Найти в Дзене

Зимняя резина и резкая смена погоды образуют колеи: самарские ученые нашли решение для продления жизни дорогам

В Самаре ученые провели исследование и изучили причины, по которым портятся дороги и образуются колеи. Одним из главных виновников названа зимняя резина. Удалось выяснить, что шипованные шины ускоряют износ дорожного покрытия. Чтобы помешать этому и повысить стойкость магистралей, в самарском политехе придумали новый состав асфальтобетонной смеси. Рассказываем, как предлагается сохранить дороги в хорошем состоянии надолго. В Самаре изучили состояние покрытия проезжих частей на разных участках дорог общей протяженностью 40 км. Внимание обращали как на прямые отрезки, так и на участки с поворотами, где транспортные средства тормозят и ускоряются. Исследование проводили по заказу Балтийской строительной компании кандидат технических наук Татьяна Дормидонтова и руководитель проекта Ольга Куликова. Женщины пришли к выводу, что главной причиной образования колейности на внутригородских дорогах является использование автомобилистами зимней шипованной резины. Она ускоряет износ дорожного покры
Оглавление
   Предлагается ввести в состав дорожной смеси базальтовый щебень. Светлана МАКОВЕЕВА
Предлагается ввести в состав дорожной смеси базальтовый щебень. Светлана МАКОВЕЕВА

В Самаре ученые провели исследование и изучили причины, по которым портятся дороги и образуются колеи. Одним из главных виновников названа зимняя резина. Удалось выяснить, что шипованные шины ускоряют износ дорожного покрытия. Чтобы помешать этому и повысить стойкость магистралей, в самарском политехе придумали новый состав асфальтобетонной смеси. Рассказываем, как предлагается сохранить дороги в хорошем состоянии надолго.

Проанализировали дороги

В Самаре изучили состояние покрытия проезжих частей на разных участках дорог общей протяженностью 40 км. Внимание обращали как на прямые отрезки, так и на участки с поворотами, где транспортные средства тормозят и ускоряются. Исследование проводили по заказу Балтийской строительной компании кандидат технических наук Татьяна Дормидонтова и руководитель проекта Ольга Куликова.

Женщины пришли к выводу, что главной причиной образования колейности на внутригородских дорогах является использование автомобилистами зимней шипованной резины. Она ускоряет износ дорожного покрытия. Как оказалось, чем выше интенсивность движения, тем больше нагрузка и вероятность образования колеи.

   Резкое торможение и ускорение авто с шипованной резиной ухудшает дороги. Фото: СамГТУ
Резкое торможение и ускорение авто с шипованной резиной ухудшает дороги. Фото: СамГТУ

Влияет на состояние дорог и стиль вождения. По результатам наблюдений, 86% водителей при зеленом моргающем сигнале светофора тормозят плавно, 10% склонны к аварийному торможению и 4% пытаются успеть проехать. Также обнаружено, что 91 автомобилист из 100 при включении зеленого света начинает плавное движение, остальные девять трогаются резко.

«Именно резкое торможение и ускорение автомобилей с шипованной резиной усиливает деформацию дорожного полотна. Из-за интенсивного контакта шин с дорогой, колеи углубляются, особенно на спусках или перекрестках», – рассказали в СамГТУ.

Поможет новая смесь

Верхний слой современных трасс, как правило, покрывают асфальтобетонной или щебеночно-мастичной смесью. Связующим материалом в них является битум. Такие покрытия перестают быть надежными при резкой смене погодных условий. Так, зимние оттепели увеличивают влажность грунтов, а летняя жара повышает температуру поверхности. Все это тоже приводит к ухудшению состояния дорог и ускорению их износа.

   Базальтовый щебень отличается высокой прочностью и стабильностью. Фото: СамГТУ
Базальтовый щебень отличается высокой прочностью и стабильностью. Фото: СамГТУ

Чтобы решить проблему, политеховцы предложили ввести в состав дорожной смеси базальтовый щебень вместо традиционного гранитного и габбро-диабазного. Этот материал получают из базальтовых пород, он отличается высокой прочностью и стабильностью. Новый состав асфальтобетонной смеси поможет повысить стойкость магистралей.

Результаты разработки уже представили участникам заседания научно-технического совета при министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области в 2025 году.

Автор: Ирина СИНЕГУБОВА