Найти в Дзене
Московская беседка

Чистое золото

О спектакле «Без вины виноватые» Московского драматического театра «Сфера». Премьера 25 декабря 2021 Муров. Что ты поделываешь? Отрадина. Вот платье шила. Муров. Кому это? Отрадина. Себе. Муров. Хорошенькое? Отрадина. Дешевенькое. Для меня и это хорошо: у меня золотых приисков нет. Муров. Зато ты сама чистое золото. А. Н. Островский. «Без вины виноватые» (1881 — 1883) Золото… В чем его ценность? В чем его прелесть? Только ли в банковских купюрах или в чем-то более воздушном? Сегодня мы вновь и вновь ставим этот вопрос. Золото никогда не падает в цене, и неизвестно, когда больше любили деньги, во времена Островского или сейчас. А чистое золото души человеческой ценится куда меньше. Хотя, как знать… Впрочем, я увлеклась. Обратимся к нашему спектаклю. Пьеса Островского «Без вины виноватые» - одно из лучших его произведений. По глубине, страстности и какой-то глубинной простоте, когда все диалоги внятны, а монологи выразительны и ничуть не затянуты. Немудрено: пьеса принадлежит в позднем

О спектакле «Без вины виноватые» Московского драматического театра «Сфера». Премьера 25 декабря 2021

Муров. Что ты поделываешь?

Отрадина. Вот платье шила.

Муров. Кому это?

Отрадина. Себе.

Муров. Хорошенькое?

Отрадина. Дешевенькое. Для меня и это хорошо: у меня золотых приисков нет.

Муров. Зато ты сама чистое золото.

А. Н. Островский. «Без вины виноватые» (1881 — 1883)

Золото… В чем его ценность? В чем его прелесть? Только ли в банковских купюрах или в чем-то более воздушном? Сегодня мы вновь и вновь ставим этот вопрос. Золото никогда не падает в цене, и неизвестно, когда больше любили деньги, во времена Островского или сейчас. А чистое золото души человеческой ценится куда меньше. Хотя, как знать… Впрочем, я увлеклась. Обратимся к нашему спектаклю.

Пьеса Островского «Без вины виноватые» - одно из лучших его произведений. По глубине, страстности и какой-то глубинной простоте, когда все диалоги внятны, а монологи выразительны и ничуть не затянуты. Немудрено: пьеса принадлежит в позднему периоду творчества великого драматурга, когда оттачивается перо и созревает душа. Пьеса поразительно современна — такое ощущение, что она написана максимум лет двадцать назад. А вышла она почти двести лет назад. Но для классической литературы нет временных преград, а чистота языка, яркие образы и актуальность проблематики делают ее бессмертной. И любимой русским театром.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Правда в искусстве и жизни, ее ложь и ее немощь, искренность на сцене и за ее пределами, власть денег и нечто, чего они не вправе касаться — вот о чем пьеса Островского, которая до сих пор не сходит с подмостков. Наш спектакль — классическое прочтение классической пьесы. Без экспериментов. Его герои не натягивают косухи, героини не ходят в купальниках. Мы имеем дело с очень бережным и чутким прочтением классического текста, адаптированное к сферической сцене театра.

Начнем с того, что уже при входе в зрительный зал (или в зрительный шар), попадаем в очень уютное помещение. Теплый оранжевый свет (фирменный, «сферический») ровными мягкими лучами освещает сцену, и на ней столик и несколько легких кресел. Очень уютно и по-домашнему тепло. Спектакль не начался, а зрителю уже хочется в нем жить (художник-постановщик Ольга Коршунова).

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Режиссер Александр Коршунов блестяще использует сферическое пространство: он наполняет спектакль движением, подчеркивая внутреннюю динамику текста. Герои пьесы практически не стоят на месте: они прохаживаются, проносятся, порхают, замирают и оживают по всему периметру зала. Такой прием и такой зрительный зал дают потрясающий эффект: у зрителя просто нет шансов соскучиться или отвлечься, а мизансцены рассыпаются ворохом искр по необыкновенному театру, в котором зритель находится в гуще событий.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Необыкновенная сцена «Сферы» не исключает классической постановки. Выверенные жесты, идеальная речь, уверенный рисунок мизансцен дарят зрителю то, зачем он ходит в театр: возможность наслаждаться высоким искусством. Отдельно хочется сказать о речи: она не просто красива и выразительна, она звучит без микрофонов и гарнитур, что делает ее особенно теплой и настоящей. Театр небольшой, и может себе это позволить. Никаких котурнов — чистое актерское мастерство.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Режиссер Александр Коршунов сам играет в спектакле Нила Стратоныча. Его глубокая сердечность и искренность позволяют процитировать Пушкина:

Слова лились, как будто их рождала

Не память рабская, но сердце.

Абсолютная естественность, не исключающая актерского мастерства, с выверенными жестами и интонациями, эмоциональная свежесть производят теплое впечатление.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Среди комических персонажей хотелось бы выделить игру Сергея Загорельского (Петя Миловзоров), с его утонченной иронией и весьма выразительной интонацией. Впрочем, у Сергея Загорельского в активе самые разные роли, не только комические, что позволяет с полным правом назвать его исключительно талантливым актером.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Особенно хочется остановиться на игре главных героев, без которых не было бы спектакля, и, как говорится, месса прошла бы впустую. Я говорю о Валентине Абрамовой (Елена Ивановна Кручинина) и Илье Ковалеве (Григорий Незнамов). Без их страстности и интонационной яркости, без умения проживать на сцене глубокое, неподдельное горе не было бы у нас такого спектакля.

Илья Ковалев — актер молодой, но уже сейчас можно с полным правом сказать, что перед нами незаурядный трагический актер. Его умение вкладывать сердце и мастерство в разнообразные монологи трогает. Причем совсем не важно, произносит он текст громко или вполголоса, Ковалев умеет концентрировать внимание зала на своем герое и его беде. А уж фраза «Варвары! Что они делают с моим сердцем!» исходит из самой глубины оскорбленного всей своей жизнью человека…

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Валентину Абрамову беседка всегда считала блестящей комической актрисой, однако подлинный талант неисчерпаем. Горе, спрятанное далеко, в глубине души, но прорывающееся отдельными нотами на протяжении всего спектакля и, наконец, выплескивающееся вместе с радостью бурной лавиной в финале, - такова игра большой трагической актрисы Валентины Абрамовой. Сыграть доброе существо без слащавости и фальши не так-то просто. Но актрисе помогает острое ощущение горя ее героини, ее истерзанная память сердца. Кручинина держится с особым достоинством, которое невозможно изобразить на сцене, не имея в жизни. Рисунок роли, выполненный Абрамовой, как нельзя более подходит тексту Островского: именно королевское достоинство помогает героине поступать по-королевски.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Чистое золото чистых людей, которое расцветает внутри и широкой волной разворачивается на сцене — что может быть прекраснее? Прекраснее героев, которые пронесли свою искренность и честь, не замаравшись окружающей грязью. Это золото неуловимо и не живет в кошельках. Но в самый трудный момент именно оно сделает вас счастливыми.

Поддержать канал можно здесь: 4276 3801 3790 3469, Сбербанк

Или здесь .

Бог отблагодарит вас за вашу доброту :)