Найти в Дзене

Бункер (Der Untergang, 2004)

Данный пост не пропагандирует нацизма и фашизма и является антифашистским и антинацистским, автор всячески осуждает идеи национал-социализма и считает их античеловеческими. В далёкой юности я посмотрел по телевизору фильм немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля, названный в нашем прокате "Бункер" (вообще он - "Падение", это название точно отражает сюжет сей фильмы, это история последних дней, агонии "тысячелетнего" Третьего Рейха, которого хватило на 12 лет) и навсегда влюбился в него. Потому что фильм просто великолепен и снят реально отличным мастером своего дела. Бруно Ганц, кажется, лучший, кто когда-либо играл Гитлера в кино. Потому что на его фоне даже какой-нибудь Фриц Диц меркнет. Вы же все видели в замедленном ныне Ютубе ролики с легендарной сценой гитлеровской истерики на совещании в бункере - где многие осознают: никто не придёт и сидящие в этом проклятом месте обречены. Штайнер не придёт. "Где Венк?" - помните этот крик отчаяния? Так вот - никто не придёт. Гитлер обрекал се

Данный пост не пропагандирует нацизма и фашизма и является антифашистским и антинацистским, автор всячески осуждает идеи национал-социализма и считает их античеловеческими.

В далёкой юности я посмотрел по телевизору фильм немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля, названный в нашем прокате "Бункер" (вообще он - "Падение", это название точно отражает сюжет сей фильмы, это история последних дней, агонии "тысячелетнего" Третьего Рейха, которого хватило на 12 лет) и навсегда влюбился в него. Потому что фильм просто великолепен и снят реально отличным мастером своего дела.

Бруно Ганц, кажется, лучший, кто когда-либо играл Гитлера в кино. Потому что на его фоне даже какой-нибудь Фриц Диц меркнет. Вы же все видели в замедленном ныне Ютубе ролики с легендарной сценой гитлеровской истерики на совещании в бункере - где многие осознают: никто не придёт и сидящие в этом проклятом месте обречены. Штайнер не придёт. "Где Венк?" - помните этот крик отчаяния? Так вот - никто не придёт. Гитлер обрекал себя на смерть в этом бункере, подобно древнему царьку желая утащить с собой в могилу как можно больше народу.

Фильм буквально пропитан этой атмосферой ужаса и скорого падения. 10 последних дней жизни Гитлера, начинающиеся с его последнего дня рождения и завершающиеся его самоубийством 30-го. Впрочем, фильм ещё продолжается. Русские говорят своё твёрдое "Нет! Никакого перемирия, только безоговорочная капитуляция!" После этого совершается нечто макабрическое - Магда Геббельс убивает спящих детей, а потом они с мужем совершают двойное самоубийство. Но никаких торжественных похорон - не им, ни Гитлеру. Они сгорят в воронке от снаряда, политые бензином, к тому же ритуал прощания прерывает наш артобстрел.

Всё это снято на основе воспоминаний главной героини фильма - секретарши Траудль Юнге, которую играет актриса румынского происхождения Александра-Мария Лара. Её глазами мы видим весь это ужас. Разумеется, опирались на другие источники и на историческое исследование одного из лучших специалистов по тому периоду - Йоахима Феста, чью биографию Гитлера я читал в студенческой юности и весьма высоко котирую. Так что фильм весьма историчен и многое там показано с абсолютной достоверностью.

И тут же - судьба мальчишки из Гитлерюгенда, который видит весь этот ужас своими глазами и чудом остаётся в живых. Отлично показана обстановка в Берлине, когда от фюрера бежали его ближайшие соратники, а солдаты продолжали гибнуть, хотя война была уже проиграна. Мальчишки и девчонки из Гитлерюгенда, которые гибли вместе со взрослыми в бою против наших танков - трагические и бессмысленные смерти. Команды вешателей, убивавших "дезертиров" - например, стариков-ветеранов, отказывающихся в рамках фольксштурма гибнуть за проигранное дело. Самоубийства немцев, не желающих сдаваться нашим.

Напомню, что Гитлер реально хотел умереть, забрав с собой население Берлина, сказав напоследок, что разочарован в немецкой нации. Вы, наверное, прекрасно помните, как по его безумному приказу затопили берлинское метро. И здесь уже вспоминаем нашего классика Юрия Озерова - 5-й фильм эпопеи "Освобождение", где показана потрясающая по силе сцена спасения русскими солдатами немцев из из метро, где те спасались от бомбардировок, где были госпиталя. И русские вытаскивали раненых в боях с ними немецких солдат. И спасая немцев гибнут главные герои фильма - шедший к Берлину капитан Цветаев в исполнении Николая Олялина и познакомившийся с ним в этом городе лейтенант Ярцев в исполнении Михаила Ножкина. Самое главное, что тут нужно ещё вспомнить - про подвиг коменданта Берлина генерала Берзарина, спасшего от смерти население многомиллионного города (берлинцы до сих пор помнят, его имя они отстояли и не дали убрать его вопреки всем попыткам русофобам перечеркнуть имена русских солдат). Ему до сих пор не досталось в кинематографе полноценного достойного воплощения, не показан его великий последний подвиг - но, как знать. может ещё увидим.

В фильме хороший подбор актёров. Бруно Ганца я уже называл. Отмечу таких достаточно известных немецких актёров, как Хайно Ферш (Шпеер), Кристиан Беркель (доктор Шенк), Томас Кречманн (Фегелейн). Фильм снимали также в Петербурге и поэтому ряд наших актёров там поучаствовали - Елизавета Боярская, Михаил Трясоруков, Дмитрий Щербина и Александр Сластин в роли Чуйкова (его зрители должны помнить по роли Гончарова в "Бандитском Петербурге", а в "Конвое PQ-17" он играл рейхсмаршала Геринга).

К моменту выхода фильма в живых оставался последний свидетель этих событий, который в нём показан - телефонист Рохус Миш. В конце фильма было отмечено то, что он жив на момент 2004 года. Он скончался в 2013 году в возрасте 96 лет. Траудль Юнге умерла за два года до выхода - в 2002-м. В 2003-м умер личный адъютант фюрера Отто Гюнше. Была жива на момент появления фильма и медсестра Эрна Флегель (её как раз сыграла Боярская), но она умерла через два года.