Найти в Дзене
Пиксели и Плёнка

Мнение о фильме "Микки 17"

Оскароносный режиссер Бон Джун Хо возвращается на большой экран на этих выходных с научно-фантастическим фильмом Микки-17. Если вы ожидаете тонкого и разрушительного социального комментария, как в его драме/ужастике/триллере 2019 года Паразиты, то, скорее всего, будете разочарованы. Микки-17 — это совсем другой зверь как по эстетике, так и по тону. Когда вышел первый трейлер, я подумал, что фильм напоминает мрачно-комедийную версию лунной одиссеи Дункана Джонса Луна (2009) с примесью сюрреалистического абсурда. Я остаюсь при этом мнении, и это сочетание оказывается выигрышным. Фильм основан на романе 2022 года Микки-7 Эдварда Эштона. Вдохновением для романа послужил парадокс телепортации — мысленный эксперимент, затрагивающий философию идентичности и бросающий вызов представлениям о "я" и сознании. Изначально это была короткая история о том, что Эштон назвал "отвратительным бессмертием", но затем она разрослась в полноценный роман. (Эштон также написал сиквел, Антиматериальный блюз, оп

Оскароносный режиссер Бон Джун Хо возвращается на большой экран на этих выходных с научно-фантастическим фильмом Микки-17. Если вы ожидаете тонкого и разрушительного социального комментария, как в его драме/ужастике/триллере 2019 года Паразиты, то, скорее всего, будете разочарованы. Микки-17 — это совсем другой зверь как по эстетике, так и по тону. Когда вышел первый трейлер, я подумал, что фильм напоминает мрачно-комедийную версию лунной одиссеи Дункана Джонса Луна (2009) с примесью сюрреалистического абсурда. Я остаюсь при этом мнении, и это сочетание оказывается выигрышным.

Постер к фильму "Микки 17"
Постер к фильму "Микки 17"

Фильм основан на романе 2022 года Микки-7 Эдварда Эштона. Вдохновением для романа послужил парадокс телепортации — мысленный эксперимент, затрагивающий философию идентичности и бросающий вызов представлениям о "я" и сознании. Изначально это была короткая история о том, что Эштон назвал "отвратительным бессмертием", но затем она разрослась в полноценный роман. (Эштон также написал сиквел, Антиматериальный блюз, опубликованный в 2023 году.)

Бон внес несколько изменений по сравнению с книгой, но основная предпосылка осталась той же. Роберт Паттинсон играет космического колониста по имени Микки Барнс, который стремится сбежать с Земли. Он и его лучший друг Тимо оказались в долгах у жестокого ростовщика после провала их макаронного бизнеса и решают, что лучший выход — отправиться в космос.

Тимо становится пилотом, а Микки подписывается на роль "расходника" в миссии по колонизации далекой ледяной планеты Нифльхейм. Увы, он невнимательно прочел договор. Расходники — это, по сути, одноразовые сотрудники (также известные как "второсортные мясные мальчики"). Если они погибают на работе, их сознание загружается в новое напечатанное тело, и цикл повторяется.

Кадр из фильма "Микки 17"
Кадр из фильма "Микки 17"

Микки привыкает к своей роли расходника за четыре года путешествия, умирая и возрождаясь несколько раз, и даже находит любовь в лице агента безопасности Наши. Миссия наконец достигает Нифльхейма, и он оказывается уже в 17-й версии — благодаря тому, что его использовали для обнаружения смертоносного воздушного вируса, и несколько версий погибли в попытках создать вакцину. Когда колонисты исследуют этот холодный новый мир, Микки-17 падает в глубокую расщелину, населенную местными формами жизни, напоминающими гигантских тихоходок, которых называют "ползунами". Тимо оставляет Микки умирать, предполагая, что ползуны его съедят, но те (кажется, обладающие коллективным разумом) вместо этого спасают ему жизнь и возвращают на поверхность.

Когда Микки возвращается в свои покои, он обнаруживает, что его замена, Микки-18, уже там. Проблема не только в том, что Наша хочет устроить неловкий тройничок с двумя Микки. Множественные копии запрещены. Спорная технология клонирования даже не легальна на Земле, и её разрешили использовать в колонизационной миссии только при условии, что любые дубликаты будут немедленно уничтожены, а их резервные копии сознания стерты — то есть, это будет окончательная смерть.

Кадр из фильма "Микки 17"
Кадр из фильма "Микки 17"

История двух Микки

Именно впечатляющая двойная игра Паттинсона в ролях Микки-17 и Микки-18 держит фильм. Они могут быть клонами с одинаковыми физическими чертами и воспоминаниями, но мы узнаем, что между всеми версиями есть небольшие различия. Микки-17 более расслабленный, покорно терпящий злоупотребления во имя прогресса, а Микки-18 более бунтарский и, честно говоря, имеет проблемы с гневом. Паттинсон использовал два разных акцента, чтобы подчеркнуть разницу между ними. История любви Микки и Наши — сердце фильма; она любит его во всех его воплощениях, несмотря на смерть за смертью. Сцена, где она надевает защитный костюм, чтобы обнять Микки-14 (или это был 15-й?) в изоляционной камере, пока он умирает (снова) от вируса, — одна из самых трогательных в фильме.

Актеры второго плана демонстрируют энергичную игру, особенно Марк Руффало и Тони Коллетт, которые играют эгоцентричного провалившегося политика Кеннета Маршалла и его этически сомнительную жену Ильфу, лидеров колонизационной миссии. Руффало в роли мелкого, обидчивого диктатора явно вдохновлялся поведением показных, чрезмерных телепроповедников — что уместно, учитывая, что он, по сути, перевозит свой личный религиозный культ на новую планету.

Кадр из фильма "Микки 17"
Кадр из фильма "Микки 17"

Первые две трети фильма хорошо выстроены и мастерски исполнены. Увы, в третьем акте возникают серьезные проблемы, когда напряжение между колонистами и местными формами жизни нарастает, а Маршалл пытается избавиться от Микки и наказать тех, кто встает на их защиту. Бон, кажется, теряет фокус, перескакивая между сценами без должной связи и плавности в рамках общей нарративной структуры, усугубляя это неуклюжими вставками пояснительного голоса за кадром. Даже добавленный кошмарный сон-вставка не несет никакой реальной пользы.

Несмотря на эти проблемы, Микки-17 — это психоделическое, крайне увлекательное путешествие, которое слегка затрагивает глубокие философские вопросы, способные вызвать интересные дискуссии после просмотра. Как можно не полюбить фильм, в котором есть гигантские инопланетные тихоходки и подобострастный подхалим в костюме голубя (Тим Кей) без видимой причины? Я предпочту оригинальное видение, которое рискует и иногда промахивается, чем очередную компетентную, но без вдохновенную формулу.