В историческом вестнике «Воронцово поле» вышел материал о генерале Георгии Хетагурове — прославленном советском военачальнике, генерале армии, Герое Советского Союза и кавалере множества орденов.
Материал подготовили Залина Плиева — декан исторического факультета СОГУ, председатель отделения Российского исторического общества в Северной Осетии кандидат исторических наук и Сослан Секинаев — кандидат исторических наук, сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН.
В статье рассказывается, почему Георгия Ивановича считали «Богом артиллерии» и как его действия повлияли на ход Великой Отечественной войны.
Источник: https://vorontsovopole.ru/rubriki/kod-geroya/bog-artillerii-georgiy-ivanovich-khetagurov
В современном научном и общественном дискурсе история Великой Отечественной войны стала предметом острых дискуссий. Многочисленные попытки фальсификации истории войны, борьба с памятниками героям, атаки на монументы советским воинам-освободителям предпринимаются западными политическими силами, которые стараются переписать историю, чтобы оправдать собственные преступления, создают угрозу международной безопасности, а также, как показывают события последних лет, и самому существованию мирового сообщества.
Для России Великая Отечественная война — важный фактор общественного сознания, исторической памяти, сохранения российских духовных ценностей, в совокупности формирующих современный патриотизм как основу гражданской идентичности. Нам важно противостоять попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны и очернения её героев. Поэтому представляется актуальным обращение к личностям этой судьбоносной эпохи.
В рядах многонациональной Красной армии воевало много осетин. На фронтах Великой Отечественной войны сражался каждый пятый житель Республики.
В 1941–1945 годах в армию ушли около 90 тысяч человек, из них более 45 тысяч не вернулись с полей сражений, то есть погиб каждый второй. Осетия дала стране 79 Героев Советского Союза, 12 полных кавалеров ордена Славы. 35 Героев Советского Союза были осетинами. Особое место среди них занимает Георгий Иванович Хетагуров. Звание Героя Советского Союза было присвоено Хетагурову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года. В нём говорилось:
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” генерал-майору артиллерии Хетагурову Георгию Ивановичу.
Представляя Хетагурова на присвоение ему высокого звания Героя Советского Союза, командующий 8-й гвардейской армией генерал-полковник В.И. Чуйков писал, что, нанося могучий гвардейский удар, дивизия товарища Хетагурова 25 января ворвалась в город Познань и вступила в решительную схватку с окружённым гарнизоном противника, засевшим в крепости Цитадель.
«Хетагуров всесторонне развитый, высококультурный генерал. Военно-тактическую подготовку имеет хорошую. Умеет правильно организовать взаимодействие родов войск в наступательном бою и в обороне. Хорошо знает характер современного боя: разрабатывает и решает сложные оперативно-тактические задачи, имеет опыт в руководстве работой крупных общевойсковых штабов. В боевых действиях Хетагуров проявляет большую настойчивость, умение командовать войсками, добиваясь выполнения намеченной цели, его личные качества — исключительное мужество и отвага… Корпусом за период боёв уничтожено солдат и офицеров противника — 11 595, орудий разных калибров — 143, танков и самоходных орудий — 56, много другого военного имущества. Захвачено самолётов — 35, орудий разных калибров — 117, танков — 17, взято в плен 6938 солдат и офицеров, освобождено граждан Советского Союза и союзных стран — 11 500 человек».
Из наградного листа Георгия Хетагурова.
За плечами Героя — полувековая служба в Красной армии. Он принимал участие в вооружённой борьбе за установление советской власти на Кавказе, 15 лет командовал артиллерийскими подразделениями на Дальнем Востоке, активно участвовал в разрешении военного конфликта на КВЖД и в боях у озера Хасан. Великую Отечественную войну генерал Хетагуров начал в Прибалтике, дошёл с боями до Берлина, а затем сражался на Дальнем Востоке в составе соединений, громивших Квантунскую армию.
Георгий Иванович Хетагуров родился 25 апреля 1903 года в селении Зарамаг в семье дорожного мастера Ивана Хетагурова. В 1913 году он окончил сельскую начальную школу и мечтал продолжить образование, но жизнь малоимущей семьи диктовала свои условия: тяжёлый труд землекопа на Военно-Осетинской дороге, труд разнорабочего после переезда в город Владикавказ...
Судьба его круто изменилась в годы Гражданской войны. В 1920 году семнадцатилетним юношей он добровольно вступает в вооружённый отряд по борьбе с бандитизмом. Годы, проведённые в отряде, стали для Хетагурова своеобразной школой жизни, закалившей его морально и физически.
Азы артиллерийского дела Хетагуров освоил, будучи курсантом Пятигорских пехотных командных курсов имени Артёма в 1926 году. Службу артиллериста Георгий Иванович начал в Забайкалье в должности командира огневого взвода 5-й гаубичной батареи 36-го Волжского артиллерийского полка 36-й дивизии, а через два года стал командиром горной батареи 108-го стрелкового полка той же дивизии.
Хетагуров всегда стремился к образованию: в 1926 году окончил артиллерийское отделение Киевской объединённой военной школы командиров, в 1931 году — кавалерийские курсы усовершенствования высшего комсостава в Новочеркасске, в 1938 году — курсы усовершенствования высшего командного состава артиллерии при Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского. Вскоре Георгий Иванович был назначен командиром батареи 25-го конно-горного артдивизиона 5-й Отдельной Кубанской кавалерийской бригады, которой командовал К.К. Рокоссовский, будущий прославленный полководец Великой Отечественной. Служба в кавалерии имела свою специфику, но и здесь комбат оказался на высоте положения: это показали грянувшие вскоре события на КВЖД.
В сентябре 1929 года батарее Хетагурова удалось нанести мощный удар по китайскому укреплённому пункту Шивей. Эта высота получила название Батарейной.
Отличилась батарея Хетагурова и в ходе Чжалайнор-Маньчжурской операции Особой Дальневосточной армии под командованием В.К. Блюхера. По льду форсировав реку Аргунь, артиллеристы уничтожили паровоз китайского воинского эшелона, что позволило захватить много пленных. Затем губительным картечным огнём батарея отражала контратаки неприятельской кавалерии и пехоты. За участие в военной кампании на КВЖД Г.И. Хетагуров был награждён орденом Красного Знамени.
В 1931 году Георгий Иванович возглавил учебную батарею того же дивизиона 2-го артполка 2-й Приамурской дважды Краснознамённой стрелковой дивизии. Едва прибыв к новому месту службы, Хетагуров получил приказ подготовить дивизион к длительному походу. В январе 1932 года дивизион выступил в 800-километровый поход по льду Амура в бухту Де-Кастри — полк был включён в систему береговой обороны побережья Тихого океана. Ровно месяц, прокладывая путь через снежную целину и торосистые льды, в метели и 40-градусные морозы бойцы и командиры упорно шли на восток. «Трудно было всем, а артиллеристам в особенности. Лошади наши выбивались из сил, поэтому на крутых подъёмах, а также на спусках к орудиям и зарядным ящикам привязывали верёвки — бойцы помогали лошадям», — вспоминал впоследствии Георгий Иванович. На новом месте Хетагуров все свои силы отдаёт сооружению артиллерийского городка. Забот прибавилось, когда Георгий Иванович занял по совместительству пост начальника артиллерии Де-Кастринского укреплённого района.
В августе 1937 года Хетагуров был назначен командиром дислоцированного в Хабаровске 181-го артиллерийского полка резерва Главного командования. Новая ответственная должность полностью захватила Хетагурова: ему впервые пришлось столкнуться с новой аппаратурой и осваивать сложную технику, руководить планированием и проведением боевой подготовки полка. Первые же контрольные стрельбы полка дали хорошие результаты.
В марте 1938 года Хетагурова направили в Ленинград на Высшие академические курсы усовершенствования командного состава при артиллерийской академии, где Георгий Иванович слушал лекции выдающихся отечественных артиллеристов Л.А. Говорова, М.Н. Чистякова. Однако завершить курс обучения командиру полка не удалось — с началом вооружённого конфликта на озере Хасан его отозвали в часть.
Когда грянула Вторая мировая война, Хетагуров был назначен начальником артиллерии 1-й Московской Пролетарской стрелковой дивизии. Здесь ему довелось принимать участие в освоении новых образцов орудий и миномётов. Весной 1941-го Георгий Иванович вновь становится начальником артиллерии корпуса, на этот раз — 21-го механизированного, формировавшегося в Московском военном округе.
В первые же дни Великой Отечественной войны перед корпусом были поставлены чрезвычайно важные и сложные задачи — дать отпор наступавшим механизированным соединениям противника, прикрыть даугавпилсское направление, уничтожить вражеский воздушный десант в районе г. Резекне.
Сложность задачи легко понять, ведь не за горами был Ленинград — главная цель противника. Осуществление массированного артиллерийского наступления казалось невозможным из-за отсутствия нужного количества подготовленных артиллеристов.
И тогда Хетагуров предложил весьма рациональное, простое и мудрое решение.
Артиллерийскими расчётами, — сказал он, — могут стать танковые экипажи, не имеющие машин. Научиться стрелять из противотанковых орудий прямой наводкой не трудно: этот метод ведения огня танкистам знаком...»
Под руководством Георгия Хетагурова танковые экипажи успешно отражали атаки врага. В результате упорных боёв 21-й механизированный корпус вывел из строя 52 вражеских танка, 59 орудий, 600 автомашин и много другой техники. А главное — враг был остановлен на реке Даугаве. Командование Северо-Западного фронта высоко оценило боевые действия корпуса, наградив 600 человек, в том числе Георгия Ивановича Хетагурова, орденами Красной Звезды.
Так, несмотря на колоссальное превосходство противника в живой силе и технике, артиллеристы Хетагурова под его личным командованием остановили наступление гитлеровцев на берегах Даугавы и тем самым защитили Ленинград. В успехе этого исторического эпизода Великой Отечественной войны огромная заслуга Георгия Ивановича.
7 июля в бою под Опочкой Хетагуров, руководивший действиями артиллерии с командного пункта 46-й танковой дивизии, получил ранение и был эвакуирован в госпиталь в Москву. Командир корпуса Д.Д. Лелюшенко представил начальника штаба корпуса к ордену Красного Знамени. По выписке из госпиталя Г.И. Хетагурова ждало новое назначение — начальником штаба 30-й армии Западного фронта, оборонявшей Москву. Однако, возглавляя штаб, он должен был лично руководить и левофланговой группировкой войск.
Тем временем враг захватил город Клин и рвался к Москве. Создав пятикратное превосходство и захватив Рогачёво, немцы вышли к каналу Москва — Волга; на первый план вышла задача не допустить переправу врага через канал. Хетагуров принимает дерзкое, но единственно правильное решение нанести внезапный удар по врагу и тем самым помешать его переправе.
Внезапный фланговый удар вынудил гитлеровцев отступить, Хетагуров не только сорвал переправу врага, но и захватил очень важный рубеж западнее Клина. Это была ещё одна блестящая победа в истории Великой Отечественной войны.
В апреле 1942 года Хетагуров — уже генерал-майор артиллерии — был награждён своим вторым орденом Красного Знамени. Практически всю войну Г.И. Хетагуров прошёл в должности начальника штаба армии, причём на самых главных направлениях, в 1941 году — под Москвой, в 1942–1943 годах — под Сталинградом. В 1944 году Хетагуров был начальником штаба 1-й гвардейской армии. Однако к концу войны оказался в должности командира дивизии. Странные зигзаги военной карьеры генерала Хетагурова объясняются сильным и принципиальным характером, в основе которого лежали чувства чести и достоинства, свойственные горцу-осетину. Он не терпел несправедливости и всегда смело защищал свои убеждения, даже если это грозило конфликтом с вышестоящими руководителями.
го прямолинейность и непримиримость к грубости проявились в отношениях с влиятельным военачальником, известным своим резким и зачастую унизительным стилем общения. Несмотря на риск для карьеры, Хетагуров не побоялся ответить на его резкость, продемонстрировав свою независимость и верность принципам. Эта твёрдость характера сделала его уважаемым лидером, но повлияла на его профессиональную судьбу в условиях жёсткой иерархии военного времени.
Во второй половине апреля 1945 года генерал Хетагуров был назначен командиром 29-го гвардейского стрелкового корпуса. 24 апреля части корпуса ворвались в Берлин. Командующий 8-й гвардейской армией генерал В.И. Чуйков подписал 4 мая 1945 года представление к присвоению генералу Хетагурову звания дважды Героя Советского Союза.
Но Герой так и не получил эту награду. Однако, несмотря на «старания» оппонентов, полководческий талант генерала армии Георгия Ивановича Хетагурова был высоко оценён правительством — три ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Суворова, орден Кутузова, орден Красной Звезды и два ордена Польской Народной Республики.