Найти в Дзене
В Движении

Волга для избранных: 7 главных мифов о легендарном ГАЗ-3102, которые не дают покоя автолюбителям

В богатой истории Горьковского автозавода модель ГАЗ-3102 занимает особое место. Этот автомобиль, появившийся в 1982 году, сразу выделился на фоне других Волг, став настоящим символом роскоши и престижа. Хотя новая "Волга" и создавалась на базе привычного семейства ГАЗ-24, она разительно отличалась от своих предшественниц как внешне, так и конструктивно.

Малый объем выпуска и практически полное отсутствие "02-й" в свободной продаже сразу превратили ее в предмет вожделения и породили массу слухов среди простых советских автомобилистов.

Давайте вместе попробуем отделить правду от вымысла и рассмотрим феномен этой необычной "Волги" более подробно.

Миф 1: Дизайн ГАЗ-3102 скопировали с иномарок

Многие были уверены, что внешность новой "Волги" - не более чем копия престижных зарубежных седанов вроде Мерседес или Кадилак. Что якобы даже разгорелся скандал, из-за которого производство модели пришлось прекратить.

На самом деле подтверждений этому нет. Конечно, в дизайне ГАЗ-3102 угадываются модные веяния 1970-1980 г. - обилие хрома, строгий профиль, крупная решетка радиатора. Такие черты были характерны и для американских, и для европейских представительских авто той эпохи.

-2

Но назвать "02-ю" плагиатом нельзя. При этом дизайнеры ГАЗа, из-за соображений унификации центральную область кузова, двери и боковины оставили, такими же как у ГАЗ-24. Так что сходство новой "Волги" с иностранными моделями, при всей очевидности, не стоит преувеличивать.

-3

Миф 2: ГАЗ-3102 не поступала в свободную продажу

А это чистая правда. Если предыдущие модели "Волги" еще можно было иногда встретить в автомагазинах (по заоблачным ценам), то ГАЗ-3102 туда не поступал в принципе. Эти автомобили с первых дней имели свое особое предназначение.

Абсолютно все автомобили распределялись исключительно по гаражам госструктур, партийных органов, крупных предприятий и ведомств. Они предназначались для партийной элиты, министров, генералов и других высокопоставленных чиновников.

Причем далеко не всем полагалась машина черного цвета - многим номенклатурным работникам рангом пониже доставались бежевые и белые.

-4

В свободную продажу первые ГАЗ-3102 попали уже на закате СССР, да и то лишь подержанные экземпляры. В 1989 г. на первых автомобильных аукционах за 6-летнюю "Волгу" со стартовой ценой 20 000 руб. бились по 50-60 тыс. А цена новой "02-й" и вовсе уходила в заоблачные выси - 70-90 тыс. руб.

-5

И лишь на излете советского союза, в 1991 г., ГАЗ-3102 впервые был включен в официальный прейскурант Госкомцен.

Миф 3: Из-за неправильной развесовки приходилось возить в багажнике балласт

Отчасти этот миф имеет под собой реальную основу. Дело в том, что помимо обычных ГАЗ-3102 существовали специальные версии, созданные для силовых структур. Они отличались V-образной "восьмеркой" под капотом и АКПП от "Чайки".

-6

Такой мотор оказался слишком тяжелым для носовой части, и чтобы вернуть приемлемую развесовку приходилось чем-то загружать багажник. Обычно это была тяжёлая спецаппаратура.

Видимо, именно спецверсии и породили городскую легенду о балласте как непременном атрибуте любой "02-й". Но к серийным ГАЗ-3102 с обычным рядным двигателем это не имело никакого отношения.

Миф 4: ГАЗ-3102 стала самой малотиражной и самой "долгоиграющей" моделью Волги

Это правда - по меркам советского автопрома вставшие на конвейер в 1982 году "ноль вторые" выпускались небольшими объемами. Но зато выпускались очень долго - до 2009 года включительно.

За четверть века конвейерной жизни эта модель пережила несколько модернизаций и обзавелась разными модификациями.

В отличие от чисто номенклатурной 3102, роль массовой "Волги" в последние годы существования СССР играл упрощенный ГАЗ-24-10.

-7

Разумеется, объемы производства ГАЗ-3102 в 1990-е заметно выросли. Если раньше за год делали 2-3 тысячи машин, то теперь - все 4-6 тысяч. А рекордным стал 1996 год - тогда было собрано свыше 10 000 экземпляров!

В последние годы производства ГАЗ-3102 получала и зарубежные моторы - так, с 2006 года на нее ставили двигатель Chrysler объемом 2,4 литра мексиканской сборки. Но былые тиражи и статус эксклюзивной модели остались в прошлом.

Миф 5: У "Волги" ГАЗ-3102 ненадежные тормоза

В основе этого мифа лежат реальные события. На заре производства "ноль вторая" действительно получила необычную тормозную систему. Ключевой особенностью стали передние дисковые механизмы вместо привычных барабанов.

Причем разработаны они были совместно с британской фирмой Girling. Интересной особенностью стали раздельные контуры привода - по отдельности на передние и задние колеса. Это позволяло сохранить хоть какое-то торможение при выходе из строя одного из контуров.

Первые образцы тормозов на ГАЗ-3102 отличались высокой эффективностью - благодаря вакуумному усилителю и грамотному подбору сечений трубопроводов. Но вот с надежностью и ресурсом получилось не очень.

-8

Из-за низкого качества комплектующих тормозная система оказалась капризной и не слишком долговечной. Приходилось в срочном порядке осваивать выпуск более износостойких тормозных дисков, упрощать гидросхему и дорабатывать узлы по ходу производства.

А поначалу отказы случались и на совсем новых машинах, приводя к авариям. Что, конечно же, не могло не породить разговоры среди водителей о "секретных тормозах", из-за которых "Волга" становится неуправляемой.

На самом деле причина была банальной - вместо рекомендованной "Росы" или "Нева" в систему нередко заливали старую добрую тормозную жидкость БСК. Которая банально закипала от нагрева, приводя к отказам.

Миф 6: ГАЗ-3102 стала прорывом и собранием инноваций

Это правда, по меркам начала 1980-х годов новая "Волга" и впрямь оказалась вместилищем диковинных для отечественного автопрома новшеств. Чего стоят хотя бы передние вентилируемые дисковые тормоза вместо привычных барабанов или интерьер с мягким пластиком и ортопедическими сиденьями.

Немало интересного таилось и под капотом - первые "ноль вторые" оснащались мотором ЗМЗ-4022.10 с необычной системой форкамерно-факельного зажигания. Смысл этой хитрой системы состоял в том, чтобы сжигать бедные топливные смеси без потери мощности и приемистости.

-9

Список прогрессивных решений на этом не заканчивался. Новая передняя панель с мягкими накладками и травмобезопасным рулем, оригинальные прямоугольные фары, электрообогрев заднего стекла вместо привычного вентилятора - все это пришло на "Волги" именно с "тридцать первой". И позже перекочевало на рестайлинговый ГАЗ-24-10 с индексом 3102.

-10

Так что в плане технического прогресса и нововведений для своего времени ГАЗ-3102 действительно стоял особняком. Пусть многие решения еще требовали доводки, но сама по себе "ноль вторая" однозначно опередила свою эпоху. И не только по меркам советского автопрома.

Миф 7: Первый двигатель ГАЗ-3102 получился неудачным

Доля истины в этом есть. Действительно, необычная система форкамерно-факельного зажигания, примененная на дебютных версиях ЗМЗ-4022.10, оказалась слишком сложной и капризной.

-11

Малейшие ошибки в регулировках приводили к падению тяговых характеристик и росту расхода. Появилась склонность к перегреву, участились отказы из-за забивания распылителей и нагарообразования.

Уже в 1984-м появился "облегченный" вариант ЗМЗ-402.10 без форкамеры и с обычным двухкамерным карбюратором К-151. С 1985 года он стал безальтернативным для всех "ноль вторых". Впрочем, выпуск ГАЗ-3102 с первым мотором небольшими партиями продолжался до 1992 года.

-12

А запчасти к нему и вовсе производились вплоть до 1996-го - то есть на протяжении всех 1990-х еще встречались редкие экземпляры с "настоящим" ЗМЗ-4022.10.

Заключение

Подводя итоги, стоит признать - за годы выпуска вокруг "Волги" ГАЗ-3102 сложилось множество мифов и легенд. О "ноль второй" судачили все - от профессиональных водителей до сотрудников автомагазинов. И чем меньше правды было в этих слухах, тем активнее они множились и обрастали новыми подробностями. Что лишний раз подчеркивало особый статус этой "Волги" в сознании советских граждан.