Найти в Дзене
Gamefiksa

Логические ошибки в сочинении огэ

Логические ошибки в сочинении ОГЭ (Основного государственного экзамена) – это нарушения в смысловой связи между предложениями, частями текста или между тезисом и аргументами. Они мешают пониманию вашей мысли и снижают оценку за работу. Важно уметь их выявлять и избегать.

Типы логических ошибок в сочинении ОГЭ:

  1. Отсутствие логической связи между предложениями/абзацами:Резкий переход от одной мысли к другой, не связанной с предыдущей: Например, после рассуждения о пользе чтения вдруг начинается описание любимого фильма.
    Нарушение причинно-следственных связей: Например, утверждение “Этот фильм мне понравился, поэтому на улице пошел дождь”.
    Использование слов-связок (например, “следовательно”, “таким образом”, “поэтому”) без реальной логической связи между предложениями.
    Пример ошибки: “Я люблю читать книги. Летом я поеду на море.” Исправление: “Я люблю читать книги. Благодаря чтению я узнаю много нового об окружающем мире.”
  2. Противоречие:Противоречие внутри одного предложения: Например, “Я люблю читать, но не люблю книги”.
    Противоречие между разными предложениями или абзацами: Например, в начале сочинения утверждается, что чтение полезно, а в конце – что оно бесполезно.
    Противоречие между тезисом и аргументами: Например, тезис “чтение полезно для развития речи”, а аргументы описывают, как чтение помогает расслабиться.
    Пример ошибки: “Я считаю, что нужно помогать животным. Но я не буду тратить свое время на бездомных кошек.” Исправление: “Я считаю, что нужно помогать животным. Однако не всегда есть возможность оказать им всю необходимую помощь.”
  3. Необоснованность (недостаточное обоснование):Отсутствие аргументов в поддержку тезиса: Простое утверждение без каких-либо доказательств.
    Слабые или неубедительные аргументы: Аргументы, которые не имеют отношения к тезису или легко опровергаются.
    Использование общих фраз и штампов вместо конкретных примеров и доказательств.
    Пример ошибки: “Книги очень полезны.” (Без пояснений, почему) Исправление: “Книги очень полезны, так как они расширяют кругозор и помогают узнать много нового об окружающем мире.
  4. Подмена тезиса:На протяжении сочинения происходит смещение фокуса, и автор начинает доказывать не то, что заявил в начале. Например, изначально говорилось о важности образования, а затем начинается рассуждение о выборе профессии.
    Пример ошибки: Тезис “Важно заботиться об окружающей среде”, а аргументы приводятся в пользу экономии электроэнергии (что, конечно, связано, но не является прямым доказательством важности заботы об окружающей среде в целом). Исправление: Необходимо привести аргументы, касающиеся, например, сохранения природных ресурсов, защиты редких видов животных и растений, или уменьшения загрязнения воздуха и воды.
  5. Нарушение последовательности изложения:Нелогичное расположение абзацев или предложений. Мысль развивается не последовательно, а скачками.
    Пример ошибки: В сочинении сначала говорится о последствиях проблемы, а потом о ее причинах. Исправление: Сначала нужно изложить причины, а затем – последствия.
  6. Тавтология и плеоназм:Тавтология: Повторение одной и той же мысли разными словами. Например, “Этот фильм был очень интересным и захватывающим”. (“Интересный” и “захватывающий” в данном случае – синонимы).
    Плеоназм: Использование лишних слов, не несущих дополнительной смысловой нагрузки. Например, “вернуться обратно”, “спуститься вниз”.
    Пример ошибки: “Он был очень смелым и отважным героем.” Исправление: “Он был очень смелым героем.”
  7. Нарушение причинно-следственных связей:Утверждение, что одно событие произошло из-за другого, хотя на самом деле между ними нет связи.
    Неправильное определение причины и следствия.
    Пример ошибки: “Я прочитал эту книгу, и у меня поднялось настроение.” (Не факт, что настроение поднялось именно из-за книги, а не из-за других факторов). Исправление: “Я прочитал эту книгу, и она помогла мне отвлечься от проблем и поднять настроение.” (Указываем, каким образом книга повлияла на настроение)

Как избежать логических ошибок:

  • Тщательно продумайте структуру сочинения: Составьте план, определите тезис, аргументы и заключение.
  • Сосредоточьтесь на ясности и последовательности изложения: Пишите простыми и понятными предложениями.
  • Используйте слова-связки: Правильно используйте слова-связки (“поэтому”, “следовательно”, “таким образом”, “однако”, “кроме того”, “во-первых”, “во-вторых” и т.д.) для обозначения логических связей между предложениями и абзацами.
  • Подкрепляйте свои утверждения конкретными примерами и доказательствами.
  • Перечитывайте и анализируйте написанное: После написания сочинения внимательно перечитайте его, чтобы выявить логические ошибки. Попросите кого-нибудь прочитать ваше сочинение и высказать свое мнение.
  • Задавайте себе вопросы: “Зачем я это написал? Какая связь между этим предложением и предыдущим? Подтверждает ли этот аргумент мой тезис?”.
  • Избегайте общих фраз и штампов. Стремитесь к оригинальности и конкретике.
  • Внимательно следите за соответствием аргументов тезису.
  • Практикуйтесь в написании сочинений: Чем больше вы практикуетесь, тем лучше вы будете чувствовать логику текста.

Избегая этих логических ошибок, вы сможете написать убедительное и логичное сочинение, которое получит высокую оценку на ОГЭ.