Найти в Дзене

Как справиться с детскими страхами: Советы для родителей

Дорогие друзья!
Мы продолжаем серию экспертных публикаций о развитии и воспитании детей. Сегодня Наталья Спехова расскажет о причинах детских страхов и поделится советами о том, как с ними бороться. Об авторе: Наталья Спехова  - педагог, психолог, известный писатель и автор книг для детей и родителей, Член Союза детских и юношеских писателей, член российского общества "Знание". Но, пожалуй, самым значимым аспектом её жизни является то, что она многодетная мама, что делает её советы и рекомендации особенно ценными и жизненными. Страх - защитная эмоциональная реакция на опасную для здоровья ситуацию и угрозу социальному существованию. Если простыми словами, то мы, а дети тем более, боимся за жизнь, здоровье и взаимодействие с окружающими. Реакция страха может быть полезна для безопасности, если она проявляется, а не прячется глубоко внутрь. В сознательном возрасте она может контролироваться и корректироваться волей. Бытует мнение, что есть люди, которые не боятся ничего, но это не так, с
Оглавление

Дорогие друзья!
Мы продолжаем серию экспертных публикаций о развитии и воспитании детей. Сегодня Наталья Спехова расскажет о причинах детских страхов и поделится советами о том, как с ними бороться.

Наталья Спехова
Наталья Спехова

Об авторе:

Наталья Спехова  - педагог, психолог, известный писатель и автор книг для детей и родителей, Член Союза детских и юношеских писателей, член российского общества "Знание". Но, пожалуй, самым значимым аспектом её жизни является то, что она многодетная мама, что делает её советы и рекомендации особенно ценными и жизненными.

Что такое страх

Страх - защитная эмоциональная реакция на опасную для здоровья ситуацию и угрозу социальному существованию.

Если простыми словами, то мы, а дети тем более, боимся за жизнь, здоровье и взаимодействие с окружающими.

Реакция страха может быть полезна для безопасности, если она проявляется, а не прячется глубоко внутрь. В сознательном возрасте она может контролироваться и корректироваться волей.

Бытует мнение, что есть люди, которые не боятся ничего, но это не так, страшно периодически бывает всем. Страх проявляется в защитных действиях: бей, беги, замри. И каждый непроизвольно выбирает свой вариант: кто-то убегает, кто-то ввязывается в драку или другие активные действия, а кто-то замыкается в себе и держит страх внутри.

Держать в себе - самая опасная позиция, за исключением случаев, когда ребенок замирает для принятия решения. Почему опасно держать в себе? Страх не уходит, он приживается и становится хозяином ребенка. Если страх силен, он перерастает в ужас, который подавляет способность логически мыслить, замораживает реакции - возникает состояние, как во сне: ни шевельнуться, ни крикнуть. А, как известно, стрессы и нервные перенапряжения, негативные эмоции и даже особенности воспитания, могут привести к появлению неврозов*. Невроз, в свою очередь, может спровоцировать тик и прочие неврологические синдромы, с которыми обязательно нужно обратиться к врачу. Поэтому важно вовремя заметить самые первые признаки.

-3

На что стоит родителям обратить внимание:

●     Ребенок часто капризничает, может заплакать без причины.

●     Ребенок устраивает истерики

●     Раздражается на громкие звуки, яркий свет, погодные изменения и т.д.

●     Чаще обычного жалуется на недомогание: болит голова, живот, нога и т.д.

●     Становится рассеянным, невнимательным, плохо спит

●     Его мочеиспускание учащенное или даже непроизвольное

●     Не переносит скопления народа, сразу становится раздражительным и плаксивым

●     Не может усидеть на месте, постоянно двигается и хватает предметы без разбора.

●     Грызет ногти, часто моргает и т.д.

Все это может быть признаком невроза, если заметили подозрительные проявления, обратитесь к врачу.

Откуда берутся страхи у детей

Мы живём в такое время, когда у детей поводов бояться чего-либо выросло в разы.

Отдельно стоит отметить природные и социальные страхи. Природные произрастают из чувства самосохранения, к ним можно отнести страх темноты, высоты, страх смерти (боязнь летать на самолете может относиться к последним двум вариантам) и т.д. Социальные страхи приобретаются в течение жизни, они, так или иначе, стимулируются извне, например, страх наказания, изоляции, критики и т.д.

Когда-то реальная жизнь несла опасность, но дети были закалены обстоятельствами. Сейчас всё изменилось: опасности несёт и реальная жизнь, и искусственно созданная: до детских ушей и глаз доходят пугающие новости; страхи насаждаются видеосюжетами, нагнетаются мультфильмами и модой на хоррор - всё это не просто будоражит детское воображение, а формирует целые клубки страхов.

Откуда еще берутся страхи у детей:

●    
Запугивание "в целях воспитания". Конечно, такой подход является скорее манипулятивным, воспитательного эффекта он не дает, но прибегают взрослые к нему часто, например, ребенку говорят: "Будешь шалить, бабайка унесёт". Ребенок начинает бояться абстрактного бабайку, ища его признаки в каждом пугающем объекте, и страх разрастается.

●     Пережитое неприятное событие. Если ребенок пережил тяжелую ситуацию или получил неприятный опыт, это может наложить отпечаток на всю жизнь. И если впоследствии он столкнется с похожим случаем, то страх проявится еще ярче. Например, если однажды на ребенка набросилась собака, то в последствие он может бояться встречи с каждым четвероногим другом, даже самым маленьким и безобидным.

-4

●     Гиперопека. Родители намеренно оберегают ребёнка от неприятной и тяжелой информации (чья-то болезнь или даже смерть), от столкновения даже с воображаемой опасностью, опекают и ограждают от любых намеков на возможные затруднения. А когда ребенок с ними сталкивается, испытывает растерянность и страх, которых могло бы не быть, если бы случилось своевременное знакомство.

●     Повышенная тревожность близких. Родители, а также бабушки и дедушки, могут передавать ребенку свои тревоги, погружая его в дополнительные переживания. Из-за повышенной тревожности они включают и гиперопеку,  запрещая ребенку малейшие рисковые действия, например: не забирайся на шведскую стенку - упадёшь, не подходи к качелям - ударят и т.д.

Периодически нас охватывают общие панические настроения, например, как было в пандемию: никто не знал, что будет завтра, что ждет каждого из нас и когда все закончится. В таких случаях важно ребенку дать понять: что бы ни случилось, мы дружная семья, мы друг другу помогаем и поддерживаем. И, конечно, взрослым важно искать внутренний стержень, который позволит сохранять внутреннее спокойствие и не заражать ребенка тревогой.

●     Жесткое воспитание и общение. Это может относиться к любому взрослому, с которым контактирует ребенок. Допустим, иногда родители не справляются с воспитанием и  начинают применять категоричные, а иногда и агрессивные, методы. Порой это и намеренно выбранная стратегия воспитания, ложно называемая спартанской.

У нас нет четкого термина и понимания, что такое жестокое обращение или жестокое воспитание, но специалисты сходятся во мнении - это любые действия, которые вредят физическому и психическому здоровью ребенка. Иногда это не действия, а бездействия. Давайте посмотрим, какие виды жестокого обращения выделяют юристы: физическое насилие (от физического наказания с причинением ущерба здоровью до пристегивания ребенка к батарее), сексуальное насилие, психическое насилие (обращение, которое подавляет ребенка, унижает, приводит к психическим заболеваниям и психосоматике) и отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Если мы, родители, будем с детьми внимательны и заботливы, нам не придется прибегать к критическим мерам.

●     Конфликты в семье. Регулярные ссоры между родителями приводят к появлению страхов и обострению чувства опасности у ребенка. Он может начать бояться самых безобидных вещей: скрипа двери, шагов на лестничной площадке и т.д.

Что нам это дает? Понимание, как быть.

Что делать, если ребенок боится

Если ребенок боится, он не всегда в этом признается, и только родительская внимательность и любовь подскажут: что-то происходит, что-то надо предпринять. Иногда дети стесняются признаться, а иногда и боятся. Родителям важно быть деликатными и чуткими, ни в коем случае не критиковать, не высмеивать, не обесценивать: "Темноты боишься? Да чего ее бояться?! Что ты как слабак!", чтобы не вырастить из страха невроз. Вдумчивость и забота взрослых помогут справиться с ситуацией.

1.   Разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью, увлечениями, пусть они и совсем наивные; задавайте вопросы, предлагайте что-то осмыслить (например, порассуждайте, что такое страх и как с ним быть). Чем вы больше общаетесь, тем больше вероятности, что ребенок вовремя расскажет, если испугается или встревожится.

2.   Обсуждайте с ребёнком проявление смелости, рассказывайте о храбрых людях, читайте книги, где герои справляются со страхами, ищите примеры в жизни. Смелость, умение ориентироваться в ситуации, самообладание, уверенность в себе - всё это качества, которые помогут ребёнку справляться со страхами. Развивать качества непросто, у ребёнка должен быть пример, некий эталон, на который он готов равняться. Кто может подавать пример в вашем случае? Если есть реальный ориентир в семье, прекрасно, если нет, то можно выбрать литературного героя, например, богатыря.

3.   Объясняйте. Часто пугающие явления можно объяснить наукой. Например, если ребёнок боится темноты, то ему вполне можно рассказать, почему приходит ночь, рассказать, что Земля поворачивается к Солнцу другим боком. Можно даже сочинить о них сказку, тогда ребёнок поймёт, что темнота - это не что-то пугающее и непонятное, а естественное и объяснимое явление.

4.   Придумайте кличку страху. Пусть ребёнок сначала обозначит реальный страх: например, "Я боюсь мышей". А потом пусть придумает этому страху имя - обозначение, но уже смешное, допустим, мышонок Пип-Пип. Страшно? Скорее всего, уже не очень.

5.   Сочиняйте сказки. Героем можно сделать даже страх, а можно придумать ребенка, похожего на вашего. Пусть герой пройдет путь до разрешения ситуации волшебным образом. Иногда волшебное решение подсказывает и реальное. Такая сказка обязательно должна заканчиваться хорошо.

-5

6.   Рисуйте, лепите, вырезайте. Начать вы можете с отвлеченных тем, а потом плавно перейдите к лепке или рисованию страха. Занятия творчеством помогают страх преобразовывать в нечто понятное и безобидное, он приобретает новый вид, совсем не такой, как создавало воображение. Кроме того, творческий процесс расслабляет нервную систему.

7.   Играйте. Если вы поможете ребенку проиграть пугающую ситуацию, в которой обязательно будет решение, то страх может уйти совсем. Игра, помимо решения, даёт возможность выплеснуть эмоции и посмотреть на ситуацию со стороны. Играть можно в сюжетно-ролевые игры:

●     "Дочки-матери", если страх связан с семейными делами.

●     "Детский сад", если малыш пугается детского сада.

●     "Больница", если ребенок боится похода к врачу.

Ориентируйтесь по ситуации, придумывайте свои сюжеты, актуальные для вашей истории.

Можно играть в предметные игры. Возьмите игрушечный набор животных, наделите их нужными качествами и полномочиями, которые позволят разыграть ситуацию. Например, ребенок боится пауков, пусть животные покажут взаимодействие с ним, покажут его безобидность.

8.   Двигайтесь. Если ребенка одолевают страхи, ему нужно расслабиться. А в этом помогут совместные прогулки, занятия спортом, подвижные игры. Движение не снимет страх напрямую, оно поможет сбросить зажимы, повысит эмоциональный тонус, поможет спокойнее реагировать на неприятные моменты, даст уверенность в собственных силах  и даже уберёт последствия сильного стресса.

Вывод

Страх - это защитный механизм, но им важно научиться управлять.

Самое главное, не стоит ругать ребенка и высмеивать даже малейшие опасения, если вовремя прислушаться и присмотреться, то легче будет понять и помочь.

-6

И важно помнить, что страх в нужный момент способен мобилизовать резервы организма, помогает быстро принять решение и предупреждает о реальной опасности.

Но если страх расшатывает нервную систему ребенка, приводит к нарушению привычного образа жизни и общения с окружающими, то нужно срочно принимать меры.

Разумеется, лучше сразу, как только заметили признаки, поговорить с ребенком и попытаться прояснить ситуацию.

*Невроз - это нервно-психическое расстройство