Найти в Дзене
Разговор начистоту

"Ребенок учится в провинциальной музыкальной школе, но хочет стать музыкантом и мечтает учиться в столице в престижном учебном заведении...

«… а уровень, говорят, не соответствует столичному, что делать?»

Не раз мне задавали такой вопрос, и, буквально, вчера, читаю ответ на этот вопрос в одном из комментариев моих читателей:

«Педагогов в регионах, способных технически подготовить к поступлению в серьезное учебное заведение и, что наиболее проблематично, имеющих желание и мотивацию подготовить ученика - единицы. Если уже точно хочешь поступать в Москву - уезжать надо заранее. К педагогу, который планово, без "пожара" будет готовить к поступлению. Чем раньше, тем лучше. Хотя бы - на уровне 5 класса. Как альтернатива - регулярные консультации с педагогом. Но при втором варианте может найти коса на камень - роль подшефного педагога не каждому по нраву».

На самом деле вопрос не простой, и такая проблема – несоответствия исполнительского уровня учащихся ДМШ в провинции столичному, существует.

Но надо сказать и о том, что есть педагоги в малых городах России, которые прекрасно учат своих учеников, и они поступают в «серьезные учебные заведения», где успешно продолжают свое образование.

Я давно собиралась поговорить на эту тему, и в недавнем комментарии один из моих читателей попросил рассказать и поделиться опытом «… как удается моим ученикам соответствовать уровню подготовки для поступления в столичные престижные учебные заведения…»

Сразу оговорюсь, что это не просто.

Педагог музыкальной школы играет большую роль в подготовке будущего музыканта, и уровень подготовки учащегося в многом зависит от педагога, его профессионализма, и правильно отметил читатель, от его желания и мотивации готовить ученика к серьезным «испытаниям»…

Никто не будет спорить, что «все начинается с общей культуры того города, места, где ребенок начинает приобщаться к прекрасному, и к музыке, в частности»…

Если в столице культурная жизнь «кипит и бьет ключом», то в провинции картина иная, например, в нашем городе…

У нас есть филармония, два театра: музыкальный и драматический, но, родители, желая обучать своего ребенка в музыкальной школе «для общего развития», почему-то думают, что он будет развиваться, только благодаря урокам и домашним занятиям…Родители детей, которые учатся по «предпрофессиональной программе, думают также, и в театры и в филармонию ходят редко, или вовсе не ходят…

Великое заблуждение! Все определяет среда!

Чтобы ребенок занимался музыкой серьезно, он должен «жить в музыке», он должен ее постоянно слышать…

Педагогу надо начинать обучение ученика с РОДИТЕЛЕЙ!

Это первое условие успешного обучения ребенка музыке!

Сначала необходимо родителей «погрузить в музыкальную среду», «зажечь» их интерес к музыке, инструменту, на котором учится ребенок, к занятиям и его успехам, и только выполнив это условие, ребенок сможет достичь успехов в занятиях музыкой и владения инструментом, что и позволит ему, в дальнейшем, быть «конкурентно способным» при поступлении в серьезные учебные заведения.

Родители моих учеников, которые в свое время поступили в Мерзляковку, а сейчас учатся в Московской консерватории или уже ее закончили, жили по-настоящему «музыкальной жизнью» своих детей.

Они всегда сидели на уроках и конспектировали все, что я говорила на уроке, иногда сидели и мама, и папа, и каждый делал свои записи.

Один папа, преподаватель университета расписание составлял таким образом, чтобы занятия по специальности не пропускать, чтобы видеть и слышать, что делается на уроке, максимально используя всю информацию в домашних занятиях.

У таких родителей в машине звучала классическая музыка, причем тех произведений, которые играли дети, в исполнении различными музыкантами.

Родители всегда были рядом со своими детьми, на концертах, конкурсах и различных поездках и творческих встречах, ВСЕГДА!

Родители учились вместе со своими детьми! «Движущей силой» был интерес к своему ребенку, причем с годами, этот интерес только рос!

Организация домашних занятий и качество подготовки его лежало на родителях.

Трудно в начальных классах… И опять, трудности больше у родителей – приходилось откладывать свои дела и… заниматься с ребенком.

Родители делились, что вначале трудно было самих себя организовать, а что уж говорить о ребенке…

А вот к старшим классам становилось проще… И ребенок подрос, и ответственность от родителей перешла к нему, и интерес «подрос», репертуар интересный, и уже что-то получается и совсем «НЕПЛОХО»!

А вот второе условие, при котором можно подготовить ребенка в СТОЛИЦУ – это ответственность педагога… за свою работу!

Что я имею в виду?

Когда к нам приходит в класс ученик, бывает сразу, а бывает, спустя некоторое время, мы понимаем возможности ребенка, и педагог, выстраивает индивидуальную систему обучения каждого своего ученика, «заглядывая» далеко вперед, что он должен сделать с ребенком через год, два и т.д.

Что же часто можно наблюдать?

Учебный процесс сводится к отличным оценкам на зачетах и экзаменах, а еще участие в конкурсах, где можно получить «ЛАУРЕАТСТВО»!

Родители не всегда понимают, что важна «не бумажка», не которой написана фамилия ребенка и «Лауреат первой премии», а важен уровень конкурса и результат выступления ребенка…

Но это все понимает педагог, однако, ездить на серьезные конкурсы и приезжать «НИ С ЧЕМ», не каждому педагогу «по силам», а вот выставить ученика на конкурс, где наверняка, он может «ЧТО-ТО ОТХВАТИТЬ» – и педагогу приятно, и родителям с ребенком – радость!

Я из тех педагогов, который участвует со своими учениками в серьезных конкурсах. И часто мы приезжаем ни с чем, а если становимся дипломантами – для нас это победа и счастье! А как же, если все участники учащиеся ССМШ из Москвы и Питера… Но бывает, и мы становимся лауреатами… Я говорю своим ученикам, что главный их конкурс – это поступление в ученое заведение, о котором они мечтают..

Мы на этих конкурсах слышим учащихся ССМШ, их уровень, и каждый раз после этих конкурсов поднимаем для себя профессиональную планку, и к концу окончания школы, как показывает опыт, мои дети приближаются к столичному уровню, а судя по вступительным экзаменам в Мерзляковку и Московскую консерваторию, получается так, что и обходят их…

Очень важно, чтобы педагог был честен, как сам с собой, так и с учеником и его родителями.

Ели педагог не может подготовить ученика в серьезное учебное заведение, а ученик хочет, тогда надо, как пишет читатель, найти в столице педагога, который его подготовит.

Считаю, что педагог должен дать возможность каждому своему ученику раскрыть свои способности, и тем, у кого все получается, и тем, кому трудно.

Ученик, как и его родители должны знать правдивую информацию о способностях ребенка и его возможностях их реализации, в том числе и поступлении в престижное учебное заведение, никаких преувеличений, как впрочем, и умаления его достоинств.

Хотела коротко с вами поделиться, не получилось… Однако, многого еще не коснулась…

Пишите, задавайте вопросы, с удовольствием отвечу.

Ваша Глина Молькоа.