Найти в Дзене

Кто и как у турецкого султана наследника похитил, и чем это обернулось для Европы?

Великий Магистр Ордена Святого Иоанна Иерусалимского Джованни Паоло Ласкарис ликовал: добыча с захваченного турецкого галиона превзошла все ожидания. Не зря боевая эскадра госпитальеров больше месяца рыскала вблизи Родоса, выискивая заветное судно с его драгоценным грузом. Все немалые расходы и риски, связанные с этой экспедиций, окупились с лихвой. Как известно, рыцари не брезговали захватом турецких сокровищ, только на этот раз дело было не только в них. В августе 1644 года шесть хорошо вооружённых галер покинули порт Валлетты и направились к острову Родос. Когда-то именно там располагалась основная база рыцарей, но, вытесненные с хорошо укреплённых крепостей османскими войсками, они вынуждены были отступить к Мальте, чтобы на новом месте начать всё с начала. Это было более 100 лет назад, и с тех пор многое поменялось. Одно оставалось незыблемым: великие мореплаватели и воины госпитальеры всеми силами защищали от неверных подступы к Европе, ни на день не оставляя в покое врагов хр

Брат Доменико, о котором пойдёт речь. Фото из интернета
Брат Доменико, о котором пойдёт речь. Фото из интернета

Великий Магистр Ордена Святого Иоанна Иерусалимского Джованни Паоло Ласкарис ликовал: добыча с захваченного турецкого галиона превзошла все ожидания. Не зря боевая эскадра госпитальеров больше месяца рыскала вблизи Родоса, выискивая заветное судно с его драгоценным грузом. Все немалые расходы и риски, связанные с этой экспедиций, окупились с лихвой. Как известно, рыцари не брезговали захватом турецких сокровищ, только на этот раз дело было не только в них.

Битва 1644 года,  в ходе которой был захвачен галион Великая Султанша
Битва 1644 года, в ходе которой был захвачен галион Великая Султанша

В августе 1644 года шесть хорошо вооружённых галер покинули порт Валлетты и направились к острову Родос. Когда-то именно там располагалась основная база рыцарей, но, вытесненные с хорошо укреплённых крепостей османскими войсками, они вынуждены были отступить к Мальте, чтобы на новом месте начать всё с начала. Это было более 100 лет назад, и с тех пор многое поменялось. Одно оставалось незыблемым: великие мореплаватели и воины госпитальеры всеми силами защищали от неверных подступы к Европе, ни на день не оставляя в покое врагов христианской веры.

Через месяц боевого дежурства на пути рыцарской эскадры наконец возник хорошо оснащённый турецкий галион, сопровождаемый мощным конвоем. Настолько громадного судна, да ещё с таким эскортом ни один из участников похода ещё не встречал. Это была знаменитая в исламском мире "Турецкая Султанша", самый большой и роскошный корабль османского флота, который часто называли плавучим дворцом.

Рыцари никогда не брали штурмом судна подобного типа, но тем не менее прозвучала команда на абордаж. Несколько часов они несли большие потери, так как никак не могли пропасть на палубу. Борта галер значительно ниже по уровню, поэтому привычные методы десантирования на вражеский корабль не работали. Участникам штурма удалось высадиться только после подхода флагманского корабля, который обычно для подобных целей не использовался.

После семи часового тяжёлого боя на палубе (!) над галионом всё же взметнулся флаг с мальтийским крестом. Операция завершилась успешно, но потери были высоки: 10 погибших и 11 раненых рыцарей и 280 раненых среди моряков. В трюме захваченной "Османстой Султанши" и обнаружили сокровища, так обрадовавшие Великого Магистра. Это были не сундуки золота, не россыпи драгоценных камней, не редчайшие церковные реликвии. А что же тогда? Величайшими сокровищами оказались ... женщина и маленький ребёнок.

Зафира в сопровождении слуг и рабов. Фото из интернета
Зафира в сопровождении слуг и рабов. Фото из интернета

Молодая черноокая красавица по имени Зафира, плыла на Родос вместе с двухлетним сыном по имени Осман в сопроврждении многочисленных слуг и рабов. Столь высокое имя, означавшее "самый могущественный" ребёнок носил не случайно: шехзаде, первенец и наследник Великого султана Ибрагима Первого, с раннего детства готовился стать преемником отца. Сразу становится понятно, чему так радовался Великий Магистр: получить в своё распоряжение любимую женщину и ребёнка правителя враждебной стороны - вот уж действительно подарок судьбы. Хотя уж если честно, сокровищ в привычном понимании этого слова в добыче и без того хватало.

Прежде всего на судне перевозилась наличность в 200 000 (двести тысяч!) золотых скуди (каждая монета весом в 3,5 грамма чистого золота, вот и считайте). Помимо этого какое-то невероятное количество золотых и серебряных изделий, драгоценных камней, редчайших ковров. Сам галион был пышно декорирован золотом и ценными породами дерева. По меткому выражению одного из современников, эта добыча обогатила половину Мальты.

По личному указанию Великого Магистра мать с сыном доставили в Валлетту, где им оказали полагающиеся по статусу почести и разместили в одном из богатейших паллаццо столицы, резиденции купца Игнасио Риберы, владевшего турецким языком. Увы, Зафира прожила недолго - через три месяца она скончалась от неизвестной болезни. Стремясь спасти пленницу, Великий Магистр предложил ей свой дворец в Бускетте посреди прекрасного высаженного ещё при де Валетте соснового леса. К ней были приставлены самые искусные лекари, возвращены все компаньонки, слуги и рабы (а это на минуточку почти 200 человек, целый двор в изгнании). Ничего не помогало. Зафира угасала на глазах, и все усилия врачей оказались тщетными.

История не оставила нам свидетельств того, как шли переговоры о возвращении ребёнка отцу. Мы лишь знаем, что все предложения султана выкупить дорогих сердцу людей были отвергнуты. У опытного и расчётливого политика Ласкариса были другие планы. Какую комбинацию он тогда задумал, мы едва ли когда-то узнаем. Одно известно совершенно точно: взбешённый Великий правитель Османской империи султан Ибрагим Первый объявил Мальте войну разорвал мирное соглашение с Венецией и осадил Крит, начав осаду, решившую судьбу острова. Почему именно Крит пал жертвой захватчиков? На обратном пути на Мальту, измученные страшным штормом, рыцари вынуждены были на несколько месяцев остановиться там для ремонта и передышки. В одной из гаваней они бросили галион, вернее, то, что от него осталось после вывоза сокровищ и снятия драгоценного декора. Крит и его жители были обречены, однако это не вернуло султану потерю, и он ушёл в мир иной спустя три года, так и не увидев ни любимой женщины, ни сына.

Осиротевший мальчик остался жить во дворце Великого Магистра, который относился к нему как к родному ребёнку. Воспитанник - пленник ни в чём не знал отказа. В Валлетте даже ходили неодобрительные разговоры, что уж слишком Магистр Ласкарис потакает капризам своего протеже. Говорили, что как-то раз ребёнок отказался от еды, требуя, чтобы ему подавали её на такой же золотой посуде, как и у его патрона. А что же Великий Магистр? Услышав это, он лишь рассмеялся и распорядился, чтобы именно так отныне и сервировали стол для юного Османа.

На стенах Приората Святого Доминика сохранилась табличка времён английского присутствия,на Мальте
На стенах Приората Святого Доминика сохранилась табличка времён английского присутствия,на Мальте

В 1654 году двенадцатилетнему мальчику было определено место жительства - приорат Святого Доминика в самом сердце Валлетты, чтобы там он смог продолжить обучение у лучших преподавателей. Оно находилось буквально в нескольких минутах ходьбы от Дворца Великого Магистра, но всё же судьба подросшего Османа изменилась. То ли времена стали другими, и претендент на место султана больше не требовался, то ли просто сказалась общая усталость стареющего Великого Магистра, першагнувшего свой 90-летний рубеж, сказать сложно, но юношу отдалили от дворца. В Приорате Осман пробыл 4 года, по истечении которых он неожиданно для всех сменил своё имя на Доменико и стал монахом-доминиканцем. Почему неожиданно? Тут всё объясняется просто: он не был крещён. Более того, всем окружающим строжайше запрещалось поднимать с ним вопросы веры. Именно поэтому его не отдали на обучение ни францисканцам, ни тем более иезуитам, чья позиция в вопросах веротерпимости, скажем так, особой гибкостью не отличалась.

Фигура Святого Доминика на углу улицы, на которой стоит здание Приората
Фигура Святого Доминика на углу улицы, на которой стоит здание Приората

Так в Ордене доминиканцев появилась новая влиятельная фигура - брат Доменико ди Сан-Томазо. За какие-то пару лет история преображения наследника Османского трона в одного из "псов Господних" облетела весь католический мир. Увидеть его изъявляли желание многие сильные мира сего.

В 1660 брат Доменико покинул Мальту и отправился по делам Ордена в Европу. В Риме его принял сам Папа Римский Александр Седьмой, а в Париже приветствовал у себя в Версале король-Солнце Людовик Четырнадцатый. Все хотели познакомиться и насладиться беседой с человеком, рождённым наследником турецкого султана, но ставшим монахом-доминиканцем, поменяв роскошь дворца на скромную монашескую рясу. Его быстрый ум, невероятная начитанность и лёгкость общения привлекали всеобщую симпатию.

Церковные предметы, которые использовали братья, в том числе и брат Доменико. Ссылка на репортаж о сокровищах Ордена будет в конце
Церковные предметы, которые использовали братья, в том числе и брат Доменико. Ссылка на репортаж о сокровищах Ордена будет в конце

За короткую жизнь брат Доменико сделал много добрых дел, ведя праведную аскетичную жизнь, заботясь о слабых и несчастных. Он ушёл к Господу в 1676 году в возрасте всего 34 лет. Его портрет до настоящего времени хранится в музее Приората Ордена доминиканцев в Валлетте, напоминая нам о том, как непредсказуема и загадочна бывает судьба, и что самые смелые художественные фантазии меркнут при сравнении с жизненными хитросплетениями.

В Приорате Ордена доминиканцев
В Приорате Ордена доминиканцев

Немного информации о других хитросплетениях мальтийской истории, перед которыми меркнут все мыльные оперы:

Репортаж о Доминиканском Приорате:

Репортаж о сокровищах Ордена доминиканцев. Знаменитая дарохранительница Silver Room: