Найти в Дзене

Сюжетный поворот: зачем он нужен

О сюжетных поворотах часто пишут в разных литературных и окололитературных блогах. И на этом канале тоже когда-то давно была статья. Казалось бы, зачем множить сущности и писать еще? Однако с сюжетным поворотом не все так просто. Пожалуй, самый каверзный вопрос: зачем этот поворот нужен? Неужели нет произведений вообще без всяких выкрутасов и вывертов? Есть, конечно, в том числе и у классиков. Например, какой сюжетный поворот в «Евгении Онегине»? Нельзя же таковым считать дуэль Онегина с Ленским, ведь после нее ровным счетом ничего не изменилось. Или взять «Мастера и Маргариту» М. Булгакова, где там сюжетный поворот? Или там их несколько, но малозаметных? Короче, появилось у меня желание разобраться в этом вопросе. И начнем с того, что вообще подразумевают под сюжетным поворотом. Сюжетный поворот — это неожиданное изменение развития сюжета и жизни главного героя под влиянием какого-то обстоятельства, тоже неожиданного. То есть, если сюжет развивается линейно, то его завязка предполага
Оглавление

О сюжетных поворотах часто пишут в разных литературных и окололитературных блогах. И на этом канале тоже когда-то давно была статья. Казалось бы, зачем множить сущности и писать еще?

Однако с сюжетным поворотом не все так просто. Пожалуй, самый каверзный вопрос: зачем этот поворот нужен? Неужели нет произведений вообще без всяких выкрутасов и вывертов? Есть, конечно, в том числе и у классиков. Например, какой сюжетный поворот в «Евгении Онегине»? Нельзя же таковым считать дуэль Онегина с Ленским, ведь после нее ровным счетом ничего не изменилось. Или взять «Мастера и Маргариту» М. Булгакова, где там сюжетный поворот? Или там их несколько, но малозаметных? Короче, появилось у меня желание разобраться в этом вопросе. И начнем с того, что вообще подразумевают под сюжетным поворотом.

Что это такое

Сюжетный поворот — это неожиданное изменение развития сюжета и жизни главного героя под влиянием какого-то обстоятельства, тоже неожиданного. То есть, если сюжет развивается линейно, то его завязка предполагает определенную закономерную и логичную развязку. Конфликт, который заставляет развиваться сюжет, тоже предполагает определенные действия героя, ведущие к его завершению. Вроде бы так и должно быть. Почему это кого-то не устраивает?

Например, классический сказочный сюжет. Завязка: змей Горыныч (колдун Черномор, Кощей Бессмертный) ворует невесту Ивана Царевича, и тот отправляется возлюбленную спасать. Иван сталкивается с разными трудностями, сражается с врагами, но в конечном счете, добирается до похитителя, побеждает его и спасает невесту.

-2

Много историй написано по этой схеме. Но, согласитесь, понимать, чем все закончится, буквально с первых страниц, не слишком интересно. Точнее, можно почувствовать себя умным, но если знаешь конец, то вроде бы и читать уже не требуется. Хотя, конечно, интересно следить за приключениями героя, но все равно ждешь какого-то подвоха, а его все нет.

Так вот, сюжетный поворот и есть тот самый подвох, который ждет читатель, но не знает каким этот подвох будет. Где автор устроит герою коварную засаду и заставит свернуть с простого пути в чащу или в болото.

Сюжетный поворот — это событие, которое выталкивает героя с проторенного пути, заставляет его совершать неожиданные поступки, проявлять свой характер. А читателей такой поворот заставляет переживать за героя и восторгаться фантазией автора.

Зачем он нужен

Вообще сюжетный поворот не является обязательным, точнее в некоторых жанрах без него можно обойтись. Например, в жанре хроники или в произведении, в котором автор показывает картину общества, а события жизни главного героя играют второстепенную роль. Как, например, в «Евгении Онегине».

-3

А бывает и так, что никакие подвохи не вынуждают героя свернуть с выбранного пути, как, например, героев Толкина. И прямой путь героев, проходящих через все неприятности и опасности, показывает важные черты их характера. Как настоящие герои, они не отступают с намеченного пути. И тоже, казалось бы, чем это плохо?

Однако отказ от сюжетных поворотов — скорее, исключение. Потому что этот прием выполняет целый ряд функций, среди которых главной, на мой взгляд, является поддержание интереса читателя.

Вы можете сколько угодно мне доказывать, что книга должна заставлять читателя думать, книга должна нести какую-то небанальную сверхидею, должна воспитывать, раскрывать суть жизни. Я с этим не спорю. Да, пусть воспитывает, раскрывает, несет кучу идей, но, главное, чтобы было интересно. А если читателю неинтересно, то автор ничего до него не донесет, а книга останется недочитанной. А увлечения и потребности у нас разные, поэтому и жанры в художественной литературе разные. Но, интерес важен в любом жанре, причем не только в художественной, но и в научно-популярной литературе. Поэтому если автор хочет, чтобы его книгу прочитали, то он должен позаботиться о поддержании интереса читателя. Вот одним из самых важных литературных приемов здесь и является сюжетный поворот.

-4

Какие бывают повороты

Можно сказать, сколько сюжетов, столько и поворотов. И даже больше: у каждого сюжета можно придумать множество поворотов. Все зависит от фантазии автора. Поэтому могу только предложить упрощенную классификацию.

Не туда идем. Этот тип сюжетного поворота связан с изменением первоначальной цели героев. Например, идущий за сокровищами герой встречает в лесной избушке девушку и понимает, что ему никакие сокровища не нужны. Или отправившиеся в погоню за преступником сыщики, понимают, что преступление он не совершал и нужно искать другого. То есть суть такого поворота в том, что герой должен повернуть совсем в другую сторону, но сначала эту сторону определить.

Смена ролей. Часто встречающийся поворот, когда кто-то из персонажей оказался не тем, кем его показывал автор в начале. Такая смена ролей может произойти и с близким другом, оказавшимся врагом, и с врагом, ставшим другом, и с самим героем. К такому повороту можно отнести гендерную интригу или смену социальных ролей, когда слуга оказывается наследным принцем.

Коварный заговор. Герой, добросовестно играющий назначенную автором роль, разрешающий конфликты, сражающийся со злодеями, вдруг понимает, что является пешкой в чьей-то игре, он в центре заговора или смоделированных другим персонажем событий, это нужно сначала понять, а потом по-другому выстроить свой путь, а значит, и сюжет. Классический пример: фильм «Матрица», «Солярис» С. Лема или упрощенный вариант — «Три мушкетера» А. Дюма

Сложный выбор. Герой оказывается в ситуации сложного выбора, на развилке пути, а значит, и сюжета, развитие которого зависит от того, какое решение примет герой.

Ненадежный рассказчик или дезинформация. Автор сознательно дезинформирует читателя выдавая ему ложную информацию о героях и ситуации. А затем какое-то событие раскрывает ложь, и сюжет начинает развиваться в неожиданную сторону.

-5

Это лишь несколько разновидностей поворота сюжета. Но есть два признака, что объединяет все правильные повороты: неожиданность и логичность. Неожиданность подстегивает интерес читателя, а логичность нужна, чтобы любой поворот был частью заранее продуманного сюжета, а не случался с бухты-барахты, потому что автору вдруг это захотелось. Правда такая придумка иногда тоже бывает удачной. Но это уж как получится.