Найти в Дзене

Мыс Флотский в конце марта. Финские укрепления у Приморского шоссе и кусочек Николаевского форта.

Перед последними, аномально тёплыми мартовскими выходными для меня уже было очевидно, что очередная вылазка за город будет непременно велосипедной. Прикидывая так и эдак возможный маршрут я решил остановить свой выбор на Карельском перешейке. Дорога, проходящая вдоль берега залива, и наличие интересных локаций сулили массу приятных впечатлений. Предварительно намеченный трек был таков: от железнодорожной станции Яппиля по более-менее сухой дороге 41К-411 спуститься к Приморскому шоссе и там посмотреть маяк Стирсудден, затем посетить мыс Флотский и прочие местные достопримечательности. После чего можно было бы спокойно возвращаться в Зеленогорск на вечернюю электричку. Но на практике всё оказалось не так радужно и гладко: из-за зимнего расписания необходимого транспорта на приморской ж/д ветке просто не оказалось. Скрепя сердце, пришлось перестраиваться и начинать своё путешествие от Ушково. По Рощинскому шоссе без каких-либо приключений я буквально долетел до моста через Чёрную речку.

Перед последними, аномально тёплыми мартовскими выходными для меня уже было очевидно, что очередная вылазка за город будет непременно велосипедной. Прикидывая так и эдак возможный маршрут я решил остановить свой выбор на Карельском перешейке. Дорога, проходящая вдоль берега залива, и наличие интересных локаций сулили массу приятных впечатлений. Предварительно намеченный трек был таков: от железнодорожной станции Яппиля по более-менее сухой дороге 41К-411 спуститься к Приморскому шоссе и там посмотреть маяк Стирсудден, затем посетить мыс Флотский и прочие местные достопримечательности. После чего можно было бы спокойно возвращаться в Зеленогорск на вечернюю электричку. Но на практике всё оказалось не так радужно и гладко: из-за зимнего расписания необходимого транспорта на приморской ж/д ветке просто не оказалось. Скрепя сердце, пришлось перестраиваться и начинать своё путешествие от Ушково.

По Рощинскому шоссе без каких-либо приключений я буквально долетел до моста через Чёрную речку. Густая облачность, вопреки прогнозам синоптиков с раннего утра закрывавшая небо, постепенно рассеялась. Выглянуло сразу же начавшее по-весеннему пригревать мартовское солнце.

мост через Чёрную речку
мост через Чёрную речку
Чёрная речка
Чёрная речка
-3

Большое количество машин, припаркованных напротив Гладышевского заказника, говорило о том, что не я один не смог усидеть в городе. Переехав мост, по извилистой асфальтированной дорожке(логическому продолжению той, что тянется вдоль Приморского шоссе от самого Зеленогорска), я покатил дальше.

Не торопясь проехал Смолячково, мост через речку Приветную, а потом и само Приветненское, Песочное... Тротуар к этому времени уже закончился, и я спокойно накручивал педали по обочине трассы, благо движение машин было не слишком оживлённым.

После СНТ Зелёные поляны берег Финского залива начал приближаться непосредственно к шоссе, из чего стало понятно, что до мыса уже рукой подать. А ещё минут через десять стал виден и сам мыс, точнее подъезд к нему, довольно плотно заставленный припаркованными машинами. Зная, что эта часть Финского залива располагает интересными пейзажами и местами для отдыха, меня это обстоятельство совсем не удивило.

-4

Немного углубившись в сосновый бор, растущий вдоль береговой линии, я обнаружил первый небольшой заливчик непосредственно перед мысом Флотский, дальше которого машинам хода уже не было.

-5

Отдав должное окружающим видам, я отметил, что в отличие от Сестрорецка, где мы на прошлой неделе с удовольствием катались по песчаным пляжам, тут Залив уже полностью вскрылся. Лишь у самой кромки берега среди больших камней и валунов узкой полоской лениво перекатывалось ледяное крошево.

-6
-7

Сделав первую остановку на перекус и дежурно сверившись с картой, я не торопясь двинулся дальше - параллельно береговой линии.

-8

Не торопясь, потому что какое-то время двигаться быстрее не позволял обволакивающий стопы пляжный песок. Думаю, что гулять здесь летом босиком сплошное удовольствие.

-9

Впрочем, сейчас тоже было неплохо. Весенний солнечный день, красивые пейзажи, слабый ветерок: что ещё нужно для полноценного релакса в выходной день?

-10

Впрочем, прогулка в спешенном состоянии продлилась недолго: за очередным береговым выступом под колёсами моей мериды вновь появилась твёрдая почва. С удовольствием оседлав велосипед, я устремился по направлению к пирсу, видневшемуся вдалеке.

-11

По узкой лесной тропинке(песчаный берег остался внизу) добраться до него получилось минут за 10-15.

Прибрежная тропинка
Прибрежная тропинка

Пару раз встретившиеся по пути таблички предупреждали, что на мототехнике можно передвигаться исключительно вдоль кромки береговой линии, чтобы не разбивать вело-пешеходную тропу.

Вид с лесной тропы на Залив
Вид с лесной тропы на Залив

Здесь уже тающих льдин было много: справа и налева от пирса будто раскинулся широкий ковёр, протянувшийся от одного берегового выступа к другому.

-14

Вход на сам пирс оказался перегорожен стальной решёткой, в которой, тем не менее, имелась незапертая калитка.

-15
-16

Совсем рядом справа был хорошо виден очередной береговой выступ с живописно растущей на нём сосной, похожей на пальму. Между тем, подсознательно я уже чувствовал, что с учётом общего тайминга поездки пора разворачиваться в сторону Зеленогорска. Посещение маяка Стирсудден, таким образом, откладывалось до лучших времён. К тому же, на обратном пути в моих планах были несколько остановок в интересных с точки зрения краеведения местах.

Сосна, издали похожая на пальму
Сосна, издали похожая на пальму

И первым из таких мест стали остатки финских укреплений времён Великой Отечественной войны, расположенные на горе рядом с СНТ "Зелёная Роща 2". С учётом господствующей над окружающей местностью высоты, отсюда было очень удобно вести визуальное наблюдение за Заливом, а также контролировать дорогу, петляющую далеко внизу. С какой стороны ни посмотри: выгодная военная позиция.

Заросшая сосняком поверхность вершины горы и впрямь оказалась буквально испещрена старыми заплывшими окопами и ходами соообщения.

-18

Обозначенный на некоторых картах финский наблюдательный пункт нашёлся сразу. Отлично сохранившийся, он, к сожалению, оказался сильно замусорен, поэтому желания залезть внутрь у меня не возникло.

Финский наблюдательный пункт
Финский наблюдательный пункт
-20

Чуть дальше, среди бесконечного хитросплетения окопов и траншей, обнаружились остатки небольшого орудийного дворика. Какая артиллерийская система здесь размещалась? Зенитная батарея? Вполне возможно.

Орудийный дворик
Орудийный дворик

Побродив ещё немного по лесным тропинкам и насмотревшись на гладь Финского залива, видневшуюся поверх макушек сосен внизу за трассой, я направился дальше, предполагая минут через сорок сделать последнюю на пути домой остановку у Николаевcкого форта(он же форт Ино).

Точнее, в моих планах было проехать через всю территорию форта, конечно, при условии, что лесные дорожки уже освободились от снега . Однако на месте стало понятно, что возможности установившейся аномально тёплой погоды я сильно переоценил. Снега в лесу оказалось ещё много, хотя в отдельных открытых для солнца местах почва даже успела подсохнуть. Поэтому на этот раз было решено ограничиться посещением впечатляющих руин башенной 12-дюймовой батареи на четыре орудия, к которым можно было подьехать с территории рембазы, не залезая колесами по самые ступицы в грязь и тающий снег.

Главная батарея форта, предусмотрительно построенная вдалеке от береговой линии, некогда представляла собой единый бетонный массив и была полностью автономной от остальных сооружений. Посредством мощной артиллерии установленной на ней, крепость была способна на равных бороться с линейными кораблями вероятного противника, обладавшими орудиями калибра 12 и более дюймов.

Реконструкция башенной батареи
Реконструкция башенной батареи

Подъехав по асфальту к фронтальной стене батареи, я оказался у бетонного основания для железнодо­рожного полотна, по которому должны были с помощью специального крана и маневрового паровоза подвозиться сменные стволы 50-тонных орудий, когда в этом возникнет необходимость. В наше время бетонные опоры циклопических размеров благодаря осыпавшейся песчаной обваловке отлично видны и фактически давно являются визитной карточкой форта.

Опоры железнодорожного моста
Опоры железнодорожного моста
-24
-25

Наверху бетонного основания, на которое можно забраться по заросшей деревьями и кустарником земляной насыпи, находятся остатки орудийных двориков. Судя по информации от местных сталкеров, коей полно в интернете, при желании там можно неплохо полазать. Сам форт и почти все его сооружения(за редким исключением) были взорваны финнами по условиям Тартусского договора, но даже сейчас развалины укреплений производят сильное впечатление, и безусловно интересны для посещения.

Остатки основания одной из башен
Остатки основания одной из башен
Взорванные башни форта Ино. Хорошо видна ж/д колея для крана
Взорванные башни форта Ино. Хорошо видна ж/д колея для крана

Поскольку обогнуть бетонный массив батареи из-за глубокого снега не было никакой возможности, по умеренно грязной дороге я направился вниз - к берегу Финского залива. Хотелось ещё раз передохнуть, посмотреть на водную гладь и набраться сил перед последним марш-броском до Зеленогорска.

-28
-29

Добравшись до Зеленогорска , я как раз успел на электричку. Точнее, на вечерний дизель, идущий от Выборга через Приморск. Правда, подали его почему-то к самой дальней и очень низкой 6-й платформе, но благодаря добрым людям мне удалось быстро поднять велосипед и багажные сумки в тамбур. На этом, собственно, мои приключения окончательно закончились.

Шум мотора дизеля и равномерное постукивание колёс на стыках рельсов одновременно убаюкивали и рождали иллюзию путешествия в вагоне настоящего пассажирского поезда. Что ж... Самое время привыкать, потому что география велопоездок, как я надеюсь, будет постепенно расширяться :)

-30

Поддержать автора (на ж/д билеты и развитие краеведческого проекта)

5469 5500 7515 6171 (Сбербанк, Морозов Игорь Борисович)