Все о первом человеке в космосе.
Юрий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в городе Гжатске, который в 1968 году был переименован в город Гагарин (в настоящее время это Гагаринский район Смоленской области).
Космонавт провел свое детство в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года он начал учебу в школе, но уже 12 октября деревню заняли немецкие войска, и занятия были прерваны. Оккупация деревни Клушино продолжалась почти полтора года.
Свой первый самостоятельный полет студент индустриального техникума Юрий Гагарин совершил 1 июля 1955 года в саратовском аэроклубе на самолете «Як-18» с бортовым номером 6. В сентябре того же года он успешно окончил аэроклуб с отличием.
26 октября 1957 года Юрий Гагарин окончил с отличием 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени Ворошилова (расположенное в современном Оренбурге), получив квалификацию «пилот-техник».
Поскольку руководство летного училища запретило курсантам вступать в брак во время обучения, Гагарин заключил брак с Валентиной Горячевой на следующий день после выпуска.
Летом 1959 года специалисты ГНИИ авиационной медицины отправились по авиационным частям, чтобы изучить личные дела летчиков и провести собеседования с теми, кто соответствовал их медицинским требованиям. Среди вопросов, которые они задавали, были: «Хотели бы вы летать на более современных самолетах и новой технике?» и «Согласились бы вы полететь на ракетах вокруг Земли?». Большинство летчиков давали утвердительные ответы, но никаких подробностей им не сообщали. В числе этих летчиков был и Гагарин.
18 июня 1960 года Юрий Гагарин стал первым из отряда космонавтов, кто вызвался примерить кресло в космическом корабле. В этот день они посетили опытный завод ОКБ-1, где впервые увидели прототипы корабля «Восток» (3КА) в сборочном цехе. Также в этот день состоялась их первая встреча с главным конструктором Сергеем Королевым.
Знаменитое «Поехали!» Гагарин впервые услышал от летчика-испытателя Марка Галлая, главного инструктора во время тренировок на усовершенствованном макете № 2 в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) в Жуковском. Эти тренировки начались в ноябре 1960 года.
До полета Гагарина в космос дважды успешно отправлялся манекен по имени Иван Иванович. 9 марта 1961 года ракета «Восток» вывела на орбиту корабль «Восток-3А». Иван Иванович катапультировался, а внутри спускаемого аппарата приземлилась собака Чернушка. 25 марта прошла «генеральная репетиция» предстоящего полета. На корабле «Восток-3А» № 2 полетели Иван Иванович, облаченный в оранжевый скафандр, и собака Удача, которую Гагарин переименовал в Звездочку.
Госкомиссия признала оба предварительных беспилотных полета успешными, несмотря на нештатное расстыковывание спускаемого аппарата и приборного отсека в обоих случаях. Корабли приземлялись с отклонением от расчетной точки посадки.
О том, кто полетит первым, а кто будет запасным, Гагарин и Титов узнали 10 апреля, за два дня до запуска. Однако Госкомиссия приняла решение еще 8 апреля.
При контрольном взвешивании выяснилось, что корабль с космонавтом в скафандре превышает допустимый вес на 14 килограммов. Появилась идея заменить Гагарина на более легкого Титова, но Королев отклонил это предложение и распорядился убрать второстепенное оборудование и часть кабелей.
Утром 12 апреля, когда Гагарин и Титов были облачены в скафандры, выяснилось, что на них отсутствуют какие-либо опознавательные знаки. В ответ на это специалист по скафандрам Виктор Давидьянц кисточкой написал на шлеме Юрия Алексеевича «СССР».
Ученые заметили, что во время первого полностью успешного полета собак в космос Белка проявляла сильное беспокойство в условиях невесомости. Чтобы избежать ситуации, когда космонавт может потерять контроль над собой, панель ручного управления была защищена кодовым замком. Код находился на борту корабля в специальном пакете. Однако специалисты настолько беспокоились о Гагарине, что за день до старта его инструктор Марк Галлай рассказал ему код замка — 1, 2, 5. Перед самым закрытием крышки люка тот же код сообщил и ведущий конструктор «Востока» Олег Ивановский.
На пути к ракете Гагарин попросил остановить автобус в степи и, будучи в скафандре, «сходил на колесо». Так он решил проблему, о которой врачи не позаботились: на корабле не было туалета. Эта практика стала традицией для будущих советских космонавтов.
Корабль с Гагариным внутри, уже полностью закрытый, пришлось снова открыть и закрыть, так как один из датчиков не передавал сигнал о достаточной герметичности крышки люка.
Запуск ракеты с кораблем «Восток-1» прошел успешно. Однако при выходе на орбиту выявилась первая серьезная проблема полета: из-за сбоя в системе радиоуправления двигатели ракеты работали дольше, чем планировалось. В результате апогей вытянутой орбиты оказался на 92 километра дальше от Земли, чем ожидалось.
Траектория полета «Востока» пролегала над территорией СССР, Гавайскими островами, южнее мыса Горн и Африки. Полет состоял всего из одного витка вокруг Земли.
У Гагарина не было с собой камеры или фотоаппарата, однако его самого фиксировала телевизионная система «Селигер», которая передавала изображение на Землю.
Однако у него был магнитофон, на который он записывал свои впечатления. Из-за недосмотра пленка закончилась раньше, чем предполагалось, и Гагарин перемотал ее вручную, перезаписывая конец полета поверх уже записанных слов.
Во время полета первый космонавт провел в состоянии невесомости не менее 79 минут. В это время он успешно вел переговоры, пробовал пищу из тюбиков, пил воду и делал записи в бортовом журнале, пока карандаш не улетел. Его самочувствие было хорошим, о чем он сообщал по радио. Опасения, что невесомость может быстро и критично отразиться на человеке, не подтвердились.
В сообщении ТАСС о полете были указаны частоты бортовых передатчиков «Востока»: 9,019 мегагерца, 20,006 мегагерца и 143,625 мегагерца. Радиолюбители по всему миру старались поймать сигнал Гагарина в своих радиоприемниках, и некоторым из них это удалось.
Ситуация, возникшая в двух последних полетах беспилотных «Востоков», повторилась: спускаемый аппарат и приборный отсек не разделились в установленное время. Гагарин осознал, что перелет неизбежен.
При нештатном входе в атмосферу перегрузки сначала превысили 9 g, достигнув 12 g. На несколько мгновений Гагарин утратил способность различать цвета. Однако вскоре перегрузки начали уменьшаться.
Во время катапультирования также возникли проблемы: на высоте четыре километра основной парашют сработал, выбросив Гагарина из кресла, однако радиомаяк не включился, а аварийный комплект с продуктами, аптечкой, пеленгатором, радиостанцией и надувной лодкой оторвался от специального фала.
Гагарин спускался на парашюте в скафандре, при этом баллоны с кислородом остались в катапультирующем кресле. Ему необходимо было открыть клапан для доступа к окружающему воздуху, но тот заклинило. Решение проблемы заняло несколько минут, после чего он смог снова нормально дышать.
Руководство настолько беспокоилось за безопасность Гагарина, что настаивало на наличии у него запасного парашюта, который автоматически раскрылся на высоте три километра. Из-за этого космонавт не мог управлять парашютами и летел спиной вперед. Однако благодаря второму парашюту удалось перелететь разлившуюся весной Волгу, что оказалось особенно важно, учитывая отсутствие надувной лодки. Впоследствии от автоматического открытия запасного парашюта отказались.
Первыми, кто увидел Юрия Гагарина после его приземления в степи Саратовской области, были жена лесника Анихайят Тахтарова и ее шестилетняя внучка Румия. Сначала они испугались человека в необычном оранжевом костюме, но Гагарин сумел их успокоить.
Так как информация о полете и посадке Гагарина была передана по радио и напрямую военным, зенитчики под командованием майора Ахмеда Гассиева прибыли на место уже через несколько минут. Еще до старта «Востока» они были приведены в состояние боевой готовности и следили за небом, зафиксировав вход корабля в атмосферу и катапультирование космонавта.
За первый полет в космос Юрий Гагарин был удостоен звания Героя Советского Союза, а также досрочно получил воинское звание майора (на момент старта он был старшим лейтенантом).
До 2011 года считалось, что Гагарин приземлился в 10:55 по московскому времени. Однако после рассекречивания и публикации предварительного отчета ОКБ-1 стало известно, что посадка произошла на две минуты раньше, в 10:53, то есть через 106 минут после старта.
Скрытие технических подробностей полета «Востока» вызвало множество слухов и конспирологических теорий, которые сохраняются до сих пор. Например, итальянские радиолюбители, братья Юдика-Кордилья, еще до полета Гагарина заявляли, что перехватили сигналы от советских космических кораблей. Согласно этой теории, до Гагарина были другие советские космонавты, которые все погибли.
Юрий Гагарин мгновенно приобрел мировую известность. Он посетил около 30 стран по приглашению их правительств.
Королева Елизавета II пригласила Юрия Гагарина на обед в Букингемский дворец, что вызвало множество слухов как в нашей стране, так и в Великобритании. Говорили, что Гагарин выпил чай с лимоном, плавающим в чашке. Елизавета II, проявив вежливость, поступила так же, и все остальные последовали их примеру. Теперь в Букингемском дворце иногда пьют чай с лимоном в «гагаринском стиле». Помимо этого, королева, несмотря на этикет, сфотографировалась с космонавтом на память, объяснив это тем, что Гагарин — не обычный земной человек, а небесный, и поэтому этикет не нарушен. Елизавета II вспоминала об этой встрече: «Было очень интересно познакомиться с ним, и я считаю, что это было особенно захватывающе, потому что он был первым. И он был просто обворожителен».
После своего полета Гагарин решил получить высшее образование и поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Параллельно с учебой он занимал должность заместителя начальника Центра подготовки космонавтов (ЦПК). Вместе с ним учились многие космонавты из первого набора, как те, кто уже побывал в космосе, так и те, кто еще не летал, а также женщины из первого женского набора.
Для своей дипломной работы космонавты выбрали проектирование крылатого орбитального корабля, распределив между собой различные задачи. Сергей Королев предложил внешний вид корабля. Юрий Гагарин был ответственен за общую конфигурацию аппарата и методы его эксплуатации.
Для изучения динамики посадки космоплана был создан пилотажный стенд, на котором Гагарин совершил двести успешных посадок в различных смоделированных условиях.
17 февраля 1968 года Юрий Гагарин успешно защитил свою работу и получил звание «летчик-инженер — космонавт».
Гагарин продолжал мечтать о возвращении в космос. В феврале 1967 года его назначили дублером Владимира Комарова для миссии на новом советском космическом корабле «Союз-1». Планировался групповой полет со стыковкой: за первым кораблем должен был последовать «Союз-2» с экипажем из трех космонавтов, двое из которых должны были перейти через открытый космос в «Союз-1».
Полет «Союза-1» завершился трагически: Комаров погиб при возвращении на Землю. Гагарин испытывал глубокую скорбь из-за утраты друга, а также из-за того, что его самого исключили из будущих экипажей «Союзов». Руководство страны стремилось избежать риска для жизни первого космонавта.
В роли заместителя начальника ЦПК по летно-космической подготовке Гагарин обязан был регулярно выполнять тренировочные полеты на самолетах. Однако из-за высокой загруженности в академии у него не было на это времени. Было принято решение, что он наверстает пропущенные часы после завершения учебы.
В марте 1968 года Гагарин приступил к полетам с инструкторами на знакомом ему самолете МиГ-15УТИ — именно на таком космонавты проходили тренировки перед первым полетом в космос. 27 марта планировался зачетный полет с командиром полка Владимиром Серегиным, после которого Гагарину должны были разрешить самостоятельно пилотировать.
В 10:19 Юрий Гагарин поднялся в небо в свой последний полет. В 10:30 радиосвязь с ним прервалась. В 14:50 поисковые вертолеты Ми-4 сообщили о воронке с дымом и пожаром к югу от поселка Новоселово во Владимирской области.
Перед космическим полетом Гагарин написал прощальное письмо на случай своей гибели. Это письмо передали его жене после трагедии под Киржачом. В стране был объявлен общенациональный траур, что стало первым случаем в истории СССР, когда траурный день был назначен по случаю смерти человека, который не был на момент смерти действующим главой государства. Урны с прахом Гагарина и Серегина были замурованы в Кремлевской стене.
Гагарин успел поработать над научной книгой. В марте 1968 года, совместно с психологом Владимиром Лебедевым, они завершили труд под названием «Психология и космос».
На Луне, в точке приземления экипажа американского космического корабля «Аполлон-15» в августе 1971 года, расположена алюминиевая фигурка «Павший астронавт», созданная бельгийцем Полом ван Хейдонком в честь космических первопроходцев. Рядом в лунный грунт установлена табличка с именами погибших астронавтов и космонавтов, включая Юрия Гагарина.
12 апреля был официально провозглашен праздником — Днем космонавтики, в честь первого полета человека в космос.