Найти в Дзене
NewEasyWay: логистика

Как может повлиять политика США на бизнес России с Китаем

Оглавление

Стоит ли ждать наплыва китайских товаров в Россию?

На фоне усиления торговых разногласий между США и Китаем многие эксперты заговорили о возможной "перенастройке" китайского экспорта — в сторону третьих стран. Одним из направлений, естественно, может стать Россия. Но действительно ли стоит ждать, что китайские товары массово хлынут на российский рынок?

Почему вообще заговорили об этом?

США начали активнее использовать импортные пошлины против китайской продукции, и это уже оказывает влияние на внешнеэкономическую стратегию Китая.

Параллельно с этим в самой КНР замедлился внутренний спрос из-за кризиса в секторе недвижимости, и власти делают ставку на рост экспорта как драйвер экономики. В результате — Китай стремится усилить свои позиции на рынках развивающихся стран.

Куда идет китайский экспорт?

За последние годы Пекин уже расширил своё присутствие на рынках таких стран, как:

Бразилия — рост доли в экспорте с 1,2% до 2%

Индия — с 2,9% до 3,4%

Индонезия — с 1,4% до 2,1%

Вьетнам — с 2,4% до 4,5%

В абсолютных цифрах рост внушительный: только поставки во Вьетнам выросли с $58 до $111 млрд. И, конечно, Россия тоже играет важную роль в этой стратегии.

Китай и Россия: торговые отношения крепнут

Импорт китайских товаров в Россию за последние 5 лет более чем удвоился — с $50 млрд в 2019 году до $116 млрд в 2024 году. Это подтверждает, что экономическая связка между двумя странами усилилась, особенно после ухода западных брендов.

Однако возникает закономерный вопрос:

Означает ли это, что китайские товары массово заполнят российский рынок и вытеснят отечественного производителя? Почему резкой волны "китайских товаров" ждать не стоит?

Эксперты считают, что массовая экспансия китайских товаров в Россию маловероятна. Вот почему:

  1. Пошлины введены недавно.
    Пока рано говорить о масштабных последствиях. Перенаправить значительные объёмы экспорта в новые страны — не так просто, особенно если рынки не увеличили свою потребительскую ёмкость.
  2. Россия — не стратегический приоритет.
    Китайские производители не считают РФ приоритетным или ключевым направлением. Их устраивает текущий уровень спроса и объём торговли.
  3. Высокие издержки.
    Логистика, курсовые колебания и санкционные ограничения делают поставки в Россию не такими уж "лёгкими". Несмотря на адаптацию российского бизнеса, наращивание объёмов требует дополнительных усилий, к которым не все готовы.
  4. Пик замещения уже был.
    Активный рост импорта китайских товаров пришёлся на 2022–2024 годы, когда нужно было срочно заменять ушедшие западные бренды. Сейчас рынок стабилизировался, и потребность в таких объёмах снизилась.

Что это значит для российского бизнеса?

Массового "завала" китайскими товарами не ожидается.

Но определённое увеличение поставок возможно — особенно в нишах, где ещё остаются "пустоты" после ухода западных брендов.

Импортозамещение продолжит развиваться, но будет находиться под умеренным конкурентным давлением со стороны Китая.

Локальные производители и дистрибьюторы должны быть готовы к умеренному росту конкуренции в отдельных категориях.

Итог:

Китай будет продолжать усиливать экспорт в страны с растущими экономиками, в том числе и в Россию. Но говорить о том, что "рынок затопит китайский товар", — преждевременно и преувеличенно. Российский рынок уже адаптировался к новой реальности, а производители из КНР не спешат делать на него агрессивную ставку.

Главное — наблюдать за динамикой и гибко реагировать, находя баланс между импортом, локализацией и развитием собственного производства.