Найти в Дзене
МуZей Победы

«На задании рот разевать некогда. Бывало, целая колонна танков прет и нас на них бросают». История летчика-штурмовика Николая Прибылова

Летчик Николай Прибылов во время Великой Отечественной войны управлял легендарным штурмовиком Ил-2. Он не раз попадал под обстрел противника, но всегда возвращал свой «летающий танк» на аэродром. Николай Прибылов совершил 212 боевых вылетов, был удостоен звания Героя Советского Союза. В сегодняшнем материале рассказываем подробности его биографии. Вы узнаете, что летчик вспоминал о первом вылете и как уничтожал бронетехнику врага специальными противотанковыми бомбами. Николай родился 30 октября 1921 года в Туле в семье рабочего. После окончания школы он прошел обучение в местном аэроклубе, а в 1940 году поступил в Тамбовскую авиашколу гражданской авиации. Великая Отечественная застала его во время учебы. Вскоре курсантов стали готовить к полетам на штурмовике Ил-2. Весной 1943 года в звании лейтенанта Прибылова зачислили в запасной полк, а в октябре того же года отправили на фронт. Вот что Николай вспоминал о своем боевом крещении: «27 ноября 1943 года — первый вылет, штурмовка войск и
Оглавление

Летчик Николай Прибылов во время Великой Отечественной войны управлял легендарным штурмовиком Ил-2. Он не раз попадал под обстрел противника, но всегда возвращал свой «летающий танк» на аэродром. Николай Прибылов совершил 212 боевых вылетов, был удостоен звания Героя Советского Союза. В сегодняшнем материале рассказываем подробности его биографии. Вы узнаете, что летчик вспоминал о первом вылете и как уничтожал бронетехнику врага специальными противотанковыми бомбами.

Штурмовик Ил-2
Штурмовик Ил-2

Становление летчика

Николай родился 30 октября 1921 года в Туле в семье рабочего. После окончания школы он прошел обучение в местном аэроклубе, а в 1940 году поступил в Тамбовскую авиашколу гражданской авиации. Великая Отечественная застала его во время учебы. Вскоре курсантов стали готовить к полетам на штурмовике Ил-2. Весной 1943 года в звании лейтенанта Прибылова зачислили в запасной полк, а в октябре того же года отправили на фронт. Вот что Николай вспоминал о своем боевом крещении:

Курсант Николай Прибылов
Курсант Николай Прибылов
«27 ноября 1943 года — первый вылет, штурмовка войск и автомобилей… Штурмовая авиация, самая ближняя, мы летали, максимум, километров 30 от линии фронта. Во время войны мы летали только днем. Как правило, на высоте 900 метров, нам же, когда штурмуешь, надо видеть, что бьешь.
-4
Однажды, на вылете, к нам в хвост зашел немец, спереди они боялись, потому что у нас хорошие пушки были. Сзади проще, там только стрелок был. И мой стрелок, Миша Коровин, он даже не стрелял, видимо, он немца за "Лавочкина" [советский истребитель] принял и тут возле меня крупнокалиберный снаряд прошел, и переднее бронированное стекло разлетелось, но, к счастью, не полностью. Обзор впереди у меня сохранился. А немец этот к другому пристраиваться стал, ну я его и сбил. Прилетел, сел, зарулил, смотрю, стрелок лежит, насмерть».
-5

Ведущий группы

Прибылов отличился в летом 1944 года, с 20 по 24 августа уничтожив семь автомобилей, два танка и несколько десятков пехотинцев. За свои заслуги Николай Анисимович Прибылов был награжден орденом Красного Знамени. Вскоре он был повышен в должности и назначен командиром авиазвена.

-6

20 декабря 1944 года он возглавил группу штурмовиков, которая наносила удар в районе венгерского города Секешфехервар. В тот день летчики попали под сильный обстрел немецких средств ПВО. Немцы в первую очередь били по самолету ведущего. Николай мастерски выполнял противозенитные маневры и точно зашел на цель. Он поразил три автомашины и несколько солдат противника. После удара немецкий снаряд все же поразил «летающий танк» Ил-2, пробив броню и повредив нагнетатель масла. Несмотря на то, что жидкость стала забрызгивать кабину, Прибылов продолжил выполнение задания. Он успешно вывел группу на свой аэродром и совершил посадку.

-7

На фронте одной из наиболее приоритетных задач для штурмовиков были танки. Для этого на самолеты подвешивали специальные кумулятивные бомбы — ПТАБы. Каждый штурмовик мог взять на борт четыре контейнера по 48 боеприпасов в каждом. При массовом сбросе ПТАБы накрывали площадь порядка 15×200 метров. Вот что вспоминал об их применении Прибылов:

Оружейники загружают кассеты штурмовика Ил-2 противотанковыми бомбами ПТАБ
Оружейники загружают кассеты штурмовика Ил-2 противотанковыми бомбами ПТАБ
«На задании рот разевать некогда. Бывало, целая колонна танков прет и нас на них бросают. Нас ПТАБам, противотанковыми бомбами, маленькие такие, загружают, все четыре люка и мы летим. Прилетаем. Как только заметили, где танки —туда. Люк открывается, у нас справа прибор был, на котором можно было выставить один люк открыть или сразу четыре, и бомбим. А в танки попасть хочется, а скорость… И еще нужно зайти так, чтобы они в прицел попали, тут быстро сообразить надо».
-9

Герой Советского Союза

Летчик совершил 212 боевых вылетов, встретил Победу под Веной в должности заместителя командира эскадрильи штурмового авиаполка. На его счету было большое количество уничтоженных танков, складов, автомашин и пехотинцев противника. За свои заслуги Николай Анисимович Прибылов был удостоен множества орденов и медалей, в том числе звания Героя Советского Союза.

-10

В 1948 году ветеран вышел в запас в звании подполковника, работал пилотом гражданской авиации, освоил не менее десяти типов пассажирских и грузовых самолетов. Среди перевозимых им грузов были отправлявшиеся на космодром Байконур детали ракет. В 1982 году перевелся в наземную службу и занял должность диспетчера в аэропорту Воронежа. С 1992 года был на заслуженной пенсии. Николай Анисимович Прибылов скончался в 2012 году в возрасте 91 года. Узнать больше историй о героях Великой Отечественной вы сможете экспозиции Музея Победы «Подвиг Народа».

Источники:
1. Проект «Я помню»
2. Проект «Память Народа»
3. Проект «Warheroes»
4. Проект «Военный альбом»

#МузейПобеды #ПодвигНарода