ваше личное путешествие по миру, сотканному из эмоций и воспоминаний
«Жизнь Ж…» – это спектакль без слов, который понятен каждому. Уже интригует, не правда ли? Как может говорить тишина, да ещё и о том, что близко?.. Авторы этой удивительной постановки, актрисы и режиссёры Ольга Аничкова и Виктория Мустафина, поделились с редакцией БД секретами рождения «белой клоунады» и её воздействия на зрителя и рассказали о своём необычном творческом тандеме.
БД (с любопытством): Ольга и Виктория, ваш спектакль относится к жанру «белая клоунада». А что это, собственно, такое?
Виктория Мустафина (весело): Этот термин мы сами придумали. Возможно, в мировом сообществе, он ничего не обозначает!
Ольга Аничкова (уточняя): В большом мировом сообществе. А в маленьком уже означает, его ведь связывают с нашими именами. Наша клоунада – она может быть и смешной, и грустной, и драматичной, при этом она поднимает довольно глобальные вопросы. Поэтому мы решили, что она будет «белая»…
БД: Ну хорошо, жанр придумали, а спектакль-то как появился?
Виктория Мустафина (вспоминая): К моменту рождения идеи у нас уже был небольшой опыт работы в жанре просто клоунады, и после института мы решили вернуться к нему, но привнести что-то новое. Спектакль для двоих актёров, которые постоянно находятся на сцене – задача сложная и творчески очень интересная, вот мы и решили попробовать. Так появился и новый жанр, и новый спектакль.
БД: Обычно двум творческим людям сложно бывает найти общий язык. Как вам работалось вместе над «Жизнью Ж»? Много ли было разногласий?
Ольга Аничкова (бодро): Работалось прекрасно!
Виктория Мустафина: Эта работа проверена сроком давности. Если мы за такое время не убили друг друга, значит, всё хорошо! А наш тандем сложился более двадцати лет назад, и продолжает развиваться. Мы познакомились в непрофессиональной театральной студии, с тех пор творили на сцене, сперва как актрисы, потом как режиссёры. Затем отпочковались и создали театр. Ведь два человека, подумали мы, – это уже театр! Сейчас в нашем театре много артистов, и мы ими руководим.
Ольга Аничкова (задумчиво): Конечно, это история о том, что мы можем по-разному смотреть на одну и ту же сценическую проблему или вопрос. В наших спорах, безусловно, рождается истина. Либо мы совпадаем, либо нет. Если нет, то мы находим истину где-то посередине. Обязательное условие – к зрителю попадает только то, что устраивает нас обеих. Если одной категорически не нравится, значит, будем искать компромисс.
БД: Да, находить компромисс – это всегда непросто! Но наверно, быть актрисами и режиссёрами одновременно – еще сложнее?
Ольга Аничкова: Всё довольно легко, на самом деле! Единственная особенность в том, что мы никогда не видели свой спектакль со стороны и никогда не увидим…
Виктория Мустафина: Мы его играем, но не знаем его, как зрители. Не знаем, что нравится зрителю, и почему нравится, почему смешно…
Ольга Аничкова (возражая): Да, всё мы знаем, и почему, и что смешно! Сложность, скорее, в том, что мы делали его сами и с режиссёрской, и с актерской точки зрения. Сейчас у нас есть отличная команда помощников, но это нами созданный материал, написанный сценарий, нами придуманные костюмы и декорации. При этом спектакль очень живой. Мы что-то добавляем, убираем, играем иначе, и это не даёт «воде застояться». Он сам меняется, как ему нравится!
БД: Ваша постановка – это некое путешествие во времени, история жизни двух женщин. То есть, она о женщинах?
Ольга Аничкова: Нет, она именно о жизни этих женщин. Наши героини весь свой жизненный путь, всю дорогу, в общем-то, друг друга терзают, но приходят к тому, что никого ближе у них в этой жизни нет, чем они сами. Поэтому ключевой момент нашего путешествия во времени – это любовь, которая всё равно является смыслом жизни, и женской, и любой. И её бензином, её топливом тоже является. Порой это – травмирующее обстоятельство, но всё равно всё всегда замешано на любви.
БД: Значит, вы хотели донести до своих зрителей мысль о том, что «миром правит любовь»?
Виктория Мустафина: На самом деле, лично я ничего не хочу не донести, ничего не прогнозирую, потому что зритель зачастую видит и фантазирует то, чего мы даже не закладывали. В спектакле остается место воображению, чтобы каждому увидеть и прочувствовать что-то своё.
Ольга Аничкова: Я считаю, после любого хорошего спектакля – а я верю, что «Жизнь Ж…» – это хороший спектакль – человеку должно хотеться жить. А какими средствами он приходит к этой мысли? Мы рассказываем про грустное, аккуратно затрагиваем страшное, мы рассказываем про смешное, про нежное... Мы пытаемся максимально без слов дать зрителю весь спектр эмоций, который испытывает женщина за свою прекрасную жизнь, чтобы кто-то нашёл в истории что-то своё, то даже, что мы не имели ввиду, чтобы у человека в его душе «поставился» какой-то свой спектакль. Главная эмоция в нашей истории – это любовь и нежность, любование женщиной как фактом. Если зритель – женщина, то это – любовь к себе, потому что у женщины не всегда есть секунда остановиться и понять, насколько она уникальна, прекрасна, какие невероятные вещи она делает в этой жизни, как она сильна, хороша, и хороша, даже если не сильна…
PS.: Спектакль «Жизнь Ж» включен в постоянный репертуар театра им. М.А. Булгакова. Приглашаем вас самим выявить для себя его главную идею и устроить проверку своего воображения. Кто знает, в какое путешествие отправитесь лично Вы? Ведь каждого зрителя ждёт собственное маленькое приключение…