Трудно найти более востребованный материал в строительстве, чем обычная известь, без которой не сделаешь ни цемент, ни штукатурку. Со времени своего знакомства с продуктами обжига известняка человек стал искать эффективные способы их получения, имеющие свою бурную и интересную историю.
На языческой Руси об извести не знали и не в силу нашей вековой отсталости - в ней попросту не было необходимости, каменного зодчества русичи не знали, а раствор для кладки печей делали на основе золы, в которую добавляли сожжённую яичную скорлупу, но после Крещения Руси в 988 году всё изменилось, вместе со священниками на Русь устремились и византийские и армянские зодчие, владевшие секретами производства извести и нашедшие здесь не только богатые месторождения необходимого для производства извести известняка, но и способных учеников. Первые русские печи для обжига извести мало чем отличались от своих византийских образцов, они имели форму цилиндрической шахты диаметром 2,6-2,7 м и толщиной стенок из сырцового кирпича в 60 см. Внизу печи на круглом поддоне из материковой глины располагалась топка высотой 50-60 см, закрытая сверху сводом из кирпичей, на который грузились куски известняка вперемешку с углём, которые обжигались в течение 3-5 дней, после чего её выгребали из печи в специальные известковые ямы и гасили. Качество извести зависело от многих факторов, в частности, от чистоты известняка и степени обжига кирпичей, из которых строилась печь для обжига извести, но для русичей это не имело большого значения, вся получаемая ими известь шла на изготовление цементных растворов, улучшаемых за счёт дополнительных вяжущих добавок.
Монголо-татарское нашествие привело к упадку каменного строительства на Руси за исключением новгородских и псковских земель, до которых и монгольские завоеватели не добрались, и источники первоклассного известняка были под рукой. Новгородцы серьёзно усовершенствовали и саму технологию обжига извести, новгородские печи были многоразовыми, известняк вперемешку с углём после проверочного обжига загружался в овальной формы шахту, отделённую от топки кирпичным сводом-решёткой, в топке разводился огонь, который постепенно усиливался, известняк нагревался до красного каления и когда дым от него начинал светлеть, то полученную массу проверяли шурником (железным скребком) на мягкость и если известь оказывалась достаточно мягкой и рассыпчатой, то её можно было выгружать и гасить в специальной творильной яме. Новгородский способ гашения извести со временем стал очень популярен на Руси, новгородские печи со временем стали появляться везде, достигая иногда исполинских размеров, как в XVII веке в селе Коломенское под Москвой.
Технология обжига извести на Руси была идеально отработана, но для масштабных строительных проектов Петра I её было явно недостаточно. В конце XVII века в Москве был построен первый завод по производству извести, продукция которого шла на строительство Санкт-Петербурга, со временем заводы по производству извести появились и в самом Санкт-Петербурге, поближе к источникам сырья, производство строительных материалов в России перешло на новый уровень.