В самый весёлый день в году вспомним «солнечного клоуна». А поможет нам в этом скульптура Михаила Мильбергера «Олег Попов с петухом».
Работа находится в постоянной экспозиции Новокузнецкого художественного музея и неизменно привлекает внимание детей.
Глядя на эту скульптуру, невольно думаешь: если бы вокруг нас было больше «улыбающихся» скульптур и памятников, может, и жизнь была бы радостнее?
Михаил Мильбергер родился в Варшаве. Разные источники называют различные годы его рождения — 1920, 1921, 1922. Учился в школе декоративного искусства. В 1939 году, когда Польша была оккупирована, бежал в Советский Союз. Большая часть семьи Михаила навсегда осталась в Варшавском гетто. В этих условиях юноша сумел сдать экзамены в Академию художеств в Москве и был принят на курс Владимира Фаворского, который окончил с отличием в 1948 году. Сразу же стал выставлять работы: справочники о выставках 1948–1949 года упоминают его под именами Моисей и Михаил. В число его трудов как скульптора войдут воспроизведённый на почтовом конверте памятник Александру Герцену в Москве, памятник Пушкину во Львове, московский горельеф на стене дома, посвящённый встрече поэтов Адама Мицкевича и Александра Пушкина. Художник концентрируется на изображении человеческих отношений и ценностей. Обращается к образам деятелей науки и культуры, писателей, поэтов, художников и политиков; в разные годы среди них оказываются Фридрих Дюренматт, Жак Моно, Олег Попов.
Проработал в СССР Михаил Иосифович до 1961 года, вернувшись затем на родину, в Польшу, а через год уехав оттуда в Париж, где станет известен уже под именем Мишель Мильберже. Он путешествовал и выставлял свои работы за пределами Франции, став лауреатом различных премий. Умер художник в 1997 году в пригороде Парижа, а его работы продолжают жить в разных городах: в Москве и Варшаве, Тель-Авиве и Женеве, Париже и Иерусалиме, Нью-Йорке и Буэнос-Айресе.
Одна из этих работ — бронзовая скульптура Олега Попова — находится в Новокузнецке.
Передана в коллекцию она была в 1962 году, через год после основания музея и отъезда скульптора из страны. Олег Попов, младший современник Мильбергера, во время создания скульптуры (вероятнее всего, это был 1959 год), работал артистом цирка.
Своё детство легендарный клоун вспоминал не без грусти. Всё-таки было оно нищим и голодным. Отец любил выпить. В день зарплаты мальчик вместе с мамой ходил встречать его с работы, иначе семья рисковала остаться без средств к существованию, он мог спустить все деньги за вечер. В 1941 году главу семейства посадили. О причинах этого существует почти невероятная легенда: якобы отец артиста, работая на Втором часовом заводе, делал часы лично для Сталина и был арестован после того, как они сломались. Как бы то ни было, позднее мать во второй раз вышла замуж и сменила фамилию, чтобы избежать преследований.
В войну семья хотела эвакуироваться из столицы, но осталась у бабушки, в подмосковной Салтыковке. Чтобы не умереть с голоду, Олег продавал на базаре мыло, которое варил сосед. А в 11 лет мальчик стал помощником слесаря. В военные годы будущий артист занимался в московском Дворце спорта «Крылья Советов» в кружке акробатики, но о покорении цирка он тогда ещё и не думал.
В 1944 Попов в тайне от матери поступил в Государственное училище циркового искусства. Олег Константинович окончил Государственное училище циркового искусства в 1950 году В 1950 Попов закончил обучение по специальности «эксцентрик на проволоке».
Отвечая на многочисленные вопросы о чувстве юмора, Попов не раз говорил, что обязан им отцу — тот «был большим юмористом». А вот любовь к клоунаде зародилась благодаря легендарному Карандашу, в труппу к которому молодой человек попал в 1951 году. Именно Михаил Румянцев (настоящее имя Карандаша) стал для него примером трудолюбия и колоссальной работоспособности. Знаменитый клоун репетировал на износ, и Попов перенял от него эту черту.
Мильберг изобразил артиста в виде полуфигуры стоящим в расслабленной позе в контрапосте. Одна рука опирается на пояс, другая согнута в локте — её пальцы, вероятно, держат лакомство для сидящего на плече петуха. Лицо Попова обращено к невидимому собеседнику и оживлено естественной мимикой. Скульптура свободно включается в окружающее пространство, и, хотя она и не рассчитана на полный круговой обход, имеет много ракурсов, последовательно раскрывающих образ портретируемого. В том, что этот образ портретен при должной степени обобщённости, нет никакого сомнения. Художник уверенно обобщает и акцентирует формы: общая пластика объёмов создаёт движение и ритм, а внимание зрителя неизбежно собирается на двух композиционных узлах. Один из них — это голова Попова, достаточно детально проработанная. Пластика всей фигуры, жесты, наклон головы — всё подводит к тому, чтобы остановиться и посмотреть в лицо артиста.
Сделав акцент на такой нематериальный аспект, как общение Попова с невидимым собеседником, художник включил зрителя в композицию своей работы. Вторая важная часть композиции связана с петухом, сидящим на плече Олега Попова и тянущимся к пальцам его правой руки. Пальцы эти, вся кисть руки выполнены художником точно и пластически эффектно. Фигурка птицы решена очень обще, но в ней виден анималистический дар скульптора. В рамках большой формы, скупо (и оттого особенно впечатляюще) он передаёт её анатомию, движение и покачивание тела, напряжённое внимание.
Будучи спутником артиста, птица дополняет и развивает характеристику его образа. Между человеком и животным есть связь и доверие. Перед нами образ, но, несмотря на детали костюма, это лишь во вторую очередь образ циркового артиста. В первую очередь перед нами характер, собеседник и — человек.
#Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #Выход_в_свет #МихаилМильбергер #ОлегПопов