Из всех обвиняемых в деле о систематическом сексуальном насилии над детьми в одном из детских домов Санкт-Петербурга, только один понесет реальное наказание в виде лишения свободы. По словам бывшего воспитанника, насилие процветало с 2002 года и продолжалось до тех пор, пока один из пострадавших не решился рассказать об этом в середине 2010-х годов.
За восемь лет до этого к ответственности привлекли лишь фотографа
В 2017 году студентка факультета журналистики Екатерина Соболевская сняла документальный фильм о Якове Яблочнике, который вырос в детском доме № 10, ныне известном как «Центр содействия семейному воспитанию № 8». В возрасте 13 лет он подвергся надругательству со стороны бывшего воспитанника. Как утверждал сам Яблочник, сексуальное насилие в отношении других детей, в том числе со стороны сотрудников, было общеизвестным фактом.
Яков покинул детский дом в 2008 году, позже стал жертвой мошеннических операций с недвижимостью и даже пытался свести счеты с жизнью. Однако он нашел в себе силы обратиться к журналисту Андрею Малахову, где впервые публично рассказал о пережитом в детстве.
Несмотря на это, уголовное дело было возбуждено лишь в 2017 году, после того как документальным фильмом Соболевской заинтересовался правозащитник Александр Шишлов, занимавший в то время должность уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Вскоре после этого прокуратура также обратила внимание на эту картину.
Следствию удалось установить 23 эпизода, но дело постоянно буксовало. В 2021 году его закрыли из-за отсутствия состава преступления, однако глава Следственного комитета Александр Бастрыкин потребовал пересмотра решения. В феврале 2023 года апелляционный суд оставил оправдательный приговор в силе, но спустя три месяца дело было отправлено на новое рассмотрение.
Параллельно с этим, в отдельном производстве рассматривалось дело фотографа Александра Брыкова, сообщает РБК. В 2020 году он был приговорен к четырем годам и семи месяцам лишения свободы в колонии общего режима за то, что в период с 2005 по 2008 год он фотографировал обнаженных воспитанников детского дома № 10 в своей квартире.
Оральный секс в обмен на бургер
Уголовное преследование заслуженного учителя России Станислава Виноградова и еще одного бывшего воспитанника, Андрея Соловьева, было прекращено в связи с их смертью. Виноградов скончался во время следствия в 2021 году, Соловьев – после вынесения оправдательного приговора.
Против Виноградова свидетельствовал еще один выпускник интерната, пожелавший остаться анонимным.
«[Виноградов] пригласил меня в кабинет. Угостил чаем, затем принес гамбургер и колу из «Макдоналдса», а потом налил кофе. После угощения он сказал: «Я даю тебе это, но ты должен кое-что для меня сделать». Я спросил: «Что именно?» Он ответил: «Ты должен мне помочь, ну, сделать мне оральный секс»», – рассказал потерпевший.
Павел Прикащиков и Кирилл Покалюк, также являвшиеся выпускниками детского дома, подозревались в вовлечении детей в проституцию. Кроме того, существовала версия, что они сами пользовались услугами воспитанников за небольшие деньги.
«Покалюк был освобожден от наказания в связи с истечением срока давности. Производство по уголовному делу в отношении Прикащикова было приостановлено в связи с тем, что подсудимый отправился в зону проведения СВО», – сообщили в пресс-службе судов.
12 лет строгого режима
Единственным, кто из пяти фигурантов дела отправится в тюрьму, оказался Михаил Елин, бывший заместитель директора детского дома. Его признали виновным в двух эпизодах сексуального насилия над детьми, но наказание он понесет только за один из них.
По первому эпизоду ему было назначено 10 лет лишения свободы, но он был освобожден от наказания в связи с истечением срока давности. По второму эпизоду ему назначили 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Кроме того, ему запретили работать с детьми в течение 10 лет. На суде Елин отрицал свою вину и утверждал, что дети его оклеветали.
Адвокаты стороны обвинения, Александра Гудименко и Алла Салихова, в целом остались довольны решением суда. В комментарии для 78.ru они отметили, что сам факт вынесения обвинительного приговора отразится на репутации тех, кому удалось избежать реального лишения свободы.
«Мы очень довольны. Понимаем, что адвокаты с той стороны, естественно, будут подавать какие-то апелляционные жалобы. Мы сами еще приговор, конечно же, не читали. Мы, наверное, скорее всего, жалобы подавать не будем. Будем поддерживать уже дальнейшую позицию наших потерпевших и отстаивать именно тот приговор, который вступил в законную силу. Единственное, что нас очень расстраивает, — то, что ушли от ответственности ряд подсудимых в связи со смертью и в связи с истечением сроков давности. Это очень печально, но тем не менее уже есть на этих людях определенное клеймо того, что они были признаны виновными по делу о педофилах», – заявили защитницы.