Внятную концепцию развития вертолетного парка армейской авиации в США пытаются сформулировать минимум два десятка лет. Концепции, собственно, формулируются настолько регулярно, что их пересмотр закономерен, а не удивителен.
Февраль 2024 г. стал очередным узловым моментом эволюции стратегии развития авиации армии США. Пересмотр стратегии объясняют всесторонним изучением опыта боевого применения вертолетов ходе вооруженного конфликта на Украине. Произошла смена приоритетов - не в первый и точно не в последний раз. В то же время февральский 2024 г. пересмотр перспектив развития авиации армии США впору расценивать как революционный, поскольку командование армейской авиации избрало синицу в руке (модернизацию UH-60, АН-64 и СН-47) журавлю (ЛА FVL во всех его появлениях). Такой выбор сделан скорее не по причине анализа уроков СВО, а на основе прогноза развития военно-политической ситуации во всем мире.
На вооружении армейской авиации США состоит около 4000 пилотируемых ЛА и около 700 БПЛА. Основу парка армейской авиации составляют вертолеты: примерно 2100 транспортных UH/MH/НН/EH-60 «Блэк Хок», 790 боевых АН-64D/E «Апач», 500 легких многоцелевых UH-72 «Лакота» и 400 тяжелых транспортных СН/МН-47 «Чинук», а также небольшое количество легких ударных вертолетов АН-6 (в 160-м вертолетном полку сил специальных операций).
Общее количество вертолетов армейской авиации с 2000 г. неуклонно снижается за счет с вывода из эксплуатации устаревших легких машин UH-1, OH-58 и ОН-6. Количество вертолетов АН-64 и СН-47 за этот же период несколько увеличилось, а число вертолетов UH-60 возросло весьма значительно - примерно на 500 единиц. Вертолетной парк армейской авиации претерпел количественное сокращение при качественном улучшении.
По состоянию на осень 2024 г. каждой дивизии армии США придавалась одна «универсальная» авиационная бригада. На вооружении бригады состоит 48 боевых вертолетов АН-64, 30 транспортных вертолетов UH-60, 12 тяжелых транспортных вертолетов СН-47, восемь вертолетов UH-60 в варианте воздушных командных пунктов и 15 санитарно-эвакуационных вертолетов НН-60. Также в бригаде имеется 12 БПЛА RQ-7 «Шэдоу» и 12 БПЛА MQ-1C «Грей Игл».
На протяжении добрых двух десятков лет будущее винтокрылой составляющей армейской авиации США увязывалось с программой FVL - Future Vertical Lift. Программа FVL превратилась в своего рода священную корову. Сомневаться в религиозных символах не принято, зато эти символы толкуют самым разным образом. Так и программа FVL: ее не отвергали, но трактовали столько раз и под такими ракурсами, что уже сложно вспомнить зачем отцы-основатели программы FVL городили огород из трех прописных американских букв.
Программа FVL, начатая министерством обороны США в 2004 г., предполагала разработку пяти перспективных винтокрылых ЛА, так называемых Capability Set (CS):
- CS1 – легкий маневренный ЛА, предназначенный для замены разведывательных вертолетов Белл ОН-58 «Кайова Уорриер»;
- CS2 – промежуточный ЛА между легким и средним вертолетами;
- CS3 – винтокрылый ЛА средней размерности для замены вертолетов семейства Сикорский H-60 «Блэк Хок»;
- CS4 – тяжелый винтокрылый ЛА для замены вертолетов СН-47 «Чинук»;
- CS5 – ультратяжелый винтокрылый ЛА
Армию США в наибольшей степени интересовали ЛА CS1 и CS3. В фаворе изначально был CS3. К 2018 г. ЛА CS3 эволюционировал в ЛА FLRAА (Future Long-Range Assault Aircraft) - вооруженный транспортный винтокрылый ЛА с большой дальностью полета. В финал конкурса FLRAА вышли конвертоплан Белл V-280 «Вэлор» и вертолет соосной схемы с дополнительным толкающим винтом Сикорский-Боинг SB-1 «Дифайэнт». Победителем объявили конвертоплан.
В 2018 г. абсолютно внезапно для экспертного сообщества на первое место был поставлен ЛА CS1, он же FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft).
Смену приоритетов объяснили ошибочными надеждами на способность связки боевых вертолетов АН-64D/E и БПЛА RQ-1 «Шэдоу» заменить снятые с вооружения разведывательные вертолеты ОН-58. Не получилось. Вероятно поэтому ЛА FARA стал №1 и превратился из вооруженного разведчика в ударно-разведывательный ЛА, способный выполнять задачи, как боевого (АН-64), так и разведывательного (ОН-58) вертолетов. Армия США отыграла в 80-е гг., когда начались НИОКР по программе перспективного легкого разведывательно-ударного вертолета LHX (Light Helicopter eXperimental), увенчавшейся появлением вертолета Боинг-Сикорский RAH-66 «Команч». Работы по «Команчу» свернули в 2004 г. по причине утраты машиной актуальности. В 2018 г. «Команч» реанимировали.
В 2023 г. было собрано два конкурирующих демонстрационных ЛА FARA: Белл модель 360 «Инвиктус» и Сикорский «Рейдер-Х». «Инвиктус», к слову, внешне очень похож на «Команч». Дальнейшие работы по ЛА FARA тормозили серьезные задержки с доводкой ТВД GE Aerospace T901 ITEP (Improved Turbine Engine Program).
Командование армии США 8 февраля 2024 г. объявило, опять внезапно, о прекращении финансирования ЛА FARA. Формально программа FARA приостановлена, де-факто – прекращена.
Начальник штаба армии США генерал Рэнди Джордж (Randy George) приостановку/закрытие программы FARA аргументировал следующим образом:
- Мы тщательно изучили опыт боевых действий, особенно на Украине, и пришли к выводу о фундаментальном изменении способов ведения авиационной разведки. … Весомым аргументом в пользу прекращения работ по программе FARA является возможность инвестирования сэкономленных финансовых средств в размере нескольких миллиардов долларов в разработку БПЛА. … Мы не намерены перезапускать программу разработки пилотируемого аналога вертолета «Кайова». Мы будем вкладывать деньги в беспилотные аппараты.
Затраты на эксперименты с ЛА FARA оцениваются в 3,4 млрд. долл., из которых 2,1 млрд – это госфинансирование. По уму к этой сумме необходимо приплюсовать 4 млрд, угробленных на вертолет Боинг-Сикорский RAH-66 «Команч», и пару миллиардов, потраченных в 2000-е гг., на улучшенные «Кайовы». Криминала, естественно, здесь нет, откатов тоже – исключительно эффективный менеджмент на научной основе.
Программу FARA вряд ли выброшена на свалку истории. Пересмотреть приоритеты можно, когда угодно, а с февраля 2024 г. зеленый свет получил ЛА FLRAА - конвертоплан Белл V-280. В декабре 2024 г. с фирмой «Белл» был заключен контракт на постройку шести прототипов. Первый полет прототипа намечен на 2026 г. Достижение конвертопланами V-280 состояния первоначальной боеготовности ожидается в 2031 г.
До февраля 2024 г. бюджеты на модернизацию армейских вертолетов урезали в угоду программе FVL, теперь аннулирование разработки ЛА FARA подается как великое благо, позволившее выделить финансы, необходимые как на совершенствование классической троицы армейских вертолетов, так и на закупку новых машин тех же классических типов. «Апачи», «Блэк Хоки» и «Чинуки» останутся на вооружении авиации армии США до 2050 – 2060-х гг.
В феврале 2024 г. было принято решение о прекращении с 2025 г. модернизации вертолетов UH-60А/L до уровня UH-60V в пользу варианта более радикальной доработки этих машин и начала в 2027 г. серийного производства вертолетов UH-60M с двигателями Т901. Первые вертолеты UH-60V армейская авиация получила в 2021 г.; в «М» предполагалось доработать все 760 UH-60А/L, пока в феврале 2024 г. количество подлежащих модернизации вертолетов не урезали в десять раз – до 75, с учетом уже прошедших доработку. На 2027 – 2032 г. запланирована поставка армейской авиации 255 вертолетов UH-60M, не исключается пролонгация серийного выпуска UH-60M для армии США на более поздний период.
Программу модернизации вертолетов CH-47F блок I до уровня блок II «резали» дважды – в 2018 и 2023 гг. Армия США отказалась от установки на вертолеты СН-47F блок II несущих винтов с новыми лопастями. Лопасти разрабатывались в рамках программы ACRB (Advanced Chinook Rotor Blades) на основе лопастей несущего винта вертолета RAH-66. Уровень вибраций лопастей новых винтов, выявленный при испытаниях, превысил допустимый. Устранить данный дефект за разумную цену не удалось, но в свете смены приоритетов нельзя исключить возобновления работ по перспективным лопастям. Новые лопасти должны были стать ключевым отличием новой модели «Чинука», в остальном же модификация СН-47F блок II представляет собой шаг вперед и не более того: замена оставшейся аналоговой электроники на цифровую, установка дополнительного топливного бака и ТВД Ханиуэлл Т55-715, на 20% более мощного, чем ТВД Ханиуэлл Т55-714С вертолета СН-47F (6500 л.с. против 6000 л.с.). Планами, существовавшими до февраля 2024 г., предусматривалась постройка трех опытных CH-47F блок II и шести серийных. Считалось, что СН-47F блок I в целом отвечает текущим потребностям армейской авиации, а модернизацию следует ограничить приведением парка «Чинуков» к единому стандарту, аналогичному версии для сил специальных операций МН-47F. После февраля 2024 г. речь зашла о разворачивании полноценного серийного производства вертолетов CH-47F блок II, количество планируемых к постройке вертолетов CH-47F блок II не известно. Первый из шести заказанных серийных вертолетов СН-47F блок II выполнил первый полет 8 апреля 2024 г.
На вооружении армейской авиации состоит 790 боевых вертолетов АН-64, более 700 из них прошли модернизацию из «D» в «Е». Модернизация обычно затрагивает БРЭО, реже силовую установку, а применительно к планеру сводится к усилению наиболее нагруженных и подверженных усталостным разрушениям элементов конструкции. С модернизированными «Апачами» получилось иначе. Не будет большой натяжкой считать все вертолеты АН-64Е вновь построенными, поскольку у машин целиком меняли планер. Действительно новые, по документам, вертолеты АН-64Е тоже строятся, но в довольно незначительном количестве – примерно десятая часть от модернизируемых.
В настоящее время большинство вертолетов АН-64Е оснащено программным обеспечением v. 4.5. Первые вертолеты АН-64Е с ПО v. 6.5 поступили в армейскую авиацию США осенью 2023 г. Новая версия ПО облегчает интеграцию новых агрегатов, устройств, авиационных средств поражения и пр.
Важнейшими уроками, извлеченными из СВО применительно к боевым вертолетам, в США называют необходимость повышения маневренности, реализацию мероприятия по защите от дронов и количественное увеличение боекомплекта. Опыт СВО в США, безусловно, изучается самым внимательным образом, однако в случае с озвученными мероприятиями по «Апачу» этот опыт притянут за уши.
Улучшить маневренность и вообще поднять ЛТХ «Апача» предлагается путем замены двигателей Т700 на ТВД Т901 – это общая с вертолетами семейства Н-60 программа, начатая отнюдь в 2024 и не в 2022 гг. Ремоторизация, равно как и отсрочка первых полетов демонстраторов ЛА FARA, уперлась в сложности с доводкой новых ТВД. Первые вертолеты АН-64Е и UH-60 с ТВД Т901 в частях армейской авиации вряд ли появятся ранее 2026 г.; на два – три года позже, чем планировалось.
Бороться с мелкими дронами намечено с помощью новых средств поражения, включая РЭБ и оружие направленной энергии. «Гладкую» интеграцию перспективных систем оружия в СУВ вертолета АН-64 призвано обеспечить ПО v. 6.5; работы по данной версии ПО начались до событий на Украине.
Количественный рост боекомплекта достигается за счет установки крыла большего размаха с шестью подкрыльевыми пилонами. Этот вариант опять же, прорабатывался до начала СВО.
Фирма «Боинг» впервые представила концепт модернизированного АН-64Е(V6) еще в октябре 2022 г. В данном варианте предполагалось реализовать все мероприятия, ныне подаваемые как следствие украинского опыта: крыло с шестью пилонами, расширенный за счет средств пассивной обороны и аппаратуры РЭБ состав БРЭО, ТВД Т901.
На рендере вертолета АН-64Е(V6) бросается в глаза новый обтекатель антенны надвтулочной РЛС. Разговоры о возможности/необходимости оснащения «Апача» РЛС с АФАР ведутся давно. Соответствующее решение, скорее всего, принято. До осени 2024 г. прорабатывались варианты с размещением РЛС с АФАР в надвтулочном обтекателе или в фюзеляже с конформной установкой антенн. Осенью 2024 г. Армия США разослала запрос предложений по контейнерной РЛС с АФАР для вертолета АН-64Е; контейнер с РЛС предлагается подвешивать на пилоне под крылом. Такой вариант оснащения «Апача» РЛС с АФАР реализовать проще, а значит быстрее. Опыт СВО учтен, таким образом, во временном контексте, а не в плане техники.
Существенные потери в боевых вертолетах, понесенные ВКС России в 2022 г., внесли определенное смущение в умы военных аналитиков Запада: А нужен ли боевой вертолет вообще? Точку над i поставил украинский контрнаступ лета 2023 г. https://theaviationist.com/2024/08/21/maneuver-warfare-attack-helicopter/:
- То, что Россия сделала с украинскими танками «Леопард» и БМП «Брэдли» с помощью своих вертолетов Ка-52 с их ПТУР «Вихрь» во время контрнаступления Киева летом 2023 года, «Апачи» могут сделать с российской бронетехникой с помощью ракет AGM-114 Hellfire.
- Российские вертолеты, когда-то бывшие пушечным мясом, превратились в небесных снайперов. Вооруженные ракетами повышенной дальности «Вихрь», поддерживаемые вертолетами радиоэлектронной борьбы и беспилотными летательными аппаратами, они могли наносить удары с убийственной точностью, оставаясь вне досягаемости украинских средств обороны. … Такая метаморфоза меняет ход войны.
Главный урок лета 2023 г.: боевой вертолет отнюдь не утратил своего значения, но его руки следует удлинить. Работы по оснащению «Апача» УР воздух-поверхность повышенной дальности ускорились. В 2024 г. завершились работы пор интеграции в СУВ вертолета израильской УР «Spike» NLOS (Non-Line Of Sight; в отсутствие прямой видимости), способной поражать бронетехнику на дистанции до 30 км. В марте 2025 г. вертолеты АН-64Е из 101-й воздушно-десантной дивизии, вооруженные УР «Spike», засветились в Ираке.
В контексте украинского конфликта сделан вывод о необходимости повышения огневой мощи армейских частей в целом. Вопрос: каким образом?
За последние 25 – 30 лет в пехотных дивизиях армии США значительно сократили количество артиллерии. Вертолеты АН-64 и БПЛА MQ-1C часто рассматривают как летающую артиллерию, но вертолеты и БПЛА в большей степени ориентированы на борьбу с бронетехникой, нежели на поражение живой силы или разрушение опорных пунктов.
Транспортные вертолеты UH-60 стандартно вооружены двумя 7,62-мм пулеметами М240, установленными на турелях в дверных проемах грузопассажирской кабины. В последние годы часть вертолетов UH-60 доработаны под размещение дополнительных авиационных средств поражения – УР «Хеллфайр», блоков НАР, контейнеров с 12,7- и 7,52-мм пулеметами «Миниган». Ранее авиационные средства поражения на внешней подвеске могли нести только вертолеты МН-60 из 160-го вертолетного полка сил специальных операций.
Превращение транспортных «Блэк Хоков» в десантно-штурмовые вертолеты и увеличение, в нескорой перспективе, количества подкрыльевых пилонов вертолетов АН-64 с четырех до шести погоды не сделает. Вертолеты дефицит артиллерии не восполнят.
Анализ конфликта на Украине способен привести к радикальному пересмотру структуры авиации армии США с отказом от концепции модульных авиационных бригад и возврату к специализированным авиационным батальонам – огневой поддержки, транспортным, тяжелым транспортным. Армия начала прощупывать министерство обороны США на предмет передачи из ВВС в армейскую авиацию самолетов А-10.
Текущими планами предусматривается снятие с вооружения ВВС США к 2029 г. всех штурмовиков А-10 – самолета, которого ВВС не хотели никогда, и предназначенного для выполнения задачи непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, которой ВВС тоже никогда не горели желанием заниматься. В 2023 г. ВВС США располагали 260 штурмовиками А-10. Этого количества самолетов достаточно для формирования при каждой пехотной дивизии эскадрильи из 18 штурмовиков, при сохранении 80 А-10 в качестве источника запасных частей. Штурмовики, в отличие от боевых вертолетов, способны, хотя бы частично, восполнить нехватку артиллерии в соединениях армии США.
Боевой вертолет, Белл АН-1 «Кобра», появился в 60-е гг. как следствие заключения джентльменской договоренности между ВВС и сухопутными войсками США: армия отказывается от вооруженных самолетов, ВВС – от вооруженных вертолетов. Армии требовался штурмовик (в то время им виделся самолет OV-1 «Мохаук»). Договоренность появление в армейской авиации самолета с пушками и ракетами исключала, поэтому штурмовик сделали из вертолета. Соглашение 60-х гг. соблюдалось десятилетиями. Перевод А-10 из авиации в «пехоту» представляется маловероятным, но обсуждение такой возможности показательно само по себе.
Изучение боевого опыта вооруженного конфликта на Украине не привело к появлению на вертолетах авиации армии США неких сиюминутных улучшений в духе танковых «мангалов». Сиюминутный вывод, впрочем, имеется: хоронить боевые вертолеты преждевременно. Анализ боевого применения вертолетов на Украине поставил на повестку дня вопрос смены парадигмы развития армейской авиации США.