выжили.

10.00 Следствие выдвигает несколько версий крушения: ошибка пилотирования или наземных диспетчерских служб, техническая неисправность. Версия о теракте не подтверждается.

10.40 Поисково-спасательные работы на месте крушения самолета под Тюменью завершены.

11.00 Готовится к вылету самолет с родственниками погибших и пострадавших из Сургута.

11.30 В Тюмень вылетел глава СК РФ Александр Бастрыкин.

12.00 Почти все пострадавшие прооперированы и переведены в реанимацию. Двое - в крайне тяжелом состоянии.

12.17 В аэропорт «Рощино» прибыл борт МЧС из Раменского.

12.20 Началось опознание тел погибших.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Чудо, что в крушении выжило столько людей!»

Большинство пассажиров, выживших в страшной аварии, оказались в носовой части салона. Хотя обычно, как показывает практика, происходит ровно наоборот (подробнее)

Среди выживших в крушении самолета под Тюменью оказался пилот компании «Ютэйр»

45-летний Дмитрий Быковский летел в Сургут заниматься на тренажере (подробнее)

В Москву прибыл борт МЧС с пострадавшим в катастрофе под Тюменью

Еще 11 выживших в крушении самолета находятся в больницах Тюмени (подробнее)

Версия пилотов: авиакатастрофа произошла из-за сбоя работы закрылок

Коллеги погибшего экипажа считают, что не сработала техника (подробнее)

У экипажа упавшего ATR-72 между рейсами на отдых было не больше пяти часов?

Сергей Анцин и его коллеги прилетели из Сургута накануне ночью в 23:40, а уже к 6 утра прибыли на медосмотр, - утверждают коллеги погибших летчиков (подробнее)

Пилот «ЮТэйр»: «В военной авиации приходилось летать с наледью на крыльях, в гражданской это невозможно»

Коллеги погибшего экипажа считают, что причиной катастрофы стал отказ техники (подробнее)

Выживший в катастрофе под Тюменью Николай Игнатьев: "Я понял, что мы падаем, и сгруппировался"

Раненый пассажир рассказал, как уцелел в крушении AТR-72 (подробнее)

Хирурги, оперировавшие выживших в катастрофе: «Уцелевшие выкарабкаются, но останутся инвалидами...»

Сутки после того, как в тюменскую больницу доставили пострадавших в катастрофе, хирурги и анестезиологи не выходили из операционных (подробнее)

Оба двигателя работали до столкновения с землей

МАК обнародовал предварительные результаты расшифровки бортовых самописцев разбившегося самолета (подробнее)

Техники «ЮТэйра»: «В катастрофе виноваты экономия руководства и экипаж «мальчиков с джойстиками»

Специалисты уверены, трагедии можно было избежать, если бы не человеческий фактор (подробнее)

Пожарные, тушившие рухнувший под Тюменью самолет: «Из-за обломков вышел парень и сказал: «Мужики, мне холодно...»

Спасатели, первыми оказавшиеся на месте катастрофы, рассказали корреспонденту «КП» неизвестные подробности трагедии (подробнее)

Катастрофа под Тюменью очень похожа на ту, в которой погиб Артем Боровик

По мнению летчика-испытателя, пилота 1-го класса Владимира Герасимова, в обоих случаях была потеряна поперечная управляемость самолетом (подробнее)

Техники аэропорта «Рощино»: «Когда командир экипажа отказался от реагента, мужики спросили: «Он что, бессмертный?»

«Комсомолка» узнала, о чем рассказал следователям техперсонал, готовивший к вылету самолет ATR-72 (подробнее)

Расшифрованы переговоры экипажа: У летчиков под Тюменью был шанс спасти самолет, но они даже не поняли, что происходит

К таким выводам пришли эксперты (подробнее)

17-летний парень вытащил из рухнувшего самолета четверых пассажиров

Спасенные Владимиром Кочетковым вместе с «Комсомолкой» добивались его награждения (подробнее)