"Оленёнок", сериал 2024 г.
Психологическая драма. Трагедия.
Удивительно, но даже в отсутствие большого количества событий, сериал смотрится залпом.
И это не просто история о сталкинге, она оказывается гораздо сложнее и неоднозначнее, ибо оба персонажа - глубоко травмированные люди, врезавшиеся лбами в незапланированные отношения и ставшие созависимыми.
Главный герой Донни Данн работает барменом, но очень хочет стать стендапером. Продвижение к мечте идет чрезвычайно медленно, ибо он никудышный комик. Ко всему прочему у него джентельменский набор неудачника: он предмет шуток коллег, в постели у него проблемы, внешность далека от привлекательной и живёт Донни в доме мамы своей бывшей девушки. 🥴
Он ненавидит свою жизнь, стыдится своих неудач, и потому появление женщины, готовой восхищаться просто фактом его существования, льстит и лечит.
Поначалу. Ведь Марта - сталкерша с опытом. Она вываливает на Донни все свои невостребованные чувства. Каждый день, часами просиживая в баре, женщина засыпает своего Оленёнка комплиментами, стрёмно смеётся, привлекая внимание окружающих, врет о своём шикарном доме и успешной карьере, ходит по пятам, а вечерами строчит, как швейная машинка, тонну электронных писем.
Но Марта не является в фильме объектом исследования. Марта бесит, пугает, вызывает брезгливость и омерзение. Но она проста, как апельсин - несчастная, больная женщина с детскими травмами и психическим расстройством, опасная, неадекватная и сумасшедшая.
Интересна не она. Интересен объект харрасмента Донни. Он знает, что Марта уже отсидела за преследование и нападение на ребенка - это не спойлеры, это выясняется в первые 10 минут первой серии, и продолжает при этом поддерживать её болезненное увлечение, подпитываясь от него, как разряженная батарейка.
Почему главный герой не давит эти отношения в зародыше, откуда у него у самого нездоровые потребности - все это расскажут чуть позже. Фильм окажется очень насыщенным по напряженности, глубокому психологическому анализу и тематике. Муки творчества, стремление к славе, слом, непризнанность, манипуляции мэтров шоу-бизнеса, соблазны, пороки, насилие, сделки с совестью, обманутые надежды, ненависть к себе и т.д.
Дони, хоть он и жертва, не вызывает жалости. Эта роль ему знакома, и он отлично отдаёт себе отчёт в том, что делает (повествование ведётся от первого лица с закадровыми комментариями, так что мы знаем об этом наверняка). Он бездумно ныряет в любые эксперименты, сулящие ему хоть какое-то движение в карьере, он не ищет безопасные пути, не определяет личные границы, и возвращается в точку дискомфорта, отчетливо понимая, что будет использован.
Чем больше мы его узнаём - тем меньше хочется ему сочувствовать. Вообще-то он и сам себя не сильно жалеет.
Сериал классный. Ну то есть, я такие люблю - со сложными противоречивыми персонажами. В прошлом году о нем гудели так же, как в этом о "Подростке".
А необычность ещё заключается в том, что автор сценария, и он же исполнитель главной роли - шотландский комик, написавший когда-то автобиографическую пьесу, которая и лежит в основе "Оленёнка". 😳