Найти в Дзене
TechInsider

«Метеорит? Пришельцы?» Как возникают шокирующие ямы на рельсах

Выглядит рельс так, будто его прожег бластером инопланетянин, решивший захватить Землю. Мы в инопланетных захватчиков не верим и предлагаем иную версию. Железнодорожники называют эти ямы «седловинами» или «пропилами». Железнодорожники называют эти ямы «седловинами» или "пропилами", объясняет дзен-канал «Под стук». Их проделал буксующий локомотив. Сила трения металла по металлу невелика, и неудивительно, что ведущие колеса тепловозов и электровозов частенько проскальзывают под большой нагрузкой. Это происходит, например, в ненастную погоду, когда рельсы мокрые, или осенью, когда упавшие на пути листья повышают их скользкость. Даже в сухую погоду пробуксовка (на железных дорогах используют термин «боксование») возможна, если локомотив пытается стронуть с места тяжелый состав. Чаще это происходит, когда в паре работают два локомотива, тянущий и толкающий, и их действия плохо скоординированы. Достаточно бригаде в одном зазеваться и не помочь второму, и происходит срыв колес в боксование. П

Выглядит рельс так, будто его прожег бластером инопланетянин, решивший захватить Землю. Мы в инопланетных захватчиков не верим и предлагаем иную версию.

    «Метеорит? Пришельцы?» Как возникают шокирующие ямы на рельсах
«Метеорит? Пришельцы?» Как возникают шокирующие ямы на рельсах

Железнодорожники называют эти ямы «седловинами» или «пропилами».

Железнодорожники называют эти ямы «седловинами» или "пропилами", объясняет дзен-канал «Под стук». Их проделал буксующий локомотив.

Сила трения металла по металлу невелика, и неудивительно, что ведущие колеса тепловозов и электровозов частенько проскальзывают под большой нагрузкой. Это происходит, например, в ненастную погоду, когда рельсы мокрые, или осенью, когда упавшие на пути листья повышают их скользкость.

Даже в сухую погоду пробуксовка (на железных дорогах используют термин «боксование») возможна, если локомотив пытается стронуть с места тяжелый состав. Чаще это происходит, когда в паре работают два локомотива, тянущий и толкающий, и их действия плохо скоординированы. Достаточно бригаде в одном зазеваться и не помочь второму, и происходит срыв колес в боксование.

Поскольку сила трения скольжения меньше, чем сила трения покоя, то стальные колеса моментально раскручиваются до бешеной скорости – как говорят, начинается разносное боксование – и раскаляют рельс, да настолько, что он плавится в точке контакта. Так и возникает седловина.

   Боксование колес локомотиваDelay in Block Productior - Youtube
Боксование колес локомотиваDelay in Block Productior - Youtube

С боксованием борются

Инженеры, разрабатывающие рельсовую технику, разработали технологии борьбы с этим вредным явлением. У любого современного локомотива есть система, подсыпающая песок под колеса, когда он трогается с места – это увеличивает силу трения. Кроме того, в локомотивы встраивают автоматическую регулировку тяги. Поэтому образование таких страшных расплавов происходит редко, и в жизни мы их практически не видим.

А вот более мелкие повреждения, как на следующей фотографии, можно часто видеть на станциях и маневровых путях.

   trains - Reddit
trains - Reddit

Больше прикольных фактов о железных дорогах и поездах

Как машинисты ходят в туалет в пути Как помощники машинистов исчезают из поезда на ходу Для чего на железнодорожных мостах укладывают «запасные» рельсы