Найти в Дзене
БЛОГ КОЛЛЕКЦИОНЕРА

Как советские инженеры пытались в конце 50-х создать новый городской автобус, но всё пошло не по плану

В сегодняшней статье мы поговорим о советском городском автобусе, который был разработан в 1959-ом году и остался в одном единственном экземпляре.

Приветствую вас уважаемые читатели. Вы находитесь на канале «БЛОГ КОЛЛЕКЦИОНЕРА». Подписавшись на мой канал, вы всегда будете в курсе последних интересных новинок из мира автомобильного транспорта.

Речь пойдёт о, казалось бы, перспективном автобусе ЗИЛ-159, разработкой которого занимались конструктора московского завода имени Лихачева (ЗИЛ). К тому моменту за плечами «ЗИЛа» было немало интересных автобусов, и одним из последних был ЗИЛ-158.

1
1

Появившийся в июле 1956-го предсерийный образец городского автобуса ЗИЛ-158, стал заменой выпускавшемуся с конца 40-х годов автобусу ЗИС-155. Новая модель стала современнее, мощнее и вместительнее.

Как и предшественник, ЗИЛ-158 имел переднее расположение мотора. Карбюраторный 6-ти цилиндровый бензиновый мотор выдавал 109 лошадиных сил.

Автобус прошел на отлично все испытания и был рекомендован к производству, которое стартовало в августе 1957 года, а уже в октябре того же года «158-й» полностью вытеснил с конвейера автобус ЗИС-155.

2
2

Стране необходимо было большое количество автобусов, но помимо автобусов, необходимы были грузовики. На «ЗИЛе» не могли справиться с этим в одиночку, и в 1959-ом году производство автобуса было передано в Ликино-Дулёво на Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ). С тех пор автобус стал называться ЛиАЗ-158.

За все годы производства было построено более 71 800 автобусов, из которых 9 545 автобусов были собраны на «ЗИЛе».

3
3

Однако отдав автобус на другой завод, конструктора «ЗИЛа» занялись разработкой нового, казалось бы, перспективного автобуса, который получил название ЗИЛ-159. Автобус был готов в 1959-ом году, и индекс «159» не только был следующим после «158-го», но и как раз совпал с годом постройки.

4
4

В отличие от предшественников, ЗИЛ-159 имел заднее расположение двигателя. Автобус получил более широкие двери, трехрядную компоновку салона и более просторные площадки возле дверей.

Управление стало легче благодаря установленному гидроусилителю, а также инженеры поработали над тормозной системой и установили другой компрессор привода тормозной системы, который оказался мощнее.

5
5

И, тем не менее, новый автобус унаследовал приличное количество агрегатов и решений от автобуса ЗИЛ-158. Ему достался тот же мотор, который переместили назад, механическая коробка передач, а ещё установили те же мосты.

В салоне ЗИЛ-159 было 27 сидячих мест, и это на 5 мест меньше чем у автобуса ЗИЛ-158. Так произошло по причине установки с одной стороны одинарных сидений, а с другой стороны двойных. Зато благодаря этому решению в салоне стало больше места, и стоя могли ехать 70 человек.

6
6

Поскольку мотор переместился назад, от накопительной площадки в задней части пришлось отказаться. Вместо этого был установлен ряд сидений.

Построенный автобус отправился на испытания, включая испытания с пассажирами. В ходе испытаний были выявлены серьезные конструктивные просчёты.

Как я уже говорил, автобус заднемоторный, что уже неплохо нагружало заднюю ось, а если на заднем ряду были люди, перегруз оси становился ещё более сильным, и при этом передняя ось сильно разгружалась.

Таким образом, автобус сильно терял в управлении, и на тот момент не было определенного выхода из сложившейся ситуации. Да и вместимость салона необходимо было увеличить.

8
8

Однако дорабатывать автобус не стали, и он так и остался в одном единственном экземпляре. В дальнейшем в стране упор был на автобусы либо с двигателем справа от водителя, либо под полом салона.

  • Друзья, не забывайте подписываться на канал, а в конце статьи ставить лайк, и по возможности, писать комментарии. Вам это ничего не стоит, а для канала будет большая польза в продвижении.

В марте 2023-го года в продаже появилась коллекционная модель автобуса ЗИЛ-159, которую выпустили ребята из костромской мастерской «ModelPro». Вот так выглядит эта модель.

9
9

Автобус ЗИЛ-159 выполнен в масштабе 1:43 и сделан из смолы и пластика. Кузов автобуса смоляной и покрашен в бежевый цвет с красным верхом от нижней части окон. А теперь давайте вспомним, что автобус существовал в одном единственном экземпляр.

Костромичи зачем-то покрасили кузов автобуса в какую-то вымышленную цветовую схему, которая даже близко не похожа на прототип.

Спереди отдельно сделан бампер, и фальш-радиаторная решетка со встроенными фарами из прозрачного пластика. Указатели поворотов из прозрачного пластика и это же относится к противотуманным фарам под бампером.

10
10

Остекление из прозрачного пластика, включая стекла на скатах крыши. На крыше четыре подряд идущих люка, как у настоящего автобуса. Боковые молдинги просто покрашены серебрянкой.

Наружные зеркала сделаны из пластика, стеклоочистители выполнены методом фототравления. А ещё методом фототравления выполнена решетка на крышке капота. Задние фонари из прозрачного пластика.

11
11

Несмотря на то, что автобус от «ModelPro» поступил в продажу два года назад, он по-прежнему находится в продаже во многих интернет магазинах. Розничная цена составляет 7 950 рублей.

Как вам автобус и его копия в 43-м масштабе? Своими впечатлениями делитесь в комментариях под статьей.

Спасибо что дочитали до конца. Предлагаю ознакомиться с не менее интересными статьями.

Оставайтесь с нами, и вы будете всегда в курсе интересных новостей. Делитесь статьями в социальных сетях и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ

Продолжение следует...