Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Атласъ Россiйской Имперiи. Вятка

ПРЕДЫДУЩИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В РАМКАХ ЦИКЛА "Атласъ Россiйской Имперiи" - в каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Здесь, конечно, я не смог удержаться... Обратите внимание на бросающуюся в глаза разницу между двумя цитатами. Автор первого - М.Е.Салтыков - в наказание за вольнодумство также был сослан в Вятку. Зная - хоть бы по многочисленным - в цикле "Атласъ..." - характеристикам, данным им многим и многим провинциальным российским городам, просто диву даешься - насколько тепло он отзывается о Вятке! "... есть что-то мирное, патриархальное во всей его физиономии, что-то успокаивающее душу в тишине, которая царствует на стогнах его". А теперь прочтите ещё раз предыдущий отрывок из Герцена. Просто "Прометей низвергнутый". Ни единого описания, ни одного тёплого слова о древнем, с богатейшей историей городе - всё сплошь "тюрьма", да "печальная даль", да "захолустье". Всего

"Я всегда любил нашу глушь, мелкие города и сельские местности больше столиц..." (Б. Пастернак)

ПРЕДЫДУЩИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В РАМКАХ ЦИКЛА "Атласъ Россiйской Имперiи" - в каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

  • Этот цикл совершенно не претендует на какие-либо исторические открытия или авторские изыски, нося девически-невинный (и уж точно без каких-либо геополитических "фиг в кармане") созерцательный характер. Более того - я даже не постыжусь вовсе отказаться (разве что - за самым малым) от собственных комментариев, снабдив предлагаемый иллюстративный материал редкими подписями, да касаемыми непосредственно темы цитатами от более достойных именитых персонажей XIX и XX столетий.
-2
  • "В одном из далеких углов России есть город, который как-то особенно говорит моему сердцу. Не то, чтобы он отличался великолепными зданиями, нет в нем садов семирамидиных, ни одного даже трехэтажного дома не встретите вы в длинном ряде улиц, да и улицы-то все немощеные; но есть что-то мирное, патриархальное во всей его физиономии, что-то успокаивающее душу в тишине, которая царствует на стогнах его. Город расположен очень живописно; когда Вы подъезжаете к нему летним вечером со стороны реки и глазам Вашим издалека откроется брошенный по крутому берегу городской сад, присутственные места и эта прекрасная группа церквей, которая господствует над всей окрестностью, Вы не оторвете глаз от этой картины" (М.Е.Салтыков-Щедрин)
-3
  • Утвердясь в стране Вятской, россияне основали новый город близ устья речки Хлыновицы, назвали его Хлыновом и, с удовольствием приняв к себе многих двинских жителей, составили маленькую республику, особенную, независимую в течение двухсот семидесяти осьми лет… Первобытные обитатели земли Вятской, чудь, вотяки, черемисы, хотя набегами беспокоили их, но были всегда отражаемы с великим уроном, и память сих битв долго хранилась там в тожественных церковных обрядах… Новогородцы также времени от времени старались делать зло хлыновским поселенцам, именовали их своими беглецами, рабами и не могли простить им того, что они хотели жить независимо” (Н.М.Карамзин)
-4
  • "... Но возвратимся в наш скромный Хлынов-городок, переименованный, не знаю зачем, разве из финского патриотизма, Екатериной II в Вятку. В этом захолустье вятской ссылки, в этой грязной среде чиновников, в этой печальной дали, разлученный со всем дорогим, без защиты отданный во власть губернатора, я провел много чудных, святых минут, встретил много горячих сердец и дружеских рук... За эти юношеские призывы и юношескую любовь, за эту возбужденную в них тоску можно было примириться с девятимесячной тюрьмой и трехлетней жизнию в Вятке... Наследник будет в Вятке! Наследник едет по России, чтоб себя ей показать и ее посмотреть! Новость эта занимала всех, но всех более, разумеется, губернатора. Он затормошился и наделал ряд невероятных глупостей, велел мужикам по дороге быть одетыми в праздничные кафтаны, велел в городах перекрасить заборы и перечинить тротуары... Когда он (В.К.Александр Николаевич - "РРЪ") уехал, Жуковский и Арсеньев стали меня расспрашивать, как я попал в Вятку, их удивил язык порядочного человека в вятском губернском чиновнике. Они тотчас предложили мне сказать наследнику об моем положении, и действительно, они сделали все, что могли. Наследник представил государю о разрешении мне ехать в Петербург. Государь отвечал, что это было бы несправедливо относительно других сосланных, но, взяв во внимание представление наследника, велел меня перевести во Владимир" (Герцен, "Былое и думы")
-5

АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Здесь, конечно, я не смог удержаться... Обратите внимание на бросающуюся в глаза разницу между двумя цитатами. Автор первого - М.Е.Салтыков - в наказание за вольнодумство также был сослан в Вятку. Зная - хоть бы по многочисленным - в цикле "Атласъ..." - характеристикам, данным им многим и многим провинциальным российским городам, просто диву даешься - насколько тепло он отзывается о Вятке! "... есть что-то мирное, патриархальное во всей его физиономии, что-то успокаивающее душу в тишине, которая царствует на стогнах его". А теперь прочтите ещё раз предыдущий отрывок из Герцена. Просто "Прометей низвергнутый". Ни единого описания, ни одного тёплого слова о древнем, с богатейшей историей городе - всё сплошь "тюрьма", да "печальная даль", да "захолустье". Всего две антитезы: "Я" - и "ЭТО ВСЁ" Ничего более! Думается, Николай Павлович сделал две ошибки по отношению к Герцену. Первая - не нужно было столь строго наказывать богатенького сынка, по сути - самого настоящего, в современном понимании, "мажора", вздумавшего поразвлечься либералистическими игрищами в "муравейное братство". Довольно было вызвать его "куда надо" и сделать строжайшее внушение - впрок. И второе - высылка уже вполне обустроившегося с семейством в Петербурге Герцена в ужасный Новгород. Тем более, что тот уже написал Бенкендорфу крайне униженную и покаяннейшую слезницу (... и куда же девался тот Прометей со страниц его же позднейших записок?) с просьбою оставить его в столице. Глядишь - простили бы, тот бы обжился, бросил бы юношеские увлечения и обиды, и сам ещё, поднявшись по карьерной лестнице, в "реакционеры" записался бы...

-6
  • "... Внутренность города чиста и опрятна. По обеим сторонам улиц, то спускается , то вверх подъемлется широкая лента дощатого тротуара, доставляющего жителям величайшее удобство во всякое время года, а особенно в грязную пору, в которую пешеходство предпочитается самой езде в экипажах потому, что , проходя по тротуару, не замараешь ни сапога, ни башмака, тогда как на дрожках и линейке забрызжет грязью. От этого-то происходит здесь, противу других городов контраст, что по городу Вятке ездят больше в ясную и сухую погоду, а пешком ходят в распутицу... Город Вятка расположенный по хребтам и падям левого берега реки Вятки, среди своих амфитеатральных окрестностей представляет картину редкую, достойную кисти гениального живописца. Не знаешь, чем более любоваться, окрестностями из города, или городом из окрестностей? Город Вятка стоит, как бы в обширном блюде, куда не поглядишь из него, всюду представляется кайма гор, то покрытых перелесками, пажитями и селениями, то увенчанных белеющимися Божиими храмами..." (Я.Н. Афеевский, старший советник Вятского губернского правления)
-7
-8
-9

Прежде чем мы приступим к традиционному взгляду на город современных художников, упомяну ещё последнее: после гастролей в Вятке Маяковский с удовольствием вспоминал о ней, и, встретив как-то одного из молодых вятских литераторов в Москве, с особым каким-то теплом произнес: "А вы из Вятки? Правда? Я помню, вы ко мне в гостиницу приходили, уговаривали выступить. Знаете, хороший у вас город, хоть и маленький. И люди — тоже". А Ю.К.Олеша искренне считал, что Маяковский не кривил душою, когда на вопрос - какой город он считает самым красивым - ответил: "Вятку".

-10

К обещанной последней части нашей сегодняшней экскурсии приступаю с особым удовольствием, потому что... Да, впрочем, сами сейчас всё увидите! Любят, любят художники Вятку! И как ещё любят... Хорошо, что Герцен не умел рисовать, а то можно было бы представить - что бы он там... изобразил!

Свято-Трифонов монастырь на Вятке. Конец ХVII века. Художник В.Ю.Попов
Свято-Трифонов монастырь на Вятке. Конец ХVII века. Художник В.Ю.Попов
Дм. Сенников "Вид Успенского собора"
Дм. Сенников "Вид Успенского собора"
Мой сегодняшний фаворит - "Хозяйка квартала" всё того же Дмитрия Сенникова
Мой сегодняшний фаворит - "Хозяйка квартала" всё того же Дмитрия Сенникова
Бесконечно милые "Танцы на Хлебной площади" Николая Ендальцева
Бесконечно милые "Танцы на Хлебной площади" Николая Ендальцева

Ну и - незатейливая шутка художника. Квинтэссенция истории Вятки!

-15

Спасибо, что на несколько минут перенеслись вместе с вашим Резонеромъ в Былое. В следующий раз такой voyage состоится уже в июле, и - надеюсь - у нас соберётся славная компания!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу