- Год выхода: 2006
- Страна: США
- Жанр: Драма, комедия
- Режиссёр: Джонатан Дейтон, Валери Фэрис
- Сценарий: Майкл Арндт
- Главные роли: Грег Киннир, Стив Карелл, Тони Коллетт, Пол Дано, Эбигейл Бреслин, Алан Аркин
- Продолжительность: 1 час 41 минута
- Возраст: 18+
Первая мысль, которая возникает у меня после просмотра: а не Уэс ли Андерсон это снял? Душевная, сентиментальная, меланхоличная лента, что легко ложиться в его ранний период творчества. Когда один человек стоит во главе съёмочного процесса дело вполне привычное, но, когда сразу два и это не разделение по сериям или новеллам, встаёт закономерный вопрос. Кто эти люди? Как ни странно, бывшие клипмейкеры, перебравшиеся в кинематограф. Далее краткий перечень музыкальных групп, с которыми они работали: R.E.M., The Smashing Pumpkins, Red Hot Chilly Peppers, Ramones и разовые встречи с Beasty Boys, Weezer, The Offspring, Korn. Вот это послужной список. Неудивительно, когда, набив руку, супружеской паре захотелось помасштабнее чего-то ещё.
Снять хорошо, это часть успеха. Ещё частичку даёт работе актёрский состав и половину от всего, а то и больше — сюжетная часть. Здесь не сколько важны сами режиссёры, хотя именно им запал в душу сценарий, через рекомендацию от продюсеров. Давно такого не слышал, чтобы люди у руля помогали, а не вставляли палки в колёса. Наверное, всё потому, что у некоторых людей нет глобальной цели по заработку всех денег мира. Проще говоря, инвестиции в авторское, независимое кино, которое, как ни странно, тоже собирает, причём неплохо. Питаться одними блокбастерами — дело дрянное, однако блюсти диету на одной социалке — ни разу не выход. Как и везде, нужен не только баланс, но и компромисс.
Главный инициатор идеи фильма — Майкл Арндт. Вы навряд ли о нём что-то дельное слышали, поскольку он быстро потерял ведущую роль. Это и хорошо, и нет. После успеха своего первого сценария расширился горизонт проектов. Успешные «История игрушек: Большой побег» и «Головоломка». Проходной «Обливион» и средней паршивости «Голодные игры: И вспыхнет пламя», а также его приквел в 2023 году… Отдельно в углу обиженных стоят «Звёздные войны. Эпизод 7». Вот и думай после, кто, чего решает. Один сценарист, три или всё же боссы больших киностудий. Попадая в дорогие, продюсерские проекты, голос разума становится менее значимым.
Можно расписывать во всех ипостасях насколько фильм отрезвляюще чуткий к житейским мелочам и в этом его огромный плюс. Не всегда наши прихоти и желания коррелируют с реальностью, иногда завися от случайного поворота судьбы. Продвигаешь ли ты мотивационные речи об успехе или мечтаешь стать лётчиком — остальному миру на тебя плевать. Быть просто хорошей матерью не всегда достаточно, когда сама особа в шаге от ментального срыва. Даже квалифицированный специалист, порою не в состоянии оставаться в прежней рабочей среде, попутно выворачивая наружу душевные раны. А если прожитые годы, никакого удовлетворения не принесли, таща за собой ворох пагубных для здоровья привычек. Что тогда? Это называется — жизнь, часто диктующая незапланированные события. Вот и остаётся последний лучик счастья, который пока ещё ничем не осквернён. Попытка его взрасти и двигает сюжет вперёд.
Одна из главных мыслей, что пронизывает повествование — критерии успеха. В чём он выражается и как определяется. Исходя из данных картины достоверно обозначить степень не то, чтобы легко. К примеру, отец семьи Ричард Хувер (Грег Киннир) достоверно знает азы, однако не в силах на себе эти критерии применить. Становится ли он от этого хуже? Нет, однако менее успешным в плане бизнеса, вполне, да. Противоположный «успех» у Фрэнка (Стив Карел), знаменуется ещё куда большими потерями, при этом никакую ячейку в обществе, в виде семьи, он так и не создал. Стал ли человек менее успешным, потеряв всё? Наверное, да, и вот это, наверное, бесконечно отталкивается от финансовых состояний, душевного равновесия и желанной реализации в социуме. Аналогично и супруга Шэрил Хувер (Тони Коллетт) не знает, куда себя девать, кроме семейства, поскольку воплощение где бы то ни было ещё, на этом заканчивается. Что делать её сыну Дуэйну (Пол Дано) в подобных обстоятельствах, до конца неясно. Трудный подросток (загибаем палец); практически невыполнимая мечта. Обет молчания почти с год. Юношеский максимализм. У парня от конкретного успеха буквально определяется дальнейший путь, но и здесь, как всегда, имеются свои загвоздки. Только младшая сестра Олив (Эбигейл Бреслин) не утратила счастье и оптимизм. Для неё успех в конкурсе красоты, что-то аморфное. По сути, та же игра, только на сцене перед сверстниками и взрослыми, хотя и тут батёк лоббирует в мозг ребёнка свой успешный успех...
Именно на конкурсе красоты хотелось бы чуточку заострить внимание. Насколько морально релевантна эксплуатация детей на подиуме, разговор отдельный, но примечателен сам факт появления этой сюжетной линии. Как-то в одной газете до написания сценария, Майкл Арндт вычитал статью об Арнольде Шварценеггере. Дело было в старшей школе, где последний выступил с речью перед будущими выпускниками. Примерный перевод той ключевой фразы, что так врезалась автору в память: «Если и есть что-то в этом мире, что я ненавижу, так это неудачников. Я презираю их». С одной стороны слова Арни понятны. Человек немалым трудом сперва добился карьерных высот в бодибилдинге, потом реализовался как актёр боевиков и напоследок закрепил губернаторством Калифорнии, однако это всё же редкий случай один на миллион. Мотивации ему не отбавлять, но приравнивать неуспешных людей к когорте неудачников, звучит очень сомнительно и размыто, учитывая геополитические реалии, в которых мы живём. Можно без конца долбиться головой о стену, так и не поняв, что выход располагается в другом углу.
Как сложилась бы судьба проекта, если бы сценарист не наткнулся на словесный, вычурный финт, можно лишь гадать. Идея высмеивания подобных речей, легла в основу всех житейских проблем фильма, где квинтэссенцией послужило финальное мероприятие. «В какой-то степени детский конкурс красоты является воплощением глупого и бессмысленного соревнования, которому люди подвергают себя». Полностью солидарен с высказыванием. Кроме стресса, неоправданных надежд и разных комплексов, конкурсанты не получают ничего, однако денежный результат в перспективе перекрывает всё. Красивые и богатые. В большинстве масс — самый желанный успех.
Касательно актёрской игры, ни к кому претензий нет. Все контекстно зависят от прописанных ролей, но не замечать ярчайшую звёздочку Оливию и её безумного деда (Алан Аркин), физически невозможно. А какому трюку научили внучку, вообще молчу. Никто из родных и пальцем не пошевелил в подготовке к конкурсу, зато старик втихаря затащил главный твист. Если с плюсами всё понятно, то стоит и о минусах поговорить. Для происшествий в кругу семьи, плотность проблем местами высока, хотя каким-то весомым изъяном это не назвать, однако если вы хотели посмотреть на классическое роуд-муви — тут у нас совсем другой вариант. Неприятности не решаются сами собой, а положительный финал едва ли достижим. Не всё так плохо, конечно, но до гармонии внутри семейства, ещё нужно много чего пройти, натыкаясь на кучу подводных камней. «Маленькая мисс Счастье» — приятное, трогательное кино, напоминая зрителю, что лучик надежды есть в каждом из нас, впрочем, если не работать над собой, ты никак не вытянешь его со дна. Да, тёмных полос в жизни хватает, но и без белых невозможно обойтись.