Найти в Дзене
Ювелирный блог. AllTime.ru

Ожерелье с историей: тайна драгоценности Tiffany, покорившей красную дорожку Grammy вместе с Леди Гагой

Одним из самых ярких событий прошедшего сезона стало появление Леди Гаги на церемонии Grammy в уникальном ожерелье от Tiffany. В мире, где каждое украшение на красной дорожке подвергается тщательному анализу, этот выход стал поистине историческим — ведь певица надела не просто дорогой аксессуар, а настоящий артефакт, никогда прежде не демонстрировавшийся публике. Золотое великолепие с жемчугом и вкраплениями черного оникса, увенчанное изумительным бледно-зеленым турмалином, впервые покинуло сейфы Tiffany спустя почти век после создания. Датированное 1930-1933 годами, оно хранит в себе дыхание эпохи — времени, когда мир балансировал между роскошью «ревущих двадцатых» и тревожным предчувствием грядущих перемен. Но настоящая ценность этого шедевра кроется даже не в его редкости или возрасте. За каждым изгибом золотой нити стоит история женщин, чьи имена незаслуженно остались в тени великих мужчин ювелирного искусства. Мета Овербек работала под началом Луиса Комфорта Тиффани, сына основате

Одним из самых ярких событий прошедшего сезона стало появление Леди Гаги на церемонии Grammy в уникальном ожерелье от Tiffany. В мире, где каждое украшение на красной дорожке подвергается тщательному анализу, этот выход стал поистине историческим — ведь певица надела не просто дорогой аксессуар, а настоящий артефакт, никогда прежде не демонстрировавшийся публике.

Золотое великолепие с жемчугом и вкраплениями черного оникса, увенчанное изумительным бледно-зеленым турмалином, впервые покинуло сейфы Tiffany спустя почти век после создания. Датированное 1930-1933 годами, оно хранит в себе дыхание эпохи — времени, когда мир балансировал между роскошью «ревущих двадцатых» и тревожным предчувствием грядущих перемен.

Но настоящая ценность этого шедевра кроется даже не в его редкости или возрасте. За каждым изгибом золотой нити стоит история женщин, чьи имена незаслуженно остались в тени великих мужчин ювелирного искусства. Мета Овербек работала под началом Луиса Комфорта Тиффани, сына основателя знаменитого дома, однако её вклад в эволюцию стиля бренда трудно переоценить.

-2

Луис Комфорт, унаследовавший бразды правления компанией в начале XX века, был не просто бизнесменом — его душа принадлежала искусству. Талантливый стеклодел и дизайнер, он привнес в консервативный мир ювелирного дела революционную эстетику, вдохновленную плавными линиями природы и яркими красками редких камней. Но мало кто знает, что за многими инновациями стояли женщины-художницы его студии.

Сначала Джулия Мансон создавала характерные эмали с их сновидческими оттенками, ставшие визитной карточкой Tiffany. За ней пришла Мета Овербек, чьё творчество стало мостом между пышным ар-нуво и строгой геометрией набирающего силу ар-деко. Именно её работа украсила в тот вечер шею номинантки Grammy.

-3

Искушенный ценитель сразу заметит эту трансформацию, если сравнит ожерелье с Grammy с легендарной «Медузой» — творением раннего периода Луиса Комфорта Тиффани, которое сейчас выставлено во флагманском магазине Tiffany Landmark в Нью-Йорке. В «Медузе» ар-нуво проявляется в полную силу: извивающиеся золотые щупальца, буйство линий, почти барочная пышность форм. Неудивительно, что в 2021 году на аукционе это чудо ушло за астрономические 3,65 миллиона долларов.

В ожерелье же, которое Леди Гага представила миру на Grammy, прослеживается тонкая игра со стилем — сохраняя фирменную пластику Tiffany, Овербек вводит более четкие линии и геометрические формы, предвосхищая эпоху ар-деко с её стремлением к функциональности и лаконичности.

Медуза
Медуза

Эскиз этого шедевра можно найти в альбоме дизайнов Меты Овербек, бережно хранящемся в Музее американского искусства Морса. А другие работы женщин-пионеров ювелирного дела из студии Тиффани представлены в американском крыле Метрополитен-музея.

То, что одно появление исторического украшения на красной дорожке может вдохновить публику обратиться к истории искусства и вспомнить о вкладе женщин в неё — уже само по себе маленькое чудо. Глядя на то, как Леди Гага несла на себе это ожерелье, невольно ловишь себя на мысли: в тот момент певица, как и на «Оскаре» с Лайзой Минелли, словно протянула руку через десятилетия к забытой героине — Мете Овербек, безмолвно говоря ей: «Я тебя вижу. Твоё искусство живо».