Найти в Дзене
АрхитекторЖизни

Топ 5 самых жестоких психологических экспериментов

В начале XX века психология переживала период стремительного роста популярности. Эта научная область привлекала множество исследователей своей основной целью – изучением человеческой психики, эмоций и поведения. Однако путь к познанию нередко сопровождался применением неэтичных методов исследования. В ходе научных изысканий некоторые специалисты того времени проводили бесчеловечные эксперименты как над животными, так и над людьми. Далее рассмотрим несколько примеров таких исследований. Стэнфордский тюремный эксперимент, задуманный как исследование влияния тюремной среды на поведение людей, обернулся шокирующим открытием человеческой психики. Американский психолог Филипп Зимбардо организовал в подвале психологического факультета Стэнфордского университета имитацию тюрьмы. 24 здоровых добровольца-студента были случайным образом разделены на “заключенных” и “надзирателей”. Целью исследования было изучение поведения людей в непривычных социальных ролях. Эксперимент начался с того, что “зак
Оглавление

В начале XX века психология переживала период стремительного роста популярности. Эта научная область привлекала множество исследователей своей основной целью – изучением человеческой психики, эмоций и поведения. Однако путь к познанию нередко сопровождался применением неэтичных методов исследования. В ходе научных изысканий некоторые специалисты того времени проводили бесчеловечные эксперименты как над животными, так и над людьми. Далее рассмотрим несколько примеров таких исследований.

1. Тюремный эксперимент

Стэнфордский тюремный эксперимент, задуманный как исследование влияния тюремной среды на поведение людей, обернулся шокирующим открытием человеческой психики.

Американский психолог Филипп Зимбардо организовал в подвале психологического факультета Стэнфордского университета имитацию тюрьмы. 24 здоровых добровольца-студента были случайным образом разделены на “заключенных” и “надзирателей”. Целью исследования было изучение поведения людей в непривычных социальных ролях.

Эксперимент начался с того, что “заключенных” намеренно дезориентировали: они носили униформу, им присвоили номера вместо имен, а “надзиратели” получили специальную форму и дубинки. Изначально участники не знали, как правильно исполнять свои роли, но уже через день ситуация кардинально изменилась.

После подавления бунта “заключенных” система контроля стала ужесточаться. “Надзиратели” разработали систему привилегий для разобщения “заключенных”, а те, в свою очередь, полностью утратили чувство свободы и самоидентификации. Их психологическое состояние стремительно ухудшалось: появлялись признаки депрессии, беспомощности, эмоциональной нестабильности.

Особенно показательно, что участники настолько вжились в свои роли, что начали воспринимать происходящее как реальность. “Заключенные” называли себя по номерам, а “надзиратели” проявляли садистские наклонности по отношению к людям, с которыми до эксперимента были в дружеских отношениях.

Несмотря на то, что эксперимент был рассчитан на две недели, его пришлось прекратить уже через шесть дней из-за неэтичности условий и серьезного негативного влияния на психическое состояние участников. Этот опыт стал одним из самых известных исследований, демонстрирующих, как легко человек поддается влиянию социальной роли и ситуации.

2. Эксперименты Лендиса

В 1924 году американский психолог Карин Лендис провел скандальный эксперимент по изучению мимики человека. Его целью было выявить универсальные закономерности работы лицевых мышц при проявлении различных эмоций, таких как страх и растерянность.

Для исследования Лендис привлек студентов университета в качестве испытуемых. Чтобы усилить выразительность мимики, он нанес на их лица линии специальной сажей. В ходе эксперимента участникам демонстрировались различные стимулы, призванные вызвать сильные эмоции: от нюхания аммиака до просмотра порнографических материалов и погружения рук в емкости с лягушками. Все эмоциональные реакции фиксировались на фотографиях.

Кульминацией эксперимента стала самая спорная часть исследования: Лендис приказал участникам обезглавить крысу. Несмотря на то, что большинство студентов изначально категорически отказывались от этого действия, многие в итоге подчинились приказу исследователя. Некоторые из них до этого момента даже не могли причинить вред ни одному животному.

Эксперимент не достиг своей первоначальной цели – универсальной мимики для определенных эмоций обнаружено не было. Однако он принес важное открытие в области социальной психологии: люди способны на неожиданные для себя действия под влиянием авторитета. При этом эксперимент вызвал широкий общественный резонанс из-за жестокого обращения с животными и неэтичного отношения к участникам исследования. Сегодня такой эксперимент был бы невозможен из-за современных этических норм в психологии и медицине.

3. Детские страхи

-2

В конце 1919 года психолог Джон Уотсон провел скандальный эксперимент на девятимесячном мальчике из приюта по имени Альберт. Целью исследования было доказать возможность формирования страха перед определенными объектами через внешние стимулы.

В начале эксперимента Альберту показывали различные предметы: белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с белой бородой. Изначально ребенок не испытывал страха перед этими объектами.

Через два месяца начались манипуляции по формированию страха. Ребёнка сажали на коврик и давали поиграть с белой крысой. В этот момент Уотсон, находясь за спиной мальчика, начинал бить железным молотом по металлической пластине каждый раз, когда Альберт касался крысы. После нескольких повторений ребенок начал избегать контактов с крысой и плакать при её виде.

Через неделю эксперимент повторили с усиленной интенсивностью - при появлении крысы было произведено пять ударов. Реакция страха усилилась.

Далее исследователям стало интересно, перенесется ли страх на похожие объекты. Оказалось, что Альберт начал бояться не только крысу, но и белого кролика, ваты и маску Санта-Клауса, хотя никаких звуков при показе этих предметов уже не издавали.

Уотсон сделал важные выводы:

  • Страхи могут формироваться через условные рефлексы
  • Существует явление переноса страха на схожие объекты
  • Детские страхи могут сохраняться во взрослом возрасте

Особенно трагичным оказалось то, что приобретенные фобии закрепились у Альберта на всю жизнь. Впоследствии исследователи планировали устранить вызванные реакции страха, но ребенок был вывезен из больницы, где проводилось исследование.

Этот эксперимент стал одним из самых известных примеров неэтичного отношения к участникам психологических исследований. Сегодня подобные эксперименты недопустимы из-за этических норм в психологии и медицине.

4. Приобретённая беспомощность

В 1966 году психологи Марк Селигман и Стив Майер провели серию жестоких экспериментов на собаках, которые привели к открытию феномена “приобретенной беспомощности”.

Методика исследования была следующей:

  • Собаки были разделены на три группы
  • Контрольная группа была вскоре выпущена без вреда
  • Вторая группа подвергалась ударам тока, которые могли быть прекращены нажатием рычага
  • Третья группа получала удары тока, которые невозможно было остановить

В результате у собак из третьей группы развилась “приобретенная беспомощность” - состояние, при котором животные утратили веру в возможность контролировать ситуацию. У них появились явные признаки клинической депрессии.

Особенно показательным стал финальный этап эксперимента: собак из третьей группы поместили в вольеры, из которых можно было легко убежать при получении ударов тока. Однако ни одно животное даже не попыталось это сделать - они просто пассивно принимали боль, воспринимая её как неизбежное явление.

Основной вывод исследователей заключался в том, что человеческая реакция на стресс аналогична собачьей: люди также могут впадать в состояние беспомощности после серии неудач.

АрхитекторЖизни | Дзен

Этот эксперимент вызвал серьезные этические вопросы: многие считали, что полученные результаты не стоили причиненных животным страданий. Сегодня подобные эксперименты считаются неэтичными и недопустимыми в научной практике. Тем не менее, исследование внесло важный вклад в понимание механизмов развития депрессии и беспомощности как психологического состояния.

5. Эксперимент Рингельмана

Эффект Рингельмана - это феномен, обнаруженный в 1927 году, который демонстрирует снижение индивидуальной производительности в группах.

Суть эксперимента заключалась в следующем:

  • Испытуемым предлагали поднимать тяжести индивидуально
  • Зафиксировали их максимальные результаты
  • Затем объединяли в группы разного размера (от двух до восьми человек)
  • Измеряли результаты групповой работы

Полученные результаты оказались неожиданными:

  • Группа из двух человек показывала только 93% от суммы их индивидуальных результатов
  • Группа из восьми человек демонстрировала всего 49% от потенциального результата

Эффект наблюдался и в других задачах, например, при перетягивании каната - чем больше группа, тем ниже процент от ожидаемого результата.

Основная причина такого поведения заключается в том, что люди склонны прикладывать меньше усилий в группе, полагаясь на других участников. Это явление часто называют “социальной леностью”.

Механизм формирования:

  1. Человек запоминает свои индивидуальные усилия
  2. В группе начинает прикладывать меньше усилий
  3. Формируется пассивное отношение к групповой работе
  4. Постепенно результаты снижаются до минимума

Важно отметить, что до сих пор не найдено эффективного способа полностью преодолеть этот эффект. Чем больше группа, тем более выраженной становится социальная пассивность её членов.

Практическое значение эффекта Рингельмана:

  • Помогает понять ограничения командной работы
  • Объясняет снижение эффективности в больших группах
  • Подчеркивает важность индивидуальной ответственности
  • Демонстрирует необходимость специальных мер для повышения групповой эффективности

Этот феномен особенно актуален в современном бизнесе и управлении, где часто делается ставка на командную работу без учета возможных негативных последствий увеличения размера группы.

Подписывайтесь на канал АрхитекторЖизни и ставьте 👍! Впереди нас ждёт много интересного!

АрхитекторЖизни | Дзен