Всем, кто интересуется айкидо, известна история Морихэя Уэсибы, создавшего это боевое искусство и позиционировавшего его как «искусство мира». Попробуем разобраться, что стоит за этим определением.
Все знания Уэсибы базировались на том, что он изучал до создания айкидо. Основой, которая нас интересует больше всего, конечно, было Дайто-рю айки-дзюдзюцу Сокаку Такэды. Важно отметить, что Уэсиба обладал очень приличным опытом владения мечом. Со временем его школа превратилась в синтез этих знаний, трансформированных под влиянием личных трагедий (включая смерть детей), учения Омото-кё и послевоенного запрета на боевые искусства (1945-1952 гг.).
То есть, с одной стороны, идея отказа от насилия и продвижения философии «искусства мира» стала следствием субъективного опыта Уэсибы, с другой – внешних ограничений. Но эта идея пришла не сразу, и различные периоды становления айкидо были отмечены разным наполнением, событиями и учениками, которые также повлияли на дальнейшее развитие. Одно можно сказать точно: несмотря на все происходившие события, техническая основа айкидо на самом деле изменилась очень мало – будь то период Кобукан (известный как «адское додзё») или Айкикай образца 1948 года. Это наводит на мысль, что изменения во многом носили скорее адаптивный, чем фундаментальный характер.
Но если технически всё осталось практически прежним, то где же «мир»? Многие ошибочно понимают эту идею, упрощая её под влиянием массовой культуры. Однако если разобраться глубже, всё не так просто. В основе айкидо по-прежнему лежат техники Дайто-рю, работа с оружием и элементы других школ, которые изучал Уэсиба. На самом деле, «искусство мира» связано не с техниками (которые остались боевыми), а с подходом к обучению и формируемым мировоззрением.
Привнесённая идея или философия того, что айкидо – искусство мира, если подумать, больше связана не с самими техниками, а непосредственно с процессом обучения и выводам, к которым человек приходит в результате. Формат обучения ведь тоже претерпел многочисленные изменения. Внешне (чаще всего) всё подаётся мирно и красиво: размашистые амплитудные движения, броски, а «укэ сами падают». Но даже сегодня, если взять и вдумчиво рассмотреть каждую технику в отдельности (в нормальном исполнении), становится понятно, для чего они изначально предназначены. Уж точно не для физкультуры. А вот для чего они точно не создавались, так это для ведения спортивных поединков. Вся эффективность, о которую сломано несчётное количество копий, должна сводиться к очень конкретным задачам, и это именно то, что во многих школах айкидо мы сегодня… не наблюдаем. Чаще всего может создаваться впечатление, что изначально эффективному арсеналу техник и системе обучения «повыбивали все зубы» и так оставили. Причём у такого обоснования происходящего очень много сторонников.
Все техники ТБИ вообще в первую очередь создавались для того, чтобы человека покалечить или убить. Причём именно так – первична не победа (как в спорте) и не стремление к ней, а именно нанесение повреждений, желательно несовместимых с жизнью. Но калечить и убивать всех вокруг давно уже не модно, а вот задача сохранить суть достаточно важна. Необходимость привести всё это к более «миролюбивому» формату вообще просто обязана опираться на две основные вещи:
Первое – это безопасность. Если не принимать всерьёз расплодившихся в мире айки-аниматоров, называющих себя сэнсеями, и всю ту чушь, которую они выдают на потеху публике, то серьёзный подход должен опираться на сущность изучаемого, т.е. на дух и смысл боевых искусств, не переходя при этом в спортивную и соревновательную плоскость. Безопасность (физическая и психическая) здесь может быть обеспечена только благодаря дисциплине в самом широком её понимании. Жёсткая дисциплина традиционных школ в прошлом была в прямом смысле писана кровью, как и современные техники безопасности на производстве. И она является необходимостью во многих смыслах, однако многие в айкидо её полностью утратили. То же самое можно сказать и о традиционном этикете. А если эти факторы безопасности не работают, на замену им приходят другие. А именно – выхолащивание технической составляющей, где удар – давно не удар, бросок не бросок и контроль не контроль. Наполнение тоже страдает соответственно. Именно на таких представителей айкидо иногда просто больно смотреть.
Второе – это процесс обучения. Обучение айкидо должно быть построено на честности. Если перейти тонкую грань между честностью того, что происходит, и имитацией, например в атаке, то можно легко скатиться в псевдоизучение псевдобоевого псевдоискусства. Что очень часто и наблюдается в современных версиях традиционных стилей. В отличие от разных видов спорта, где надо сопротивляться и активно противодействовать, айкидо – это, в первую очередь, искусство момента. То есть, помимо движка и технической составляющей, тайминг должен быть выбран абсолютно точно и правильно. Многие другие вещи также должны сойтись во времени и пространстве. Но дело не только в честности. Отличительной особенностью методов обучения айкидо, выделяющей его из других ТБИ, является стремление к работе с идеальными условиями для исполнения техники (и это основной момент). То есть, следуя известному пути постановки любого навыка, происходит постепенная наработка и усложнение техник в идеальных условиях. Что такое идеальные условия? Человек не сопротивляется, но в то же время и не помогает, выполняя собственные задачи. Он предоставляет своё тело в качестве «умного биомеханического робота» для того, чтобы на нём изучить, как в идеальных условиях работает то или иное воздействие или принцип взаимодействия. Умного, потому что всё это в принципе не работает без нормальной атаки, правильной дистанции, корректного приложения рычагов и многого другого. Эффективность данного подхода к обучению основана на том, что навык, поставленный в идеальных условиях, становится шаблоном, на который в дальнейшем опирается вся биомеханика любого действия. А если условия для той или иной техники не идеальны, то стремление вернуть всё на правильные рельсы прямо по ходу движения и будет элементом «тонкой настройки», происходящей автоматически и неосознанно. Так в айкидо происходит понимание принципов (должно происходить), и так, в том числе, формируется неагрессивный способ обучения, приводящий к необходимым результатам.
Как же, не вступая в поединки, проверить, что ваши техники работают? Это делается достаточно просто. На тренировках. С обычными учениками, а можно попробовать и с новичками, которые об айкидо не знают ровно ничего, и результат будет достаточно интересным. Можно взять любого из присутствующих в зале и попробовать на нём сделать технический элемент. Если это получается, значит, ваше действие принципиально верно. Если же ваше движение представляет собой обычную, ничем не подкреплённую имитацию, то вы споткнётесь уже на первой же попытке. Вот это, собственно, первый индикатор работоспособности того, чем конкретно вы занимаетесь, а ещё точнее – показатель того, что именно вы успели изучить на настоящий момент.
Само по себе практическое применение техник – это уж точно не показатель героизма и является крайне опасным в современном обществе. Практика показывает, что неподготовленный человек, подвергаясь подобному воздействию, может очень серьёзно пострадать. Почему это происходит? Во-первых, техника для этого и была придумана. Во-вторых, не надо путать методы изучения и способы применения, потому что здесь крайне важен вопрос контроля. Без него результат будет закономерным, при условии, что человек хорошо владеет принципом той или иной техники. Искусство мира здесь уж точно не просматривается, а если вспомнить попытки применить в тех же боях без правил техники, аналогичные воздействиям айкидо, это, как правило, заканчивается травмой. Весьма серьёзный довод в пользу того, что в айкидо не должно проводиться соревнований. Нельзя использовать техники, изначально заточенные на причинение существенного вреда суставам, здоровью вообще для того, чтобы выяснить, кто лучше это делает. А если пытаться использовать их «безопасно», они станут имитацией. Не стоит также забывать, что человек, не изучавший страховку, на улице воткнётся головой или ударится затылком об асфальт в результате большинства техник, если таковые удастся выполнить.
Что по-прежнему объединяет айкидо с другими ТБИ? Человек, который серьёзно им занимается, на практике хорошо знает цену реального применения насилия и чаще всего весьма трезво оценивает последствия, чего нельзя и близко сказать о спортивных видах. Да, конечно, техника может «не пройти», у кого-то не получиться, но это говорит только о слабом уровне её освоения. Впрочем, в руках обезьяны граната менее опасной не становится. Соответственно, если техника выходит плохо, то вместо применения техники получается бодание двух плохо подготовленных людей. Если же техника получится, да ещё и в тайминг попадёт, в случае с неподготовленным человеком это однозначная травма, а в ряде случаев – падение с размаху затылком с понятными последствиями. В случае с человеком подготовленным, который, допустим, хорошо и долго занимался айкидо и умеет падать, риск травмы снижается процентов на 60, но не исчезает совсем. То есть, при достаточно интенсивном выполнении любого элемента с суставными воздействиями либо бросками, даже подготовленный человек не защищён. Тому свидетельствует изучение раздела самообороны в Ёсинкан, когда даже опытнейшие инструктора порой получают травмы. При этом сложно их обвинить в том, что они не умеют страховаться, просто уровень действия равен уровню противодействия, так как в самообороне при её отработке необходимо на 100 % честно атаковать, соответственно, и техника исполняется в полную силу, что приводит иногда к неприятным последствиям.
Когда ребёнок смотрит на исполнение какого-то фокуса, для него это реальная магия. Когда же на фокус смотрит взрослый с определённым скептицизмом, то он может и не способен понять секрет, но он знает, что это обман. Если же человек сам является фокусником и смотрит на своего коллегу, то происходящее из разряда фокусов переходит в разряд умения сделать что-то быстрее, качественнее, так, чтобы никто ничего не заметил. Но во всех случаях фокус является такой же частью объективной реальности, а восприятие зависит от того, как мы смотрим. То же можно спроецировать и на всевозможные мифы вокруг айкидо, его создателя и старших учеников. Но мифы – это для тех, кто верит в фокусы. Существует много литературных свидетельств, похожих друг на друга, как две капли воды, когда люди с восторгом рассказывают, как пришли на первую тренировку к какому-то крутому учителю, он их попросил атаковать, и они сами не понимали, как оказывались на полу. Ноги взлетали выше головы и так далее, но, если описать процесс со стороны знающего человека, ничего удивительного там не было. Если ты чего-то не понимаешь, это не говорит о том, что случилось чудо. Соответственно, мифологизация того или иного события больше свойственна людям неподготовленным и не знающим, а всё остальное – это банальная, рутинная работа.
Ни один человек в здравом уме, на неплохом уровне владеющий айкидо, не будет стремиться применять свои навыки или, по крайней мере, зная последствия, будет избегать этого до последнего. Конечно, если речь зайдёт о защите жизни, там уже все ограничители пропадают. Но здесь можно сказать об айкидо как об искусстве мира, потому что оно через свою систему подготовки, через процесс осознания того, как это работает и каковы могут быть последствия, ведёт к тому, чтобы изучать это, но по возможности никогда не применять. В повседневной жизни, конечно, могут быть применены какие-то элементы, не влекущие за собой жёсткого падения или перелома конечностей. Всё это возможно, но для этого нужен контроль на должном уровне, без которого это всё превращается в непредсказуемое и опасное оружие.
Итак, сущность айкидо как «искусства мира» – это сами повседневные методы его изучения. Также это стремление сделать так, чтобы применять технику в реальности не пришлось. Что касается искусства войны, это, напротив, – бесконечная проверка своих боевых возможностей. То есть те, кто относится к айкидо именно таким образом, ну, скорее всего, занимаются не тем, чем им следовало бы. Они с гораздо большей эффективностью нашли бы себя в других видах, скорее даже спортивных единоборств, а не боевых искусств.
Потому и «искусство мира». Способы изучения, сфера применения и т.д. Процесс доказывания своей состоятельности путём избиения или уничтожения других несовместим с нормальным социальным обществом. Именно поэтому айкидо и другие традиционные БИ – это определённый выбор, образ жизни и в целом похожие убеждения. Да, многие представители айкидо при этом теряют ориентиры, претензии на реалистичность изучаемого остаются, а по факту всё подменяется самообманом. Но многие – не значит все. А плохие представители определённого БИ не делают его плохим в целом.
Человек, серьёзно занимающийся айкидо, хорошо понимает цену насилия, годами опробуя его на себе и осознавая последствия возможного применения определённого технического арсенала. В этом смысле айкидо действительно можно назвать «искусством мира». В то же время айкидо – это не отказ от силы, а средство контроля над ней, и его «мирный» характер заключается не в техниках, а в науке победить собственную агрессию.
P.S. Впрочем, если кто-то считает, что от "искусства мира" прилететь не может, он глубоко заблуждается :)
- Для того, чтобы канал мог развиваться и становиться еще интереснее, вы можете поддержать автора, а также смотрите и подписывайтесь на наши ресурсы: