Возникла у меня мысль об отдельной экспозиции, посвященной Вятскому краю, но с чего начать не знала. Повод не заставил себя долго ждать. В мой город приехала выставка «Вятка в цвете». Пройти мимо этого события я не могла. Мое детство прошло в Кировской области у бабушки в деревне. В зрелом возрасте, интересуясь Вяткой, меня стал восхищать неисчерпаемый творческий потенциал, живущих там людей и их особое ироничное отношение к жизни. Мой папа был кладезью различного рода вятских прибауток, словечек и выраженьиц, которые употреблялись в деревенском обиходе. Многое он перенял от моей прабабушки. Особенно запомнилась прибаутка, посвященная пожару в деревне Огорелыши Кикнурского района: «Огорелышь огорели. Мишаны пришли тушить. Потушить не потушили. Только яблоки стаШШили» (Мишаны – это тоже деревня Кикнурского района и надо произносить именно так, как написано «стаШШили», а не стащили). Вятская ирония к жизни прослеживалась и на выставке. Взять, хотя бы, картины Ифанова В.И. «Как вятские толокно прямо из проруби хлебали» и Сенникова Д.Н. «Модный цирюльник» или скульптуру Леденцовой Л.Д. «Денег нет, но держимся».
Край в экономическом плане далеко не богатый, что не мешает людям думать не только о насущных проблемах, но и о духовной составляющей бытия. Моей целью не является пересказать всю выставку. Просто хотелось бы обратить внимание и рекомендовать ее посетить, если будет такая возможность. Речь же пойдет, о рожденной Вятской землей дымковской игрушке, которая является тоже своего рода результатом особой вятской ироничности.
Считается, что данный русский народный промысел возник в XV – XVI вв., развился в XVIII в. Особое распространение получил в XIX в., чему способствовала существовавшая в Вятке традиционная ярмарка «Свистунья», на которой свистульки, шары , глиняные куклы дымковских мастеров имели большой сбыт. Изготовлялась дымковская игрушка изначально в слободе Дымково близ г. Кирова (сейчас это черта города).
В свою очередь ярмарка была связана с весенним праздником «Свистопляски» (позднее название «Свистуньи»), возникшим в память о погибших в Хлыновском побоище (1392 г. или 1418 г. или 1421 г.). Сама традиция включает две части: поминальную панихиду и свистоплясочные гуляния.
Интересны воспоминания о празднике «Свистопляски», изложенные С.И. Сычуговым в «Записках бурсака»: «Для характеристики нравов вятского общества я скажу кое-что о свистопляске, праздновавшейся каждогодно в одно из воскресений после пасхи. Праздник этот напоминает семик и, по преданию, установлен в память избиения вятичами своих союзников, пришедших к ним на помощь… Место для праздника находилось в конце города и представляло глубокий овраг с высокими берегами, на которых размещаются десятки торговцев с булками, лакомствами и специально для этого дня приготовляемыми свистульками (вроде маленьких кларнетов) и глиняными шарами, окрашенными в черный цвет с разноцветными крапинками. Шары большие (с апельсин) были внутри пустые; мелкие же, величиною с грецкий орех, делались сплошными. На праздник являлась масса детворы, но много приходило и расфранченных барынь и мужчин, чиновников и купцов. Дети все снабжались свистульками, и в воздухе раздавалась ужасная какофония; взрослые же нагружались шарами, которые покупались целыми сотнями.
На берегу была, значит, праздничная и праздная публика; в овраге же помещались мещанские ребята и бурсаки, к которым чуть не насильно потащил меня товарищ. …Праздник начался киданием шаров сверху и подбиранием их ребятами в овраге. Я уже нахватал шаров целую пазуху, как один из них, попавший в голову, свалил меня с ног, и тогда началась настоящая бомбардировка. Я взмолился… скоро отдышался и стал наблюдать за нарядной публикой. Представьте себе, что не только мужчины, но расфранченные в пух и прах барыни и даже дети с удовольствием, по-видимому, целились в головы овражных ребят; каждый меткий удар встречался поощрительным хохотом и восклицаниями». (Сычугов С.И. Записки Бурсака (ред., пред. и прим. С.Я. Штрайха. Киров, 2014. 275 c. С. 110-112 (репринт 1933г.)
Вот так с присущей вятским иронией, трагедия превратилась в праздник, в свою очередь породивший феномен дымковской игрушки. Сегодня дымковская игрушка представляет собой глиняную лепную игрушку, вид народной скульптуры: фигурки людей, зверей, птиц расписанные (после обжига) по белому грунту яркими красками и украшенные листочками сусального золота. Образы, которые брались из повседневной жизни трактовались с большим юмором и выразительностью. Это, конечно, уже не детская игрушка, а произведение искусства со своими канонами и языком, символизмом, колористической линейкой.
Например, ромб - знак плодородия, а круг с пересекаемыми полосками символ Солнца. Свои каноны лепки и росписи имеет и каждый персонаж дымки.
21 декабря 2018 г. была подана заявка, которая была удовлетворена, на регистрацию наименования места происхождения товаров «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА». Будем надеяться, что это поможет сохранению и развитию дымки как традиционного вятского художественного промысла.
P.S.: Уважаемые читатели, если вы располагаете интересными материалами и историями, делитесь, пожалуйста, ими в комментариях. Наши истории – это наша История!