Сердце, отданное детям: Василий Сухомлинский – учитель, наставник и друг
Отдать своё сердце детям. Для кого-то это красивая метафора, а для Василия Александровича Сухомлинского – смысл всей жизни. В середине ХХ века в украинском селе Павлыш этот выдающийся педагог-новатор превратил самую обычную сельскую школу в настоящую лабораторию воспитания. Он посвятил все свои силы детям, став для своих учеников не только учителем, но и добрым наставником и чутким другом. Любовь к детям и забота об их будущем пронизывали всё, что он делал. Недаром главные книги Сухомлинского – «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» – составляют трилогию о становлении личности ребёнка. В этих книгах автор прослеживает путь воспитания от первых шагов в школьном мире до поры взросления, когда вчерашний ребёнок вступает во взрослую жизнь. Сухомлинский поднимает острые вопросы: как пробудить у ребёнка интерес к знаниям, привить радость трудиться, развить стремление к красоте и высокие нравственные идеалы, как воспитать духовную стойкость настоящего гражданина. Эти проблемы волновали педагога полвека назад – и остаются актуальными до сих пор. Принципам воспитания, сформулированным Сухомлинским более полувека назад, сегодня актуальны как никогда. Давайте вместе перелистаем страницы его наследия и посмотрим, чему оно учит нас сегодня.
Целостное воспитание: вырастить гармоничную личность
Воспитание и обучение у Сухомлинского неразделимы – вместе они образуют единый, целостный процесс формирования гармоничной личности. В центре этой системы – сам ребёнок, его живая душа и уникальный внутренний мир. «В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка», – любил повторять педагог, подчёркивая, что развивать нужно всё сразу: и ум, и сердце, и волю, и характер. Его гуманистическая педагогика исходила из простой истины: личность ребёнка – высшая ценность, к которой нужно относиться бережно и уважительно. Сухомлинский настаивал, что детство – это вовсе не черновик жизни и не подготовка к будущему, а ценность само по себе: «Детство… – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». Оттого в школьные годы так важно дать ребенку полноту жизни – напитать его разум знанием, сердце добротой, а волю – умением трудиться и преодолевать.
Уже в книге «Сердце отдаю детям», где описан опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками, Сухомлинский показывал, как вплести воспитание в каждодневное обучение. Он вводил малышей в мир знаний мягко и увлекательно, через игру, труд, сказку и исследование окружающего мира. Чтобы ребёнок рос здоровым и любознательным, педагог уделял внимание всему образу жизни: от режима дня и прогулок на природе до первых творческих занятий. Например, Сухомлинский советовал ложиться спать пораньше, вставать с рассветом и именно утром выполнять самую сложную умственную работу – так умственный труд приносит радость, а не усталость. Он даже создал при школе особый класс подготовишек – «Школу радости», где будущие первоклассники учились учиться играя, в атмосфере любви и заботы. Такой подход рождал у детей настоящую жажду знаний: они бежали в школу с горящими глазами, потому что учение для них было не скучной обязанностью, а захватывающим приключением.
Целостность воспитания у Сухомлинского проявляется в уважении ко всем сторонам личности ребенка. Педагог подчёркивал уникальность каждого ученика, его неповторимый характер, темперамент, способности, интересы. Одновременно он учитывал и ту среду, в которой растёт ребёнок – семью, круг общения, родную землю. Школа должна была стать продолжением доброй семьи, опорой для становления личности. «Воспитание начинается в семье», – напоминает Сухомлинский: именно в любящей атмосфере дома закладывается уважение к себе и к другим, любознательность и стремление к гармонии. Он убеждён: гармоничная личность вырастает там, где образование идет рука об руку с воспитанием. Знания без человечности мало значат. Не случайно Сухомлинский писал одновременно и педагогические труды, и сказки для детей – в общей сложности более тысячи рассказов для ребят! Через живые истории, понятные детскому сердцу, он воспитывал доброту, честность, справедливость. Так, целостно развивая и разум, и чувства, и мораль, педагог помогал ребенку становиться настоящим Человеком.
Мир красоты и чувств: воспитывать сердцем
Сухомлинский был убеждён: воспитать настоящего человека невозможно без воспитания сердца, без пробуждения тонких чувств. Эмоциональная культура – вот что лежит в основе нравственности. Путь к сердцу ребенка педагог искал через красоту. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца», – писал он, а значит, задача учителя – сделать так, чтобы сердце откликалось на добро и прекрасное. В своём селе Сухомлинский устраивал для учеников уроки под открытым небом: в тёплые ясные дни занятия проходили не в душном классе, а в школьном саду, под голубым небом. Дети вместе с учителем наблюдали за бабочками и жуками, любовались облаками, сочиняли сказки про цветы и деревья. Через это живое общение с природой педагог незаметно пробуждал в них поэтическое восприятие жизни.
Сухомлинский ставил воспитание красотой на первое место среди воспитательных средств. Он стремился, чтобы дети учились видеть и чувствовать прекрасное вокруг – в природе, в людях, в искусстве – и сами творчески выражали свои чувства. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», – настаивал Василий Александрович. Эти слова стали крылатым девизом его педагогики. Через музыку, рисование, сочинение сказок, драматизации – через всё, что будоражит воображение – учитель проникал в тончайшие уголки души своих воспитанников. Красота для него – не абстракция; она пронизывает каждодневную жизнь школы. Ребята вместе с учителем сажали деревья и цветы, чтобы школьный двор стал садом – и учились заботиться о живом. Они ставили спектакли, мастерили поделки, устраивали праздники – и учились творить и сотрудничать. Эстетическое воспитание шло рука об руку с нравственным: любуясь красотой, дети учились ценить добро.
Сухомлинский утверждал, что через красоту ребенок познаёт и самого себя. «В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. С тех пор как человек впервые залюбовался лепестками цветка и вечерней зарёй, он начал вглядываться в самого себя», – отмечал педагог. Созерцая прекрасное, дети становятся человечнее, добрее, у них пробуждается совесть. И наоборот, Сухомлинский предупреждал: если душу ребёнка не трогать красотой, она черствеет. Он говорил, что равнодушие и эмоциональная «толстокожесть» – страшные враги воспитания. Если ребёнок с ранних лет не испытывает чувства восхищения, сочувствия, восторга, то потом сложно воспитать в нём отзывчивость. Поэтому педагог старался наполнить школьную жизнь яркими эмоциональными впечатлениями. Например, на рассвете первого сентября он встречал первоклассников у школы сказочной картиной: на школьном дворе стояли букеты осенних цветов в росе, летали шарики, звучала тихая музыка. Дети заходили в этот волшебный мир знаний с широко раскрытыми глазами – и первые эмоции радости и удивления становились фундаментом их любви к школе на годы вперёд.
Через красоту Сухомлинский воспитывал и чуткость к людям. Он учил детей замечать переживания другого человека, сопереживать. В его школе каждый класс опекал малышей или помогал пожилым – старшие ученики читали сказки первоклашкам, писали письма одиноким ветеранам. Так эстетическое чувство перерастало в нравственное: полюбив красоту жизни, ребенок стремился приумножить добро. «Основное заключается в том, чтобы ребенок не только любовался красотой окружающей жизни, но и... помогал сохранять и умножать её», – писал педагог. Сухомлинский мечтал вырастить людей с тонким сердцем. И его опыт показывает: воспитывать сердцем – значит, воспитывать через сердце.
Сила примера: учитель – носитель идеала
Но никакие самые красивые слова не подействуют на детей, если за ними не стоит личность самого учителя. Сухомлинский, как новатор и мыслитель, требовал прежде всего от самого себя соответствовать высоким идеалам. Он обращался к коллегам: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». Действительно, ничто так не вдохновляет юное сердце, как живой пример умного, щедрого душой человека рядом. Если учитель сам постоянно учится новому, увлечён наукой или творчеством, если он честен, добр и справедлив – дети невольно тянутся к нему, хотят быть похожими. Василий Александрович всю жизнь учился и самосовершенствовался, оставаясь учеником и творцом в душе. Он вставал до рассвета, чтобы успеть написать страницу новой книги, придумать новую задачу или эксперимент для своих питомцев. Его энтузиазм был заразителен: вокруг Сухомлинского сплотился коллектив единомышленников-учителей, влюблённых в своё дело. Каждый из них горел каким-то педагогическим проектом – от раннего обучения иностранным языкам до интеграции музыки и математики. Такой огонь невозможно потушить формальными приказами; он передается от сердца к сердцу. Недаром ученики Сухомлинского вспоминали, что атмосфера творчества витала в школе постоянно – и учителя, и дети были партнёрами в большом общем деле.
И все же главным качеством учителя Сухомлинский считал не эрудицию, а искреннюю любовь к детям. Истинная любовь и чуткость способны открыть детское сердце навстречу знаниям – это кредо педагог пронёс через все свои труды. Дети очень тонко чувствуют фальшь и равнодушие взрослых. Если же ребёнок видит в учителе доброго друга, который радуется его успехам и переживает неудачи, то доверяет ему беззаветно. «Важнейший источник воспитания чувств педагога – это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель – не только наставник, но и друг, товарищ», – писал Сухомлинский. Он сам умел быть для воспитанников и мудрым наставником, и своим человеком. Учитель-друг – это не снисходительный панибрат, а старший товарищ, которому можно доверить секрет, у которого ищешь совета. Например, каждый день после уроков Василий Александрович часами беседовал со своими учениками – в саду на скамейке, за чашкой чая в учительской. К нему шли с любой бедой, и он умел слушать. В этих разговорах, порой шутливых, порой серьёзных, незримо закладывались нравственные основы: дети учились различать добро и зло, понимать себя и других.
Сухомлинский категорически отвергал практику крика, наказаний, унижения детей. Он считал, что несправедливость в школе калечит детскую душу: «Трудно представить что-либо более уродующее душу ребёнка, чем эмоциональная толстокожесть, порождённая несправедливостью». Если ученика прилюдно унизили, отчитали, навесили ярлык двоечника – в его сердце зарождается озлобленность. Педагог предупреждал: очень легко убить у ребенка веру в себя неосторожной оценкой или грубым словом. А потеряв веру и доверие, воспитывать уже невозможно. Поэтому гуманность и такт – безусловные черты настоящего учителя. Добро и строгость у Сухомлинского всегда шли рядом. Он мог печально взглянуть и тихо спросить провинившегося: «Как же так? Мне больно на тебя смотреть…» – и этого было достаточно, чтобы у ребенка загорелись уши от стыда и в будущем он старался оправдать доверие учителя. В воспоминаниях учеников директор Сухомлинский предстает человеком необычайной мягкости и мудрости. Он знал, что доброе слово и личный пример воспитывают неизмеримо сильнее, чем нотации. Воспитывая своего ребёнка, ты воспитываешь себя – эта мысль, адресованная вначале родителям, одинаково касается и педагогов. Учитель, работающий над собой, выстраивающий с детьми отношения на уважении и доверии, сам духовно растёт вместе с ними.
Гражданин, мыслитель, гуманист: идеалы для будущего
Конечная цель воспитательных усилий Сухомлинского – сформировать из ребёнка духовно богатую, социально зрелую и мыслящую личность. Иными словами – человека-гражданина, человека с большим сердцем и светлой головой. Каждый ребенок, по убеждению педагога, несёт в себе огромный потенциал добра, таланта, умственных и душевных сил. Задача школы – раскрыть этот потенциал, воспитать не просто грамотного исполнителя, а настоящего творца жизни. В книге «Рождение гражданина» (второй том трилогии) Сухомлинский прямо ставит вопрос: как воспитать человека высоких нравственных идеалов, стойкого духом, способного жить по совести. Он говорит о воспитании гражданского качества: ответственности перед обществом, готовности приложить руки и ум на благо людям. Недаром центральным в системе Василия Александровича стал труд – созидательный, общественно значимый. Педагог называл труд «основой гармоничного развития личности». Дети в Павлышской школе с первого класса трудились с радостью: работали в саду, помогали в мастерской, дежурили в столовой. Это не воспринималось как повинность – старшие наставляли младших, все гордились результатами. Создавая что-то своими руками, ребенок ощущал себя нужным, у него росло чувство собственного достоинства. «Лодырь рождается там, где всё даётся легко и ребёнок не знает, что такое трудно», – отмечал Сухомлинский. Поэтому бережное приучение к труду он считал обязательным: от простых обязанностей дома до коллективного труда в школе. Через совместный труд дети учились дисциплине, сотрудничеству, взаимопомощи – качествам, необходимым хорошему гражданину.
Одновременно Сухомлинский заботился о развитии мышления и любознательности. Он мечтал воспитать в каждом ребёнке исследователя. В его школе был настоящий культ чтения и знаний. Библиотека не пустовала ни днём ни ночью – сам директор мог поздним вечером открыть ученику кабинет, чтобы тот занялся любимым делом, будь то физический опыт или сочинение рассказа. Педагог поощрял детские увлечения, создавал кружки по интересам. Он говорил: ум воспитывается умом. Чтобы вырастить мыслителя, учитель сам должен думать и показывать пример творческого горения. Интеллектуальная культура была одной из визитных карточек павлышской школы. Но не ради сухой эрудиции старался Сухомлинский – а чтобы растить людей, умеющих критически мыслить и принимать самостоятельные решения. В старших классах он ввёл уроки этики и мышления, где подростки спорили о смысле жизни, о счастье, о долге, о выборе профессии. Эти беседы готовили их к взрослой жизни не хуже учебников.
В заключительной книге трилогии – «Письма к сыну» – Василий Александрович обращается уже к юноше, вступающему во взрослую жизнь. Книга написана в форме откровенных бесед отца и сына о том, что такое призвание, любовь, честь, гражданский долг. Это как бы итог всех педагогических идей Сухомлинского, сплавленных воедино. Он размышляет о том, каким должен быть гармонично развитый молодой человек: высоконравственным, трудолюбивым, думающим и физически здоровым. Здесь педагог говорит о роли семьи в жизни человека, о балансе между личным счастьем и служением обществу. Сквозная мысль книги – призыв жить по высокой идее, по совести. «Если бы каждый молодой человек жил благородной, возвышенной идеей, если бы идея стала стражем его совести – наше общество стало бы миром идеальной духовной красоты», – пишет Сухомлинский. Эти слова звучат как наказ будущим поколениям. Педагог верил в молодежь, верил, что правильно воспитанная совесть поведёт человека по верному пути. Его гуманистический идеал – личность, которая мыслит свободно, чувствует тонко и трудится во благо других.
Важно отметить, что идеи Сухомлинского вовсе не устарели с советской эпохой. Напротив, сегодня, в XXI веке, они приобретают новое звучание. Современная школа всё больше понимает значение эмоционального интеллекта, индивидуального подхода, воспитания ценностей – того, о чём Сухомлинский писал десятилетия назад. Исследования подтверждают правоту педагога. Например, в 2019 году в Великобритании провели эксперимент: часть занятий для детей 7–11 лет перенесли из классов на свежий воздух. Результаты поразительны: четверо из пяти учащихся почувствовали себя увереннее, 84% решили, что готовы попробовать что-то новое, 79% отметили улучшение успеваемости. У большинства ребят улучшились отношения с учителями и одноклассниками. Это именно то, чего добивался Сухомлинский своими прогулками в школьный сад – пробудить мотивацию, укрепить взаимопонимание. В другой плоскости, современные педагоги говорят о важности социально-эмоционального обучения, воспитания характера, формировании устойчивости к стрессу. Всё это мы находим у Сухомлинского: он учил детей быть людьми, а не только хорошими учениками. Он интегрировал воспитание в образование так, что одно невозможно было отделить от другого. Сегодня, когда перед системой образования стоят вызовы технократизма и отчуждения, идеи гуманной педагогики Сухомлинского актуальны, как никогда. Недаром его главный труд, «Сердце отдаю детям», выдержал десятки изданий на десятках языков и не теряет своего значения. Ведь пока существуют учителя и ученики, будет оставаться в силе вопрос: как воспитать достойного человека? Сухомлинский предлагает нам искренний, мудрый ответ.
Приглашение к диалогу
Разумеется, наследие Василия Сухомлинского – это не догма, а приглашение к размышлению. Его голос мягко и настойчиво говорит нам сквозь годы: в каждом ребёнке – целый мир; воспитай его сердцем и разумом. Что мы, современные родители и педагоги, возьмём из этой сокровищницы идей? Готовы ли мы, по примеру Сухомлинского, отдать сердце детям – то есть подарить им своё время, внимание, знания и любовь? Каждому читателю наверняка откликнется что-то своё в философии великого учителя. Возможно, это вера в творческие силы ребёнка, а может – требовательный призыв к самовоспитанию учителя. Поделитесь, какие мысли Сухомлинского вас вдохновляют или, может быть, вызывают споры. Давайте обсудим: насколько реализуемы такие принципы в сегодняшней школе?