Найти в Дзене
культшпаргалка

Неизвестный сын Баха: почему никто не знал о нём 200 лет

Сегодня, в первый день апреля, самое время узнать, что у Иоганна Себастьяна Баха было не двадцать детей, о чём написано в любой энциклопедии, а на одного ребёнка больше. Об этом стало известно только в 60-х годах 20 века. Мало кто знает, что самым последний сыном великого немецкого мастера был не знаменитый Иоганн Кристиан ("лондонский Бах" 1735 г.р.), а совсем другой его ребёнок. Самый младший Бах появился на свет 1 апреля 1742 года. Никто в семье не ждал этого малыша, тем более, что младшей дочери Бахов - Регине Сусанне - ещё не исполнилось и двух месяцев. Судя по всему, Анна Магдалена - вторая жена Иоганна Себастьяна - любила не только жёлтые гвоздики, певчих птиц и сладкое вино (о чём мы знаем из семейной корреспонденции Бахов), но также весёлые первоапрельские розыгрыши. Нельзя сказать, что её шутка имела успех. Бах был уже немолод, и его не очень радовала внезапная перспектива учить музыке ещё одного сына, после того, как он основательно выучил уже шестерых. Тем более, что м
Оглавление

Сегодня, в первый день апреля, самое время узнать, что у Иоганна Себастьяна Баха было не двадцать детей, о чём написано в любой энциклопедии, а на одного ребёнка больше. Об этом стало известно только в 60-х годах 20 века.

Последний Бах

Мало кто знает, что самым последний сыном великого немецкого мастера был не знаменитый Иоганн Кристиан ("лондонский Бах" 1735 г.р.), а совсем другой его ребёнок. Самый младший Бах появился на свет 1 апреля 1742 года.

Последний сын Иоганна Себастьяна Баха. Работа неизвестного художника.
Последний сын Иоганна Себастьяна Баха. Работа неизвестного художника.

Никто в семье не ждал этого малыша, тем более, что младшей дочери Бахов - Регине Сусанне - ещё не исполнилось и двух месяцев. Судя по всему, Анна Магдалена - вторая жена Иоганна Себастьяна - любила не только жёлтые гвоздики, певчих птиц и сладкое вино (о чём мы знаем из семейной корреспонденции Бахов), но также весёлые первоапрельские розыгрыши.

Нельзя сказать, что её шутка имела успех. Бах был уже немолод, и его не очень радовала внезапная перспектива учить музыке ещё одного сына, после того, как он основательно выучил уже шестерых. Тем более, что мальчик не проявлял вообще никаких талантов. По этой причине первоапрельский младший сын Баха стал белой вороной в семье - он никогда не учился музыке. Бах даже не внёс его в свой родословный список.

Настоящее имя этого мальчика осталось неизвестным (запись о крещении, если она было, не сохранилась). По свидетельству старшего сына Баха Вильгельма Фридемана, отец, со свойственной ему склонностью к логическим ребусам, дал своему последнему ребёнку (очень бойкому малышу) странное прозвище: P.D.Q.

На этой картинке, изображающей семью Баха, нет самого младшего ребёнка Анны Магдалены.
На этой картинке, изображающей семью Баха, нет самого младшего ребёнка Анны Магдалены.

Только в 20 веке американские исследователи-баховеды высказали предположение, что Бах имел в виду американский слоган "pretty damn quick“ ("чертовски быстро"). Вопрос, как ему пришла в голову такая остроумная идея, при том, что он не владел английским языком, до сих пор остаётся одной из загадок великого гения.

Наперекор традициям!

Биография P.D.Q. Баха была бережно восстановлена по крупицам уже в 20 веке американскийм музыковедом и композитором Питером Шикеле. Оказалось, что первоначально 21-й Бах не собирался заниматься музыкой, как все его братья. Но впоследствии всё же не смог преодолеть парадигму своего рода, и в возрасте 35 лет принял решение тоже заняться композиторской деятельностью.

Незаурядный интеллект, унаследованный им от отца, склонность к шутке, унаследованная от матери, и природное отсутствие какого-либо музыкального таланта привели его к совершенно уникальному решению. P.D.Q. Бах стал величайшим в истории музыки плагиатором.

Заимствование чужих тем и идей приняло в его творчестве особо крупные размеры. Ни один гений того времени (включая Моцарта и Бетховена) не был обойдён его вниманием.

Сила его своеобразной художественной интуиции, дерзости и творческого любопытства позволили ему проникнуть даже в будущее и воспользоваться музыкой композиторов последующих эпох: от Шуберта, Вагнера, Чайковского, Равеля, Бартока и Стравинского до ныне живущего ветерана американского минимализма Филиппа Гласса. Но, конечно, чаще всего P.D.Q. Бах брал материал из обширного наследия своего родного отца. В конце концов, не зря же он носил его фамилию!

Разное и несовместимое он смешивал с отвагой музыкального профана, так что неожиданным образом именно это качество и составило оригинальность его авторского стиля.

Питер Шикеле пишет в опубликованной им биографии P.D.Q. Баха, что жизнь свою он закончил в Баден-Бадене. Даты рождения и смерти на его надробном памятнике выглядят довольно странно: 5 мая 1807 - 1 апреля 1742.

Итак, сегодня, 1 апреля, есть повод вспомнить этого, совершенно особого Баха.

Всех с 1 апреля!

А теперь серьёзно. P.D.Q. Бах - это музыкальный фантом, проект того самого Питера Шикеле - американского композитора и фаготиста.

-3

Ещё в 60-х годах 20 века он придумал образ 21-го наследника и "лишнего сына Иоганна Баха", "маниакльного плагиатора" и "худшего композитора в истории музыки".

Но не просто придумал, а написал очень увлекательную и смешную биографию P.D.Q. Баха, а главное, сочинил от его имени множество юмористических опусов (к настоящему времени издано 17 дисков).

Концерты Питера Шикеле (он выступал со своим ансамблем как ведущий, фаготист, пианист и вокалист) имели огромный успех в США. Возможно, сценический образ Шикеле (с некоторым переборам комикования) понравится не всем, но его музыкальные мистификации очень симпатичны.

Музыкальный юмор Шикеле открываеся в полной мере тем, кто имеет более-менее широкую музыкальную эрудицию. Это позволяет, что называется, схватить плагиатора-манька P.D.Q. Баха за руку и узнать, чью же тему от украл на этот раз и каким образом изменил её до неузнаваемости, чтобы скрыть следы преступления.

Но и не настолько подкованная в классике публика найдёт повод улыбнуться, наблюдая за этой музыкальной игрой.

Кстати, Шикеле получил отличную академическую выучку в престижной Джульярдской школе, где его сокурсниками были Филипп Гласс и Стив Райх - столпы американского минимализма.

Для примера - три фрагмента из нетленных шедевров "музыкального карлика" P.D.Q. Баха.

1️⃣Прелюдия до мажор из "Коротко темперированного клавира с прелюдиями и фугами во всех мажорных и минорных тональностях, за исключением самых сложных"

Идея "Хорошо темперированного клавира" Иоганна Себастьяна Баха плюс симбиоз его же прелюдий с буги-вуги и немного джазовых гармоний.

2️⃣"Последнее танго в Байройте"

Очень остроумный и изысканный микс знаменитого танго из фильма "Последнее танго в Париже" и лейтмотивов из "Тристана и Изольды" и "Лоэнгрина" Рихарда Вагнера.

Как пишет Питер Шикеле в своём исследовании творчества забытого последнего сына Иоганна Себастьяна, «в целом танцевальная музыка PDQ Баха свидетельствует о том, что одна его нога была короче другой»

3️⃣"Эхо-соната" для двух недружественных групп инструментов.

Забавный спор доброго старого и агрессивного нового, цивилизованного и вульгарного, доброй улыбки и грубой гримасы. Кто возьмёт верх?

Идея украдена из знаменитого "Вопроса, оставшегося без ответа" Чарльза Айвза.

Спасибо всем за лайки, репосты и комментарии!🌺