Найти в Дзене
Artemisia Studio

Силуэт: как простая тень стала искусством.

В методике обучения изобразительному искусству есть очень интересное и полезное задание – рисование силуэтов фигур. В академическом рисунке всегда с большим вниманием прослеживают силуэтную линию, объединяя ею форму. В живописи силуэты цветовых пятен создают ритм и помогают осознать «движение» каждого цвета в композиции картины.

Силуэтные изображения людей мы можем увидеть в древнегреческой вазописи. Здесь художники рисовали не только силуэты фигур, но и промежутки между ними – контрформы.

Античная керамика.

-2

В Древнем Китае существовало искусство вырезания силуэтов из бумаги.

В Европе искусство силуэта вошло в моду в 18 веке и быстро распространилось.

Силуэт – фамилия министра финансов Франции XVIII века. Этьен де Силуэт ввёл налог на роскошь. Портрет, вырезанный из чёрной бумаги, стали называть силуэтом из-за экономичности изобразительных средств и дешевизны по сравнению с живописным портретом.

Этьен де Силуэт.
Этьен де Силуэт.

В России силуэтные рисунки делал Ф.П. Толстой.

Ф.П. Толстой. Охота на оленя.  Шарабан из замка въезжает на мост (внизу).
Ф.П. Толстой. Охота на оленя. Шарабан из замка въезжает на мост (внизу).

В технике силуэта работала Е.С. Кругликова, Г.И. Нарбут.

Е.С. Кругликова «На выставке Мир искусства в Петрограде»
Е.С. Кругликова «На выставке Мир искусства в Петрограде»
Г.И. Нарбут «Семейный портрет»
Г.И. Нарбут «Семейный портрет»

Приёмы силуэта использовал в своих гравюрах В.А. Фаворский.

В.А. Фаворский. Иллюстрация к рассказам Б. Пильняка.
В.А. Фаворский. Иллюстрация к рассказам Б. Пильняка.

Для выполнения задания «Рисование силуэтов фигур» потребуется бумага формата А3, простой карандаш, чёрная ручка и чёрная тушь. Сначала фигуры рисуются простым карандашом, затем обводятся чёрной ручкой и заливаются тушью. Работа может вестись как с натуры, так и по представлению, например, можно сделать иллюстрацию к литературному произведению. Размер фигур должен быть не меньше 10-12 сантиметров. Нужно найти такие позы и ракурсы, чтобы были видны обе ноги и обе руки. Если изображается мебель – четыре или хотя бы три ножки. Фигура, лишённая движения, похожая на столбик будет выглядеть невыразительно. При рисовании силуэтной композиции потребуется большое внимание к деталям. Толщина воротничка или манжета, углубление, образованное поясом или ремнём – здесь всё становится важным.

Работа со сложной контурной линией даст возможность более живо и пластично изображать человека в рисунке и сюжетной композиции. Внимание к силуэтам фигур поможет добиться более выразительных поз и движений. Анализ контрформ научит передавать оттенки взаимоотношений между изображаемыми персонажами.

В. Н. Ильин. Пушкин и няня.
В. Н. Ильин. Пушкин и няня.
В.В. Гельмерсен. Пушкин и няня.
В.В. Гельмерсен. Пушкин и няня.
В.В. Гельмерсен. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В.В. Гельмерсен. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
М.С. Башилов. Сценка на улице.
М.С. Башилов. Сценка на улице.

Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!

А нам будем приятно)

Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт